ВОРОНА И ЛИСИЦА

  • docx
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВОРОНА И ЛИСИЦА.docx

МКОУ «Дарвагская СОШ №1»

 

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения

На тему: «И.А.Крылов «Ворона и лисица» .

проведённого в 3  классе

______________________________________________________

 

Ф.И.О. Мадаева Натаван Зейнутдиновна

УМК: «Школа России»;

Класс: 3;

Предмет: Литературное чтение;

Тип: Открытие новых знаний;

Тема: «И.А.Крылов «Ворона и лисица»»;

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др., компьютер, проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки.

Технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология;

УУД:

Предметные: научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:  

Регулятивные:  определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Познавательные: познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

Коммуникативные: научатся  адекватно  оценивать  собственное  поведение  и  поведение окружающих;    инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; выражать  свои  мысли  с  достаточной  полнотой  и  точностью  в соответствии с задачами

 Личностные:  проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока и его образовательная цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. (1 – 2 мин).

Здравствуйте, дети! Меня зовут ___________________, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Страна Литературия зовёт вас на урок!

Вы знания получите -
Они пойдут вам впрок.
Слушайте, старайтесь
И не отвлекайтесь!
Думайте, читайте,
На вопросы верно отвечайте!

Приветствуют учителя.

 

 

 

Слушают мотивационное стихотворение

 

Проверяют готовность

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действийи организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.(4-5мин)

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп                   Лафонтен                   Крылов
Др. Греция         Франция                    Россия
VI век до н. э.    XVII век                     XIX век

Предполагают свои высказывания

Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

Как вы думаете, кто такие баснописцы?

– Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)

– Давайте обратимся к толковым словарям , какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

 

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

Актуализируют знания, полученные на прошлых уроках

 

 

 

 

Выполняют задания

 

 

 

 

Работают по карточке

3.Выявление места и причины затруднений.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.(10 мин)

Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

- Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль.

БИОГРАФИЯ
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Семья была небогатая. Отец Крылова был военным, но денег постоянно не хватало. Когда И. А. Крылову было 6 лет, семья переехала из Москвы в Тверь.  В Твери отец Крылова получил должность председателя магистрата. Отец умирает, когда Ивану было всего 9 лет, и семья оказывается в трудном финансовом положении. Иван Андреевич не имел возможности закончить образование. Его обучение заключалось в чтении книг, а богатые соседи разрешили мальчику присутствовать на уроках французского, которые организовывались для их детей.  Семья отказывала себе во всем и жила впроголодь. Мать Крылова решила перебраться в Петербург. В Петербурге Иван Андреевич получил должность в казенной палате.  Когда Крылову было 15 лет, он сочинил свою первую литературную работу – комическую оперу под названием “Кофейница”. Крылов был заядлым театралом, был знаком с нравами простого народа. В 18 лет он окончательно покончил с казенной службой и окунулся в литературную деятельность.  Сначала пробы пера были не слишком удачными. Он печатал свои басни без подписей, издавал журнал “Почта духов”, который просуществовал 8 месяцев. Потом Крылов начал издавать журнал “Зритель”, который закрылся через год. На некоторое время Иван Андреевич пропал из виду. Подлинной информации о Крылове в этот период нет. Некоторое время он служил князю Сергею Голицыну в качестве секретаря и воспитателя его детей.  В 1806 году Крылов возвращается в литературу. Он переводит басни Лафонтена и пишет собственные басни. Они были пропитаны сатирой и снискали любовь читателей.

Умер Иван Андреевич в 1844 году. Известно, что Крылов не писал автобиографию, но в его баснях можно рассмотреть, какими были его подлинные взгляды на жизнь.

Отгадывают загадку подводящую к теме

 

 

 

 

 

 

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.(7-9 мин)

Предположите тему нашего урока
-БАСНИ КРЫЛОВА…
-Давайте посмотрим на картинки помощники (НА ДОСКЕ КАРТИНКА ЛИСЫ И ВОРОНЫ)
-ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ТЕМУ.

Какую цель поставим перед собой?
-познакомится с басней «Ворона и лисица»
План:
1.Познакомится с басней
2.Выразительно прочитать басню

Формулируют тему и цель урока

 

 

 

 

Знакомятся с планом урока

5.Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (10-15мин)

 -Что вы знаете о лисе опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.) 

- А как выглядит ворона? опишите ворону (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.

-ЧТЕНИЕ БАСНИ ИЛИ АУДИВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Значение каких слов в басне вам не понятно? (Ученики находят слова и стараются пояснить их смысл.)
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница, несёт вести

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
-Прочитайте первые 3 строчки басни. -Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)

-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)  -Объясните,  как  вы  понимаете  выражение  «только  все  не  впрок»? (Бесполезно)

- Подумайте, что  значит «И в  сердце льстец всегда отыщет уголок»?  (Есть люди,  которые  пускают  в  свое  сердце  льстивых  людей,  позволяют  им говорить льстивые слова.)

-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

Предполагают описание героев басни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Делают выводы

 

 

 

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. (5-7мин)

Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия,применение нового знание в типовых заданиях.(3 мин)

-Расположите цепочки слов в нужной последовательности

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

 

ПРОВЕРКА

Выполняют самостоятельную работу

 

 

Проводят самопроверку

8.Включение в систему знаний повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. (2-4 мин)

С какой басней мы сегодня познакомились? «Ворона и лисица»
Кто автор басни? Крылов И,А
Что вы запомнили об авторе?
Какова мораль басни?
Как вы можете охарактеризовать героев басни?
Значения каких новых слов вы запомнили?

-Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

 

Подводят итоги урока

 

Повторяют пройденный на уроке материал.

 

 

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия (2 мин)

Направляет работу класса на рефлексию учебной деятельности.

-Скажите, все ли пункты плана мы выполнили? (отвечают)

-Кто считает, что сегодня хорошо поработал и у него все получилось, он легко выполнил задания- поднимите две руки вверх. Кому пока сложно разобраться, советую потренироваться в решении тех заданий, в которых вы еще плохо разбираетесь и тогда у вас обязательно все получится.

- Спасибо вам за урок, он подошел к концу. До свидания!

Проводят рефлексию деятельности на уроке.

Делятся своим мнением.