Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
родителям
25.05.2020
Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ
Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа для родителей

«Воспитание самостоятельности

у детей с ОВЗ в домашних условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мы не поможем людям,

делая за них то, что они могли бы сделать сами».

Авраам Линкольн.

Актуальность

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед специалистами реабилитационного центра и родителей. Следует уделять особое внимание воспитанию самостоятельности, как важного волевого качества, необходимого для благополучной адаптации детей и социализации в общество. По этой причине, основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и создание оптимальных именно для них условий воспитания и обучения как в реабилитационном центре, так и дома. Педагогика определяет самостоятельность как умение действовать без посторонней помощи, т. е. способность проявлять инициативу, достигать цель деятельности, умение управлять собой и своими поступками, сохранять свою индивидуальность, противостоять давлению извне. Самостоятельность формируется в процессе воспитания и обучения через включение детей в различные виды деятельности, а не даётся с рождения.

Современное общество со всем его многообразием и сложностями требуют от детей с ОВЗ самостоятельно ставить и решать проблемы. Но наблюдения и опыт работы позволяют сделать вывод о больших трудностях, возникающих у данной категории деток, в адаптации к независимой практической жизни. Практика показывает, что многие ребята оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Им сложно научиться пользоваться общественным транспортом, использовать указатели, информационные таблички. Не развит навык самообслуживания. Возникают трудности при посещении магазинов и других общественных мест, учреждений социального обслуживания. Запас знаний, умений и навыков ограничен бытовыми, повседневными вопросами, социальные связи ограничены.

Необходимо добиваться максимальной самостоятельности и проявления активности деток. Необходимо дать возможность им поверить в свои возможности и постоянно расширять их реальную, практическую самостоятельность и ответственность. Подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми, что они действительно могут "строить" свою жизнь.

Самостоятельный ребенок, представляется как личность, которая

- способна жить в социуме, следует принятым формам социального поведения, соблюдает их;

- имеет сформированные навыки коммуникации;

- готова к общению и совместной деятельности с людьми, проживающими в городе;

- знает и реализует свои конституционные и гражданские права и обязанности, не совершает правонарушений;

- заботиться о своём здоровье, понимает важность здорового образа жизни;

- способна организовать свой быт и нести ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих людей;

- понимает ценности культуры, может организовать своё свободное время.

Самостоятельность у лиц с ОВЗ формируется в три этапа:

1. Ребенок действует в привычных для него условиях без помощи и напоминания (сам убирает постель, наводит порядок в личных вещах; сам соблюдает санитарно – гигиенические нормы; сам произносит «пожалуйста» и «спасибо» и др.).

2. Ребенок самостоятельно использует имеющие у него знания, умения и навыки в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

3. Ребенок переносит имеющиеся у него знания, умения и навыки в любые условия и способен определить критерии своего поведения в конкретной сложившейся ситуации.

На любом этапе необходимо разумно поощрять самостоятельность. Ограничение самостоятельности подавляет личность, вызывает негативную реакцию. По мере освоения разных видов деятельности постепенно появляются определенные качества и способности у детей. Необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь и, главное, их деятельность, чтобы развить те или иные желаемые качества. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. Если постоянно «тренировать» самостоятельность в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге самостоятельность "закрепляется" как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Нужно давать детям как можно больше самостоятельности на всех этапах – от принятия решения что-то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Главное - положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Основываясь на данных мониторинга, учитывая возможности детей, считаю целесообразным давать знания в небольшом объёме, многократно повторяя и постоянно закрепляя их.

Ведущим направлением в подготовке детей к самостоятельной жизни является хозяйственно – бытовой труд. Навыки самообслуживания, хозяйственно – бытовые навыки в силу своей каждодневности и системности формирует необходимые самостоятельной личности качества, накапливается трудовой опыт. Необходимо приучать детей к аккуратности, все личные вещи должны лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Учить делить вещи на подгруппы: нижнее бельё, кофты, брюки и соответственно складывать и раскладывать их. Большое внимание следует уделять внешнему виду детей. Родителям можно вместе с ребенком подбирать одежду по сезону, по случаю, при необходимости осуществлять необходимый мелкий ремонт одежды, наводить порядок в доме, делать влажную уборку, вытирать пыль. Таким образом, воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность и главное привычка самостоятельно себя обслуживать.

Во время праздников, можно дать ребятам возможность помочь сервировать стол, готовить, мыть и убирать посуду. На таких мероприятиях можно в игровой форме научить ребят поддерживать беседу за столом, вести себя в гостях, встречать гостей. Таким образом, у детей развиваются коммуникативные навыки.

Посредством сюжетно- ролевых игр с родителями, детки научатся выстраивать определенную модель поведения в различных жизненных ситуациях: «Знакомство», «Покупка», «Поведение в общественных местах» и др. Сюжеты игровых ситуаций следует брать из жизни, но в соответствии с возможностями, накопленным опытом, уровнем знаний, умений, навыков. При этом, необходимо побуждать детей самостоятельно выбирать ситуацию, развёртывать её сюжет, принимать решения, оценивать свои действия и поступки.

Часто детям необходимо показать последовательность (алгоритм) действий. Выполнять по алгоритму действие вместе с родителями, отработать каждое действие, тем самым научив самостоятельно проделывать то или иное действие. Работа по алгоритму является достаточно эффективной в формировании самостоятельности деятельности детей с ОВЗ.

Заключение

В результате, если родители правильно взаимодействуют со своими детками, будут учить их посредством игр, неоднократно повторяющихся действий, личным примером, то дети станут самостоятельнее и активнее, научатся доводить работу до конца. Повысится уровень самоконтроля, дети более объективно станут оценивают свои возможности.

 

Список использованной литературы и интернет – ресурсов

1. Букина Н. Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными («Родительское образование «Вместе с семьей») //Дошкольное воспитание, 2007.– №12.– С. 101-107

2. «Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате». Доклад. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа -https://infourok.ru/doklad-vospitanie-samostoyatelnostu-u-detey-s-ovz-v-shkoleinternate-556360.html – свободный.

3. «Как развивать самостоятельность ребёнка». Консультация для родителей. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа - http://mdou120.edu.yar.ru/soveti_spetsialistov

/konsultatsii_2012_minus_2013_uch_dot_god/konsultatsiya_dlya_roditeley_oktyabr.html - свободный.

4. «Как развивать самостоятельность ребёнка». Статья. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа - http://detsad16.42ru.ru/clubs/6_kak-razvivat-samostojatelnost-rebenka.html - свободный.

5. «Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Проект. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа -

 


 

Школа для родителей « Воспитание самостоятельности у детей с

Школа для родителей « Воспитание самостоятельности у детей с

Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами»

Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами»

Самостоятельность у лиц с ОВЗ формируется в три этапа : 1

Самостоятельность у лиц с ОВЗ формируется в три этапа : 1

Большое внимание следует уделять внешнему виду детей

Большое внимание следует уделять внешнему виду детей

Как развивать самостоятельность ребёнка »

Как развивать самостоятельность ребёнка »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020