Воспитание финансовой культуры

  • docx
  • 26.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание финансовой культуры
Иконка файла материала +++++Воспитание финансовой культуры.docx

Воспитание финансовой культуры

Целью образовательной деятельности педагога, реализующего программы по финансовой грамотности является формирование финансовой культуры обучающихся. Если под понятием «цель» понимать «модель конечного результата деятельности человека», то необходимо точно понимать, что собой представляет этот конечный результат.

Так, финансовая культура в себя включает: знание устройства базовых финансовых институтов и организаций, принципов их взаимодействия с гражданами, правил безопасного взаимодействия с ними; круг важнейших ценностей и поведенческих установок ответственного обдуманного поведения; владение умениями находить актуальную финансовую информацию из различных источников, осуществлять несложные финансовые расчёты; компетенции решения практических финансовых задач, с которыми сталкивается каждый член современного общества, на, как минимум, среднем уровне.

Воспитательная деятельность, в том числе направлена на формирование ценностей, моделей поведения, развитие рефлексивного отношения к поведению окружающих и себя лично. Так как финансовая грамотность – это поведенческая практическая компетенция человека, то она обязательно базируется не только на знаниях, но и на ценностях, важнейшими из которых являются: ценность обдуманного обоснованного (а не спонтанного) принятия финансовых решений; ценность ответственного поведения по отношению к себе, своей семье, взятым на себя финансовым обязательствам, ценность планирования собственной жизни и финансов; ценность развития своего собственного человеческого капитала и с точки зрения финансового благополучия и самореализации; ценность собственных прав и понимание возможности и необходимости их защиты и др. Приняв эти ценности, ребенок, подросток будет с пониманием воспринимать финансовые знания, соотносить их со своими потребностями, желаниями и финансовыми целями. Поэтому при проектировании целей образовательной деятельности конкретных программ обучения, необходимо учитывать и ценностную (воспитательную) и практическую составляющие курсов. В связи с этим определение качества обучения как соответствия поставленных целей конечным результатам должно осуществляться в первую очередь через практические формы. Важно, чтобы обучающиеся не только знали, но и понимали, а также умели действовать. Исходя из этого, следует соответствующая специфика самой организации образовательной деятельности, используемых форм занятий, педагогических приемов и методов обучения финансовой грамотности.

Характер целей образовательной деятельности, направленной на формирование финансовой культуры укладывается в понимание целей образования, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее – «ФГОС») общего образования, которые сформулированы как планируемые результаты. Поэтому наряду с личностными планируемыми результатами курсы финансовой грамотности должны (и имеют такой потенциал) обеспечивать формирование и метапредметных результатов.

Метапредметные результаты изучения финансовой грамотности включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия – это:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа.

Познавательные универсальные учебные действия – это:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать  аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Коммуникативные универсальные учебные действия – это:

  • способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
  • способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.