Родителям о признаках опасной религиозной организации
К сожалению сегодня некоторые родители равнодушно относятся к призывам оберегать детей от влияния опасных религиозных организаций. Но прислушиваются к неким «специалистам», призывающим быть добрыми к любым религиозным организациям. Они объясняют доверчивым людям: «Бог один, просто все называют его по-разному. Одни Иисус, другие Будда, третьи Аллах и т.д. Поэтому все религиозные дороги духовны, т.к. ведут к одному Богу». Может быть статья поможет некоторым родителям понять, что есть организации, называющие себя «религиозными» или «церквями», но по своей сути являющиеся опасными религиозными культами. В статье приведены примеры из работ российских и белорусских психологов и религиоведов, занимающихся практической деятельностью по спасению детей и подростков от влияния опасных религиозных организаций.
К сожалению, белорусское и российское религиозное законодательство мягко относится к деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Это происходит не из-за того, что кого-то культисты подкупили. Мягкость религиозного законодательства объясняется тем, что часть законодателей уверена: «Религиозные законы Европы и США цивилизованные, а у нас убогость и дикость. Поэтому приняв за основу евро - американское религиозное законодательство, мы приобщимся к религиозным ценностям передового цивилизованного общества». Из-за этого на территориях Беларуси и России возникают некие группы, относящиеся к религиозным меньшинствам, идеология которых противоречит духовно-нравственным обычаям коренных народов. После успешного прохождения поверхностной «религиоведческой экспертизы» некоторые религиозные группы, чья деятельность вызывает настороженность, уже не могут называться «опасными религиозными культами», «сектами» или «деструктивными религиозными организациями». Теперь они в категории «законопослушных». Из-за этого любой человек называющий их деятельность опасной, обязательно проиграет судебное разбирательство, инициированное адептами (членами) таких организаций за «оскорбление религиозных чувств законопослушных верующих граждан». Поэтому в статье такие организации будут называться «нетрадиционными религиозными организациями».
Следует отметить, что есть безопасные нетрадиционные религиозные организации, а есть такие чья деятельность вызывает опасение. В подозрительных религиозных организациях мышление и мировосприятие подростков порабощается и затем жестоко эксплуатируется. Ломаются детские судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому. Но как родителям понять какие из нетрадиционных религиозных организаций безопасны, а каких стоит опасаться? В статье будет рассказано о нескольких признаках, позволяющих увидеть настораживающие моменты в деятельности той или иной нетрадиционной религиозной организации.
Бывает, что родители уверены «Мой ребёнок в секту никогда не попадёт». Это заблуждение. От попадания в опасный религиозный культ никакой подросток не застрахован. Т.к. у каждого подростка бывают в жизни ситуации, когда становиться одиноко и грустно, когда нужна чья-то поддержка, а ее нет. Хочется найти друзей, с которыми можно поговорить за жизнь и которые помогут в случае каких-то жизненных трудностей. И, главное, бывает и друзья есть, но жизнь всё равно какая-то кислая школа - дом, дом - школа. А хочется чего-то особенного, чтобы все ахнули, внимание обратили. Именно в такие моменты сознание подростков наиболее податливо для манипуляций.
Проблема в том, что подростка привлечь в некую религиозную организацию сложно. Поэтому главная цель адептов нетрадиционных религиозных организаций на первоначальном этапе - скрыть правду. Подростка просто обманывают. Это процесс обольщения, а не свободного выбора. Ребёнку обещают всё и сразу, осыпают комплиментами, подчёркивая его исключительность, дарят подарки, предлагают развить невероятные способности для изменения окружающего мира и т.д. Ему объясняют, что здесь он найдет добрых и верных друзей, понимающих его проблемы и готовых помочь в их решении, что здесь прекрасная возможность проявить самого (саму) себя, стать свободным. О чём ещё может мечтать современный подросток? Тем более что всего-то можно посидеть с группой приятных ребят и девчонок. Хорошим ребятам отказать невозможно и вот подросток на собрании организации. Здесь за него берутся профессиональные психологи, глубоко разбирающиеся в особенностях подростковой психологии. Успешность работы местных психологов в том, что пока подросток общается с новыми «друзьями», идет тщательный сбор данных о его отношениях с родителями, отношениях с одноклассниками, способностях и увлечениях. Это позволяет найти точки воздействия на его мышление и мировоззрение. На чужой территории и среди незнакомых людей подросток становится более внушаемым, легче поддаётся психологическому воздействию т.к. его сознание открыто и поэтому легко впитывает любую информацию, которую ему внушают.
Как правило, в начальный период родители радуются, что их ребенок, наконец - то нашел настоящих, положительных друзей. Они не пьют, не наркоманят, вежливы, жизнерадостны, читают духовные книжки, говорят о хорошем и т.д. Но по прошествии некоторого времени, родители неожиданно для себя замечают, что их ребёнок уже не тот, которого они знали. Что его поступками руководят не они, а посторонние люди и на окружающий мир он смотрит чужими глазами. Самым опасным является то, что ребёнок в организации программируется и в его мышлении происходят изменения, иногда необратимые. Более того, в некоторых организациях подростков программируют на запрет выхода: «Что пришло не должно уйти». Так в «Белом братстве (отделения которого могут иметь иные названия) подростков причащают т.н. «богороднической водичкой». «Причастившись» подросток начинает испытывать легкость, становиться весёлым, краски окружающего мира становятся необычно яркими, а запахи более чёткими. Но выйдя из организации он перестает «причащаться» и его жизнь становится сплошным кошмаром. Адепты ему объясняют, что теперь он беззащитен пред силами тьмы и жуткое состояние объясняется их нападениями. Поэтому, чтобы прекратить это тяжелейшее состояние, необходимо вернуться под защиту организации. У подростков, пытающихся самостоятельно выйти из некоторых других организаций могут появится суицидальные мысли. И только теперь родителей начинают беспокоить странные изменения, произошедшие с их ребенком.
Несколько советов родителям.
Не всегда с первого взгляда удается разглядеть, кто скрывается под доброжелательной маской адептов (членов) той или иной нетрадиционной религиозной организации. Тем более, что все они активно занимаются подростковым досугом. Так, например, бахаи иногда привлекают подростков и молодых людей в танцевальные кружки. Шри Чинмоевцы приглашают заняться спортом, организуют соревнования по легкой атлетике «Радуга» или марафоны «Самоопределение». Так же организуют спортивные секции и соревнования некоторые организации неопятидесятников-харизматиков. А муниты ведут беседы о вреде абортов, наркотиков и пьянства. Задушевно говорят о любви и обещают найти пару для семейной жизни в США или Европе, с последующим переездом туда на постоянное место жительство, МОСКовцы привораживают романтическими сказками о религиях и божествах Индии, о здоровом образе жизни, о экзотических способах духовного роста. Не отстают в этой деятельности и другие религиозные организации. Разобраться кто есть, кто может специалист, а родители таковыми не являются.
Поэтому родителям необходимо очень внимательно присмотреться, к тому, чем и как занимается ребенок в «группе», «кружке» или «секции».
Прежде обратить внимание на следующие:
1. Если там, обожествляют некоего живого человека, который является создателем или организатором «нового духовного пути» или «нового прогрессивного движения». Он единственный знает истину. Поэтому «старые» члены кружка беззаветно преданно служат лидеру группы (учителю, пастору, гуру, воспитателю) и не подвергают сомнению ни одно из его слов или действий. Мыслить, действовать, чувствовать разрешается только по одобрению лидера организации или установок его учения;
2.Если там, требуют от подростка отделиться от окружающего мира, непринятия других мировоззрений. Учение (идеология), с которым знакомят подростка, является, по мнению членов организации единственно правильным и способным решить все проблемы;
3. Если адепты проповедуют закрытость: «Хочешь присоединиться к нам, закрой за собой дверь и за ней оставь всё, что у тебя есть: друзей, учёбу и увлечения. Всё это не имеет смысла, мешает тебе развиваться и быть успешным». Позже потребуют оставить и родителей;
4.Если там уделяют чрезвычайное внимание различным способам добычи денег. Например, муниты объясняют подросткам, что на каждом человеке лежит грех Иуды, продавшего Христа за 30 серебряников. Поэтому, чем больше денег он принесёт в организацию, тем больше и скорее освободится от греха Иуды. А добытые деньги якобы будут потрачены на добрые дела: на «благотворительность», на оплату лекций приезжих лекторов «по духовным тематикам», на издание и продажу: «замечательных» книг, видеофильмов и презентаций, на издание и распространение листовок, объявлений и т.д. И всё это преподносится подростку, как путь для достижения неких «высших целей». Вскоре на «благие дела» подростку придётся везде искать деньги, вплоть воровства у родителей.
Если родители увидели наличие в «кружке» (секции, группе) хотя бы один из перечисленных моментов, то им в кратчайший срок необходимо узнать какой организации принадлежит этот «кружок», «группа по интересам» или «спортивная секция». И в случае принадлежности к некоей нетрадиционной религиозной организации, сразу увести оттуда ребенка. Пока не стало поздно.
Дело в том, что в традиционных вероучениях для ребёнка всегда свободен вход и выход. Его сознание никто не промывает, он не подвергается индокринации. В традиционной Церкви подростку никогда не будут внушать, что его родители являются удобрением, которое он должен использовать, а, став совершеннолетним, выбросить на помойку. Уход из нетрадиционной религиозной организации зачастую оборачивается для подростка тяжелейшей депрессией и невозможностью вжиться в окружающий социум, что может подтолкнуть подростка к суициду.
Родители часто задают вопрос «Как наиболее эффективно защитить детей от опасных религиозных организаций?».
Нельзя пытаться сделать атеистом подростка, подвергшегося «промывке мозгов» в некоторых нетрадиционных религиозных организациях. Это приведёт к негативным проблемам в психике (к слому сознания). Любые попытки сделать его неверующим, только подтолкнут подростка к возврату в организацию. Потому что он остаётся верующим. Психологи, психотерапевты и психиатры, практически занимающиеся такими подростками, утверждают, что единственным эффективным методом в таких случаях является депрограммирование подростка, через приобщение к традиционному вероучению его народа. Только так возможно безболезненно и безопасно для психики ребёнка вытеснить негатив позитивом.
Отсюда наиболее эффективным средством профилактики попадания подростков в опасные религиозные организации, является воспитание у ребёнка с малых лет уважения к вероучению его для народа. Необязательно воспитывать ребёнка верующим, главное воспитание уважения к вероучению традиционной Церкви. Если, например, семья имеет православные корни, то ребенка нужно воспитываться в уважении к Православной Церкви, как к культурообразующей религии народа и охранительнице его духовно-нравственных ценностей. Тогда при встрече с адептами опасных религиозных организаций ребёнок будет защищен убеждением, что традиционная религия его народа единственно верная.
Остальные профилактические меры по преодолению влияния опасных нетрадиционных религиозных организаций на мировосприятие подростков, могут стать только дополнением к воспитанию у ребёнка уважения к духовно-нравственным и вероучительным традициям своего народа.
И здесь некоторым активистам – атеистам необходимо понять, что воспитание у ребёнка неуважения или отрицания традиционной веры его народа, дает опасным религиозным организациям успешную возможность овладеть детским сознанием и мышлением. Хотя, как показывает опыт, активистам – атеистам бесполезно что-то объяснять по этому поводу. Для них главное «борьба с тем или иным традиционным культуробразующим вероучением того или иного народа. А судьбы детей для них второстепенны или вообще неважны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.