Презентация семьи Алексея Байбакова ученика 4 «А» Класса Тема: «Святые места Подмосковья» «Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь»
Я хочу рассказать про любимое Святое место нашей семьи - «Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь» (буквальный перевод ставропигиальный означает, что первый и главный крест был установлен Патриархом, этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы подчинялись только Патриарху) - это православный монастырь, который расположен в родном городе моей мамы Истре, это 50 км от Москвы по Волоколамскому шоссе.
По замыслу Никона, под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, главный собор должен был копировать храм Гроба Господня в Иерусалиме, реку Истру переименовали в Иордан.
Однако масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, являясь именно прообразом Святой Земли.
Земля, на которой должна была быть расположена обитель, находилась во владении потомственных феодалов с земельными владениями и Патриарх Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать эти земельные владения.
Строительство собора началось в 1658 году, однако в том же году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем Никон объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту Новоиерусалимского монастыря, руководя строительством собора. В 1666 году Никон вернулся в Москву, где был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. При царе Федоре Алексеевиче Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге скончался и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
После смерти Никона монастырь не был заброшен, а к строительству привлекались лучшие русские зодчие - Я.Г. Бухвостов, Ф.Б. Расстрелли, М.Ф. Казаков. 18 января 1685 года Воскресенский собор был освящен. В правление Петра I в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок - был уменьшен штат монахов, большая часть доходов передавалась в государственную казну.
Императрица Елизавета Петровна взяла монастырь под свое покровительство, выделила большие средства на его ремонт.
Монастырь превращается во влиятельный религиозный и культурный центр. В его распоряжении находилась одна из богатейший библиотек в стране, основу которой составили личные книги Патриарха Никона, переданные им монастырю, в том числе рукописи из Афонских монастырей. Уже к концу XVII века здесь хранилось более 600 книг.
В XIX - начале XX века монастырь становится одним из центров паломничества в России. К 1913 году монастырь ежегодно посещали 35000 человек. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году музей три недели находился в оккупации и был разграблен, а Воскресенский собор взорван, но в 1959 году музей возобновил работу, были восстановлены монастырские постройки, за исключением основной колокольни.
Согласно описаниям 1668 года монастырь был окружен рвом, через который был перекинут мост к входной башне.
Общая протяженность монастырских стен, построенных с соблюдением правил крепостного зодчества, составляет около одного километра, высота - 9 метров, толщина - до 3 метров. Верхняя часть стен - боевой ход - снабжена двумя рядами бойниц.
По замыслу Патриарха Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме с использованием чертежей Иерусалимского храма, однако внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном совершенно другие.
Как и прототип, собор состоит из трех частей, сведенных в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырехстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане.
С запада расположена вторая главная архитектурная часть собора - перекрытая шатром ротонда над часовней Гроба Господня (кувуклией). Кувуклия – небольшая (6х8 м) купольная часовня в центре ротонды.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Это уникальная керамика, не имеющая аналогов в русском зодчестве.
С востока к основному объему собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале).
В 80-х годах XX века в парке музея “Новый Иерусалим” был основан музей деревянного зодчества под открытым небом. Рядом находится музей Нового Иерусалима, где можно увидеть деревянную модель палестинского храма, рисунки и фотографии ротонды и кувуклии, предметы обихода и домашнюю утварь.
30 сентября 2013 года состоялось торжественное открытие одного из главных объектов обители - Колокольни Воскресенского собора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.