Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент,
академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКЕ
(Академическая лекция)
План:
1. Личность: движущие силы и факторы ее развития.
2. Современные концепции развития личности.
3. Психолого-педагогическая характеристика этапов возрастного развития.
1. Ч е л о в е к – это живое существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Л и ч н о с т ь ю принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. В то же время понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Сопоставляя понятия человек, индивид, личность, индивидуальность, учёные утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают. Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.
Что же понимают под развитием? Прежде всего, следует отметить, что развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятая. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин развитие традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и т.п.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие связано с физическими изменениями: роста, веса, объёма, костей, мышц, пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания. Социальное развитие связано с изменениями: психическими, духовными, интеллектуальными. Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.
В н у т р е н н и е п р о т и в о р е ч и я возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.
В н е ш н и е п р о т и в о р е ч и я стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой, Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
О б щ и е (у н и в е р с а л ь н ы е) п р о т и в о р е ч и я обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К в н у т р е н н и м факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитания, а также в деятельности и общении. К в н е ш н и м факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это с о ц и а л ь н ы е факторы, тогда как наследственность б и о л о г и ч е с к и й фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов, педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.
Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются н а с л е д с т в е н н о с т ь ю (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Другие учёные (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов. Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребёнок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды. К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Воздействуя на них, человек изменяет и самого себя.
Чрезвычайно важен вопрос о том, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества. А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки? Установлено, что наследуются только задатки. З а д а т к и – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов:
· общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
· индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и т.д.).
С п о с о б н о с т и – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность. Некоторые учёные (С. Берт, X. Айзенк и др.) придерживаются концепции врождённых способностей. Большинство специалистов (физиологов, психологов, педагогов) рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.
Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Одни учёные считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти учёные не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания. Другая группа учёных считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными, постоянными.
Кроме наследственности, определяющим фактором развитая личности является среда. С р е д а – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и т.п.
Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.
Таким образом, всеми учёными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадает лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. О б щ е н и е – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Помимо вышеперечисленных, ещё одним фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является в о с п и т а н и е. Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и т.п.
Выступая, как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
· обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
· способствует удовлетворению естественных человеческих потребнос-
тей;
· содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
· является фактором развития духовного мира человека, формой и усло-
вием реализации его культурных потребностей;
· даёт возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
· создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.
Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности. На развитие личностных качеств большое влияние оказывает к о л л е к т и в н а я д е я т е л ь н о с т ь. Учёные признают, что, с одной стороны, при определённых условиях коллектив нивелирует личность, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, её гражданской позиции, в эмоциональном развитии.
В формировании личности велика роль с а м о в о с п и т а н и я. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление цели обеспечивает развитие личности.
Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности.
2. Т е о р и и л и ч н о с т и – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Теории личности позволяют понять природу человека, а также объясняют и предсказывают его поведение, обеспечивают основу для прогнозирования результатов и событий, кото- рые пока еще не наступили.
Психодинамическая теория развития личности (классический психоанализ, фрейдизм) приобрела широкую известность. Его основоположником был австрийский ученый З. Фрейд (1856–1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). Согласно Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причём, главенствующая роль принадлежит бессознательному.
Психоаналитическая теория. Свой вариант психоаналитического учения развития личности создал швейцарский психолог К. Юнг (1875– 1961). Структура личности, по мнению Юнга, состоит из трёх частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребёнка в виде архетипов, которые наследуются от предков. Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а также выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.
Индивидуальная теория. Целостность и уникальность личности, её неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения А. Адлер (1870–1937). Согласно Адлеру, не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) творческое «Я»; 5) общественный интерес; 6) фиктивный финализм.
Поведенческая теория. В этой теории выделяются два направления – рефлекторное и социальное. Р е ф л е к т о р н о е разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками с о ц и а л ь н о г о являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому то, что основным источником развития личности является среда, личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщённые поведенческие рефлексы и социальные навыки.
3. Принято выделять следующие э т а п ы развития ребенка:
· от рождения до 1 года – младенчество;
· от 1 года до 3 лет – преддошкольный возраст;
· от 3 до 6 лет – дошкольный возраст;
· от 6 до 10 лет – младший школьный возраст;
· от 10 до 15 лет – средний школьный возраст;
· от 15 до 18 лет – старший школьный возраст.
Каждой возрастной группе присущи определенные анатомо-физиологические, психические и социальные свойства, которые называются возрастными особенностями. Охарактеризуем особенности обучения личности школьника.
Младший школьный возраст. Важным показателем готовности ребёнка к обучению является привычка к умственным усилиям, сосредоточенность в работе, умение слушать учителя и выполнять его указания. Познавательная деятельность младших школьников, как правило, происходит в процессе обучения. Память младших школьников наглядно-образная. Мышление развивается в них от эмоционально-образного к образно-логического. На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слёз, переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется и развивается,главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. От отношения родителей и учителей к ребёнку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей, постоянно подкреплямое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведёт к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности.
Подростковый возраст. Проходит бурный рост и развитие всего организма. Половое созревание вносит новые переживания и мысли в их жизни. Восприятие находится в стадии становления, поэтому качество его различно. Улучшается производительность и возрастает качество памяти. Подросткам свойственно разнообразие интересов. Значительное место в его жизни играют различные формы общения, большое стремление к дружескому общению. В подростковом возрасте усложняется не только сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 7–10 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик ещё недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у него скуку, равнодушие, явно тяготит его. Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процесса восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.
Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт. Потребность в самоутверждении настолько велика, что во имя признания товарищей подросток готов на многое, он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия подростка. Поэтому они так бурно реагируют на нетактичные замечания и рассматривают их как унижение своей личности. Учитель уже не является таким непререкаемым авторитетом, каким он был для младших школьников. К тому же подростки предъявляют высокие требования к личности и поведению учителя.
Юношеский возраст. Завершается период полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим физическим и умственным нагрузкам. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. Память старшеклассников характеризуется зрелостью. Мышление способно абстрагировать и обобщать учебный материал. Язык обогащается научными терминами, становится выразительным и точным. В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую картину мира, познание философского смысла явлений. Как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, так как включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, так как хорошо осознаются причины отношения к учёбе. У старшеклассников обычно ярко проявляется избирательное отношение к учебным предметам. Наиболее распространённым является интерес к изучению предметов естественного цикла (математики, физики, экономики, информатики). В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к гуманитарным предметам. Роль учителя в этом возрасте меняется: он выступает уже скорее как консультант по предмету.
Это период формирования и развития мировоззрения, самосознания, характера и жизненного самоопределения. Усиливается общественная направленность личности. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Юношество самокритично и критично к окружающим. По сравнению с подростковым периодом наблюдается заметное улучшение коммуникации и снижение уровня тревожности. Становятся устойчивыми профессиональные интересы. Наблюдается стремление к самовоспитанию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое развитие личности?
2. Назовите движущие силы развития личности.
3. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
4. Какими факторами обусловливается развитие личности?
5. Как влияет деятельность на развитие личности?
6. Охарактеризуйте возрастные этапы развития личности школьника.
Основная литература
1. Кожаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М. : Гардарики, 2009. – С. 40–55.
2. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачёв. – 3-е изд. – М. : Юрайт, 2010. – 647 с.
3. Сластёнин В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. – M.: Издат. центр «Академия», 2001. – 480 с.
4. Харламов, И. Ф. Педагогика. Компактный учебный курс / И. Ф. Харламов. – Минск: Университетское, 2001. – 272 с.
Дополнительная литература
1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. – М., 2004. – С. 301–311.
2. Воронов В. В. Педагогика в двух словах : конспект-пособие / В. В. Воронов. – 3-е изд. – М. : Пед. об-во России, 1999. – 190 с.
3. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
4. Дубинин Н. П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. – М.: Мысль, 1983. – 334 с.
5. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 336 с.
6. Котова И. В. Социализация и воспитание / И. В. Котова, Е. Н. Шиянов. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 144 с.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.