ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно- нравственных ценностей
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов
Этапы полоролевого развития
Новорожденность - настройка на определенный пол.
Раннее детство (1 – 3 года) - принятие пола без наполнения его содержанием.
Младший возраст (3-4 года) - дифференцирует половое различие.
Дошкольный возраст (4-5 лет) - идентификация по половому признаку.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)- принятие пола и его константность.
4 гендерных типа
Маскулинность – мужественность. Ценят авторитет независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения; нуждаются в общении с мужчиной; не терпят возражений, отстаивают свое мнение любым способом; имеют позицию лидера; соревновательный стиль поведения; взаимодействие со сверстниками носит авторитетных характер.
Фемининность – женственность. Отличаются подчиненным поведением, ведомые; осторожны, неинициативны; ограничивают свое «исследовательское пространство»; высокая потребность в поддержке, избегают контакты с маскулинными детьми; у мальчиков проявляются трудности в общении.
Андрогинность - смешанность. Свободны от жёсткой половой типизации; самостоятельно преодолевают трудности; высокая социальная активность, контактность, хороший организатор; обладают маскулинным качеством (защита, помощь); настойчивы, самостоятельны, высокий уровень достижений.
Недефференцированность - ребенок себя не соотносит с каким либо полом. Отсутствуют полоролевые ориентиры, пассивны, низкие реальные достижения, социальное неприятие в коллективе сверстников.
Чем же отличаются друг от друга мальчики и девочки? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).
Девочки | Мальчики |
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы. | Мальчики более подвижны, чем девочки. |
Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки. | |
Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. | Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. |
Они отвечают по-разному на занятиях. Девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа. | Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. |
Девочки задают вопросы для установления контакта. | Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. |
У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды. | Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки. |
Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны , | А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют. |
Методический подход к гендерному воспитанию.
Уточнить и сформировать у детей представление о роли занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях; обогатить их впечатления о мужской и женской профессии.
Формирование гендерной устойчивости: детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами.
Дети понимают, что они либо девочки, либо мальчики, и обозначают себя соответствующим образом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.