ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЧЕРЕЗ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(из опыта работы МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»)
Насаева Наталья Владимировна, педагог-организатор,
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
В 21 веке, веке глобальной компьютеризации, масштабной информатизации и высоко современных технологий, когда сегодняшние школьники большую часть своего времени проводят за компьютером, телевизором или в сети Интернет, наблюдается резкое ухудшение здоровья детей, недостаток общения друг с другом и природой, малое пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми, развивается бездуховность, эмоциональная бедность, неприятие общепризнанных идеалов, резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественноисторического опыта. Поэтому на современном этапе развития нашего общества одной из главных задач, стоящих перед педагогами образовательных учреждений, является укрепление физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, формирование у него навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, воспитание таких качеств личности как патриотизм, гражданственность, любовь к природе, Родине, тому месту, где ты родился и живешь.
По нашему глубокому убеждению, туристско-краеведческая деятельность является самой доступной формой активного отдыха и оздоровления детей, позволяющей реализовывать потребности растущего организма в физических нагрузках и двигательной активности, важнейшим средством воспитания, открывающим большие возможности для практической подготовки ребенка к взрослой жизни, познания окружающего мира и обогащения знаниями о родном крае, формирующим жизненно важные навыки и привычки, чувство ответственности и дисциплинированности, гражданские понятия и навыки, развивающим наблюдательность и самостоятельность, умение работать и жить в коллективе сверстников, прививающим любовь и уважение к окружающему миру и родной природе.
В чем же заключается воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности?
Во-первых, физическое воспитание – укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков, профилактика гиподинамии.
Во-вторых, нравственное воспитание – воспитание уважения к своим предкам, любви к своему народу, корням и малой Родине через изучение истории, природы, культуры своего родного края, воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности.
В-третьих, умственное воспитание – знакомство с такими науками как картография, геология, археология, почвоведение, биология, минералогия, расширение кругозора, развитие интеллекта.
В-четвертых, экологическое воспитание – знакомство с растительным и животным миром, активная общественно полезная работа по охране и восстановлению окружающей среды.
В-пятых, трудовое воспитание – приобретение навыков по самообслуживанию, разбиванию туристического лагеря, установке палатки, приготовлению пищи, обращению с инструментами, уважение к физическому труду.
В-шестых, эстетическое воспитание – развитие чувства прекрасного путем общения с природой, наблюдения за ее явлениями, изучение и исполнение туристских песен, обучение игре на гитаре.
В-седьмых, общественно-политическое воспитание – формирование активной жизненной позиции, правил общественного поведения.
И наконец, социальное воспитание – развитие чувства товарищества, дружбы, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, адаптация в меняющемся мире, самореализация, умение подчинять личные интересы коллективным.
На протяжении 80 лет существования Дворца пионеров и школьников одним из важных направлений в работе нашего учреждения является организация туристско-краеведческой работы со школьниками города Курска.
Походы и экскурсии по местам боев в годы Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами и работниками тыла стали проводиться уже в первые послевоенные годы.
Одним из первых туристско-краеведческих кружков Дома пионеров и школьников (именно так назывался Дворец пионеров и школьников до 1960 года) был кружок юных туристов, возглавляемый известным в 50-е годы прошлого столетия краеведом Михаилом Иосифовичем Яжгуром. Детьми и педагогом были разработаны и совершены туристические походы по Льговскому, Железногорскому и Рыльскому районам Курской области. В 1962 году в местечке Моква начал работать инструктивный лагерь для оказания помощи школьным туристическим объединениям в совершении походов по курской земле. По инициативе М.И. Яжгура стал проводиться городской туристический слет как проверка готовности школьников к участию в походах.
В 1965 году во Дворце пионеров был создан известный на всю страну военно-поисковый отряд «Разведчик», в состав которого входили так называемые «трудные» подростки. Благодаря поисковым экспедициям в партизанские края Дмитриевскорго и Железногорского районов удалось установить и увековечить имена сотен партизан и подпольщиков, найти документы, подтверждающие их подвиг в тылу врага. Члены отряда «Разведчик» провели два слета курских партизан, построили три памятных знака, насыпали курган Славы в память о павших в годы Великой Отечественной войны курянах, открыли музей Партизанской Славы.
В 1971 году во Дворце появился юношеский морской клуб «Гренада», нацеленный на подготовку молодых людей к военной службе. Воспитанники клуба на байдарках бороздили водные просторы Курской области и даже совершили многодневное плавание к берегам Черного моря. С 1981 года клуб «Гренада» начал специализироваться на пешеходном туризме. Традиционными стали краеведческие экспедиции по Северному и Южному фасам Курской дуги, категорийные походы в горы Кавказа и Карпатии, экскурсионные поездки в города-герои Советского Союза.
Дворец пионеров и школьников стал организатором городской военноспортивной игры «Зарница». Для оказания помощи в освоении различными военными профессиями был создан пункт военно-технической подготовки, на базе которого проводились занятия по стрелковой подготовке, санитарному делу, связи.
Славные традиции педагогов-туристов 50-90-х годов прошлого столетия продолжают педагоги Дворца 21 века.
Туристско-краеведческая работа ведется в настоящее время по двум направлениям:
- реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности;
- воспитательная и туристско-спортивная работа через реализацию городской воспитательной программы «Горизонты», проведение туристических походов, экскурсий, экспедиций, соревнований.
На начало 2023 года во Дворце пионеров функционирует четыре детских объединения с охватом более 300 детей и подростков в возрасте 10-18 лет, обучающихся по дополнительным программам туристско-краеведческой направленности: «Туризм», «Мы – куряне», «Мой дом - Родина», «Россияне», направленным на физическое оздоровление детей, формирование физически здоровой, деятельной личности, обладающей устойчивыми моральными, волевыми и духовными качествами, а также необходимыми жизненными умениями и навыками через занятия туризмом и краеведением, формирование ценностного отношения детей и подростков к историко-культурному и природному наследию родного края и России, воспитание патриотизма и гражданственности.
Обучение по данным программам предоставляет большие возможности для широкого активного эмоционального познания окружающей действительности, способствует формированию целостного восприятия ребенком окружающего мира, развитию его самостоятельности и познавательной активности, вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, значительно ускоряя процесс социализации личности, дает базовые теоретические и практические знания по истории Курска: история возникновения и развития города, его улиц, памятников архитектуры, жизнь и творчество знаменитых земляков, история.
В учебном классе обучающиеся получают теоретические знания по туризму и краеведению, отработка же практических навыков, закрепление изученного материала происходит в специально оборудованных помещениях, в естественных условиях, на природе, в парке, в лесу.
Юные туристы учатся составлять план путешествия, разрабатывать маршрут, фиксировать наблюдения, ориентироваться на местности, совершать пешие походы с нагрузкой, оказывать первую доврачебную помощь, ставить палатку, разводить костер, изучают правила проведения туристских соревнований, познают азы краеведения и т.д.
Формы туристско-краеведческой работы во Дворце пионеров и школьников очень многообразны: туристические походы, пешие прогулки на природу, экспедиции, экскурсии в музеи и по памятным местам Курской области, соревнования, слеты.
Поход, путешествие, экспедиция являются прекрасным средством введения детей в систему отношений между людьми, усвоения норм и правил поведения, предполагают не только получение обучающимися определенных туристских, краеведческих знаний и умений, но также призваны выработать у них умение общаться в коллективе сверстников, строить свои взаимоотношения на основе товарищества, партнерства, взаимовыручки, научить детей «выживать» в экстремальных условиях.
Ежегодно обучающиеся детских объединений туристско-краеведческой направленности совершают от 4 до 6 туристических походов. Маршруты походов разнообразны: Моква, Клюква, Солянка, Горелый лес, Татаренково… Изучение богатейшего исторического и культурного наследия курского края происходит через участие детей в образовательно-познавательных экскурсионных поездках. О творчестве знаменитого поэта А. Фета ребята узнают благодаря поездкам в бывшее имение поэта в с. Воробьевку, с историей Курской битвы знакомятся через экскурсии в п. Поныри и п. Прохоровку, соприкасаются с курскими святынями в поездке в Коренную пустынь, изучают историю боев при освобождении Курской области в поездке на командный пункт Центрального фронта в м. Свобода.
Посещение Курского областного краеведческого музея, музеев археологии, «Юные защитники Родины», Поста № 1, истории Дворца пионеров и школьников, школьных музеев наглядно знакомит детей с историческим культурным и героическим военным прошлым нашего края, позволяет «вживую» увидеть подлинные документы, предметы культуры, быта, оружие, одежду наших предков, подлинные экспонаты, которые не увидишь в повседневной жизни.
Обучающиеся краеведческих детских объединений занимаются исследовательской работой, итогом которой является их участие в детских научно-практических конференциях «Милая малая Родина» и Я Родину люблю» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит», в краеведческих конкурсах «Пишем историю», «Лоскутная история», «Создаем домашний музей» в рамках городской воспитательной программы «Моя родословная». Созданы исследовательские проекты о жизни и творчестве наших знаменитых земляков Г.Свиридова, Н. Плевицкой, В. Клыкова, С. Саровского, А. Уфимцева, Ф. Семенова, изучена история архитектурных памятников Курска: Знаменского и Сергиево-Казанского соборов, женской Мариинской гимназии, имения князя Барятинского, усадьбы графа Нелидова и др.
К сожалению, опыт туристско-краеведческой деятельности в детских объединениях учреждений дополнительного образования получают немногие школьники города Курска, да и детские объединения туризма и краеведения существуют не во всех УДОД города. Именно поэтому педагоги Дворца пионеров и школьников стремятся вовлечь в туристско-краеведческую деятельность как можно больше подростков через организацию воспитательной работы и прежде всего через проведение массовых туристических и краеведческих мероприятий в рамках городской воспитательной программы «Горизонты», реализуемой на базе ДПШ с 2005 года.
Целью ГВП «Горизонты» является развитие туристско-краеведческой деятельности, экологической культуры через реализацию комплексных мероприятий.
Реализация программы «Горизонты» призвана решить следующие задачи:
- пропаганда и популяризация среди учащихся активных форм отдыха и укрепления здоровья;
- проверка и повышение уровня подготовки школьников к участию в туристических походах и соревнованиях;
- формирование практических умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
- обмен опытом туристско-краеведческой работы;
- подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах;
- создание условий для наиболее эффективного развития физических, интеллектуальных, творческих особенностей личности детей и подростков;
- создание условий для развития у детей интереса к изучению местного окружения, оказание им помощи самим находить ответы на возникающие вопросы;
- воспитание у детей новых ценностных ориентаций, стимулирующих уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания и экологически ответственное поведение;
- сохранение здоровья и психики детей, живущих в условиях крупного города;
- закрепление у детей радостного ощущения ценности жизни, неразрывности с природой.
Традиционными мероприятиями, проводимыми педагогами Дворца пионеров и школьников в рамках ГВП «Горизонты», являются:
- лично-командное первенство по туризму на призы памяти Героя России
А. Хмелевского (проводится в международный День туризма 27 сентября);
- комбинированная туристическая эстафета;
- туристический слет учащихся образовательных учреждений города
Курска;
- детский экологический марафон «Природа рядом с нами»;
- интеллектуально-познавательные игры, викторины, встречи с туристами разных поколений.
Лично-командное первенство по туризму на призы памяти Героя России А. Хмелевского посвящено подвигу бывшего воспитанника секции туризма Дворца пионеров и школьников и бойца курского ОМОНА Андрея Андреевича
Хмелевского и проводится совместно с Советом ветераном УМВД России по Курской области в урочище Знаменская Роща. На торжественном открытии первенства, которое проходит на мемориальном комплексе «Курская дуга», традиционно присутствует мама героя И.Н. Хмелевская, сотрудники правоохранительных органов, ОМОНа и ветеранских организаций, педагоги и сослуживцы Андрея. Вспоминая (а кто-то впервые слышит о подвиге А. Хмелевского) об А. Хмелевском, с каждым годом все больше и больше ребят узнают о его героической, очень короткой жизни, отданной во благо жизни и мира на этой земле.
Ежегодно в Первенстве участвует более 150 подростков в возрасте от 14 до 17 лет из более, чем 30 образовательных учреждений города Курска. Ребята соревнуются в прохождении туристкой дистанции, по ходу которой нужно как можно быстрее и без штрафов пройти различные этапы: «ромб», «бабочка», «навесная переправа», «спуск спортивным способом», «переправа по бревну», «подъем спортивным способом», «переправа по параллельным веревкам», «маятниковая переправа».
Торжественное награждение победителей традиционно происходит в зале Славы в здании УМВД России по Курской области. Памятные призы и дипломы вручают ветераны Великой Отечественной войны и локальных войн современности, мама героя России И.Н. Хмелевская, представители УМВД и Совета вестернов УМВД России по Курской области. К стеле героям правоохранительных органов, погибшим при исполнении боевого и воинского долга, от участников первенства возлагается цветы, минутой молчания участники церемонии награждения чтут память о погибших героях.
Комбинированная туристическая эстафета проходит ежегодно в апреле в районе пляжа «Городской» на берегу реки Тускарь. Участники эстафеты соревнуются в техниках пешеходного, водного и велосипедного туризма. Отличительной особенностью и изюминкой этих соревнований является прохождение парным патрулем на байдарке «Таймень-2» на время участка реки в заданном коридоре и выполнение разнообразных трюков на велосипеде: «змейка», восьмерка», «перекидная доска», «стоп-линия», «движение по пересеченной местности».
Данные туристические соревнования проверяют и повышают уровень подготовки обучающихся к проведению туристических походов и соревнований; преодолению препятствий, формируют практические умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях. С каждым годом увеличивается количество участников комбинированной туристической эстафеты, а уровень практической подготовки участников из года в год растет.
Туристический слет обучающихся образовательных учреждений города Курска проходит в начале июня в местечке Горелый лес. Учредителем слета является комитет образования г. Курска, организатором – Дворец пионеров и школьников. Это самое длинное по времени пребывания в походных условиях туристическое испытание из мероприятий в рамках ГВП «Горизонты», проводится оно в течение двух дней с разбивкой лагеря, самостоятельной организацией питания и быта, организацией ночевки в лесу.
Программа слета включает в себя зачетные и незачетные виды слета. В зачетные виды входят: Техника пешеходного туризма, Контрольный туристский маршрут, Краеведческая викторина. Участники слета должны
продемонстрировать практические навыки, приобретенные ими в учебном году – умение подниматься и спускаться спортивным способом, переправляться по бревну с периллами, на маятнике и по параллельным веревкам, преодолевать условное болото по кочкам, устанавливать и разбирать палатку, определять азимут на ориентир, двигаться по обозначенному маршруту¸ определять на глаз расстояние до недоступного предмета, вязать спортивные узлы, знать обозначение топознаков. Тематика краеведческой викторины в разные годы была посвящена важным историческим датам в жизни города Курска и Курской области: годовщинам освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков, образования города Курска, победы на Курской дуге.
Незачетные виды слета включают в себя следующие конкурсы: туристический быт (организация лагеря, создание условий для жизнедеятельности участников команды, оформление), туристическая песня (песни о туризме, природе, походной жизни, желательно под гитару или другой музыкальный инструмент), природная мастерская (конкурс поделок из природного материала).
В программу «Горизонты» включены мероприятия эколого-биологической направленности, объединенные городским экологическим марафоном «Природа рядом с нами», ведь через общение с природой формируются чувства прекрасного, экологическая культура школьников, мировоззрение и личностное самоопределение.
В ходе проведения марафона проводится ряд мероприятий, которые позволяют привлечь внимание учащихся к существующим экологическим проблемам: конкурсы «О диких зверях и домашних животных», «Зеленый наряд Земли», «Птицы – наши друзья», «Удивительный мир цветов», «Планета Земля – наш общий дом», «Наши любимцы», «Тропинками родного края», «Грибы, мхи, лишайники» и др. Через детское творчество: фотоработы, рисунки, поделки из различных материалов участники марафона демонстрируют свое отношение к окружающей нас природе и миру. Участие в экологическом марафоне способствует воспитанию у детей интереса и бережного отношения к природе, чувства патриотизма и гордости за свою малую родину и страну в целом, формированию экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к местным и глобальным проблемам, стоящим перед человеком.
Важной составляющей для поиска путей и способов приобщения учащихся к постижению своих духовных и исторических корней является акцент на проведение краеведческих викторин, интеллектуально-познавательных и маршрутных игр. В рамках программы «Горизонты» в разные годы проведены маршрутные игры: «Край, которым я горжусь», «Навстречу 1000-летию», «Курск в 1017: события, люди, факты», «Ими гордится наш край». Участие в таких играх расширяет кругозор учащихся, развивает интеллект, мышление, привлекает внимание к важных датам в истории своей малой Родины. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что систематическая и целенаправленная работа педагогов Дворца пионеров и школьников по приобщению детей к туризму и краеведению помогает решить многие проблемы в воспитании детей и подростков, способствует их становлению и самовыражению, формированию необходимых практических жизненных умений и навыков, формирует устойчивые положительные ценности и качества, растит патриотов своей малой Родины и страны в целом. Литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»,
2. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2004
3. Курский край: Науч.-ист. журнал: № 7 (39), Курское обл. краевед. Общество. – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. 3-6 с.
4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся // Практика административной работы в школе. - 2004. №1. С. 23-25
5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. - М. 2002
6. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. - М., 2006
7. Попова Е.Н. Концептуальные и организационно – методические основы патриотического воспитания школьников. Методическое пособие // Селезнев Н. Оценочная деятельность в воспитании человека // Воспитательная работа в школе 2009 г. № 7. С. 13-15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.