Гринченко Н. В.
«Воспитание патриотических чувств у детей 5-6 лет через ознакомление и расширение представлений о малой Родине».
В наше современное время задача патриотического воспитания приобретает особенную актуальность. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).
Результаты исследований ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который вскормил и взрастил тебя», что «начинать познание мира надо с того, что близко – с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей, с пожелтевших от времени грамот и благодарностей» [5].
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3, с.239].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся следующие цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В Программе «От рождения до школы »уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям .
Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования. Воспитатели понимают данную проблему, но не всегда в своей работе применяют РОД с целью развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой.
Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать проблему: каковы педагогические возможности использования РОД по ознакомлению с родным городом с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания. А дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования патриотических чувств к родному краю, так как дети отличаются высокой восприимчивостью и легкой обучаемостью. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте должно строиться на чувстве привязанности и защищенности, и начинаться с самых близких для ребенка объектов: дома, детского сада, основываться на воспитании ответственности, аккуратности, трудолюбии, бережном отношении к природе и к окружающему.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1991.
3.Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 416 с.
4.Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007.
5. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.