В процессе формирования личности воспитание играет решающую роль, ведь с помощью него в сознании и поведении учащихся формируются основные социально-нравственные ценности. Именно воспитательная система школы должна служить оптимизацией процессов личностного развития детей. Частью воспитательной системы школы являются воспитательные дела. Воспитательное дело представляет собой форму организации и осуществления конкретной деятельности учащихся (воспитанников), направленной на формирование интеллектуального, нравственного, эстетического, патриотического, коммуникативного потенциалов, овладение учащимися практическими умениями и навыками, ценностными отношениями к себе и окружающим людям. Сам воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. И.П.Иванов отмечает: «Воспитание можно осуществить успешно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это делать». В воспитательном деле школьники развивают свою творческую и познавательную активность, реализовывают свои лучшие личностные качества.
Выделим признаки, характеризующие любое воспитательное дело:
- воспитательное дело носит коллективный характер;
- воспитательное дело должно быть посильным для выполнения, т.е. соответствовать возрастным особенностям, уровню развития ученического коллектива;
-воспитательное дело должно быть полезным для каждого ребенка для личностного развития и социализации;
-воспитательные дела должны быть разнообразными по направлениям и видам деятельности (духовно-нравственные, эстетические, экологические, интеллектуально-познавательные, спортивные и т.д.), эмоционально-насыщенными.
При подготовке воспитательного дела необходимо соблюдать следующие этапы:
1этап – целеполагание (в основе формулировки цели – анализ интересов и
потребностей учащихся);
2 этап –планирование ( на данном этапе распределяются обязанности
между участниками дела);
3 этап – организация (педагогу на данном этапе необходимо поддерживать
уверенность в успехе);
4этап – осуществление (если есть необходимость, педагог корректирует
ход воспитательного дела);
5 этап – анализ достигнутых результатов (коллективная рефлексия,
закрепляющая индивидуальное отношение каждого ребенка к
происходящему).
Отметим, что воспитательные дела не терпят шаблонов, ведь отличительной особенностью любого дела является его гибкость, т.е. способность к корректировке. Не всегда воспитательное дело, успешно реализованное в одном классе, пройдет « на бис» в другом классе. Исходя из собственного педагогического опыта, добавим, что родители не должны оставаться вне рамок моделирования и функционирования воспитательных дел в классе. Таким образом, для успеха воспитательного дела необходимы следующие обязательные элементы: информация, переживания, действия. Информация представляет собой то новое, важное и полезное, о чем узнают учащиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это эмоциональное восприятие различной информации, а также отношение ребенка к происходящему. Действия заключаются в совместной деятельности, которая обогащает и развивает детей. Учащиеся, вовлеченные в воспитательное дело, познают новое, переживают успехи и неудачи, а также счастливые минуты творчества. Соответственно учащиеся приобретают необходимый социальный опыт для дальнейшей самореализации в обществе.
Приведем пример воспитательного дела «Чему учат русские народные сказки?»
Задачи воспитательного дела:
-приобщение учеников к богатому духовному наследию русского народа;
-развитие кругозора, познавательных способностей через знакомство с
русской культурой;
-развитие творческих способностей учащихся через предоставление возможностей каждому проявить себя в различных видах деятельности (инсценировка, рисование, лепка, конструирование, творческие задания).
Особо следует отметить, что в процессе таких коллективно- воспитательных дел стимулируется творческий подход, возрастает дружелюбие, увлеченность, и конечный результат, чувство удовлетворенности от хорошо проведенного дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.