Воспитание социально-зрелой личности как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде.

  • docx
  • 09.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 09.01.22..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия,  г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

Воспитание социально-зрелой личности как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде.

     В данной научной статье анализируется процесс воспитания - педагогическая категория применительно к социально зрелой личности как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде.

     Современное образование не может развиваться отдельно от тех процессов, которые происходят в социокультурной среде и активно влияют на него.

     Сегодня становится очевидным, что мировая цивилизация развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости стран, народов, культур. Характерной чертой современной социокультурной ситуации является бурный рост культурных обменов, прямых контактов между странами. Начинают соприкасаться реальности различных культур и религий, народов, существовавшие до этого часто автономно, в разных культурных измерениях, изменяется мир массовой культуры. Можно утверждать, что современное социокультурное пространство структурируется на основе интеркультурных связей. Помимо этого, особенностями современного социокультурного пространства являются интеграция всех сфер жизни, рост коммуникаций, развитие особого открытого для всех информационного пространства.

     В этой связи, мы являемся свидетелями формирования и развития нового типа личности, для которой характерна восприимчивость к новым реалиям современности, социальному заказу, адекватная реакция на общественное воздействие и умение его формировать, не просто многоязычие, но знание и понимание собственной и чужой культур. Успех в различных областях деятельности теперь зависит от способности быстро адаптироваться к различным социокультурным условиям, эффективно вступать в социокультурные взаимодействия.

     Новый тип социокультурной реальности ставит перед современным образованием принципиально новые задачи. Современная система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. В XXI (21) веке узкопрофессиональная подготовка не отвечает требованиям времени, важным компонентом образования становится личная культура выпускника и его способность активно и эффективно взаимодействовать с социумом.

     Одной из главных задач, стоящих перед современным образованием является выработка современной, адекватной времени, социальным и культурным запросам человека, личности и общества, стратегии профессионального образования и сопутствующей ей тактики. Подготовка будущего специалиста в системе современного образования должна быть ориентирована на обеспечение его субъектности, самостоятельности, инициативы, толерантности, устойчивости, т.е. всего того, что обеспечивает успешное и культурно-ориентированное вхождение молодого человека в социум, его личностное и профессиональное  становление. В этом плане перспективным представляется компетентностный подход к образованию. Подготовка старшеклассников к успешной адаптации в современной социокультурной среде правомерно может и должна рассматриваться качестве одной из ведущих целей образования и обеспечивать становление их социальной компетентности.

     Социальная компетентность считается неотъемлемой составляющей, основой процесса социализации личности, поскольку она предполагает социальную активность, социальную гибкость, социальную зрелость, умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность, а также совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющейся современной социокультурной среде. Процесс формирования социальной компетентности решает задачи социальной адаптации, которая предполагает активное приспособление к условиям социальной среды, оптимальной включение в новые или изменяющиеся условия, достижение успехов в реализации целей; устойчивость в поведении и отношениях; развитие социальной активности, рассматриваемой как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально-значимое преобразование окружающей среды, инициативность и результативность действий.

     Социальная компетентность представляет собой интегративную системную характеристику личности, которая соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, практические социальные умения и навыки взаимодействия и деятельности, обеспечивающие успешную интеграцию человека в общество, его включение в различные социальные и профессиональные взаимодействия, а также эффективность его действий в широком социальном контексте. Многочисленные исследования социальной компетентности показывают, что основной характеристикой социально компетентного человека является социальная зрелость личности, которая проявляется в устойчивости нравственных норм, автономии и независимости от окружения, устойчивости к воздействиям неблагоприятных жизненных факторов, устойчивости и критичности к влияниям социального окружения, устойчивости ценностных ориентаций.

     Когда человек социально зрелый, чётко и последовательно отстаивает свой статус, стремится соответствовать ему, воспринимает и соблюдает определенные социальные, профессиональные, корпоративные правила, нормы этикета и морали, тогда он предстаёт в сознании людей социально компетентным. Однако, социально-компетентное поведение вовсе не предполагает действие в рамках устойчивых норм, а способность умело и гибко реагировать на появляющиеся возможности, осуществлять свой выбор и решать разногласия.

     По своей сущности социальная зрелость есть отражение личностью общественных отношений и ее позиции к этим отношениям. Являясь формой самоопределения личности, социальная устойчивость отражает действительность не пассивно, а посредством общественных отношений, не абстрактно, а сквозь призму потребностей личности. Она определяет характер чувств, качеств и мотивов поведения, направленность деятельности, то есть социальная устойчивость моделирует систему принципов жизнедеятельности человека, проецирует императивы его действий и поступков.

     Социальная зрелость – интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает ее направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию  [67]. Социальная зрелость – это, с одной стороны, определенная позиция личности, проявляющаяся в виде отношений к другим людям, коллективу, продуктам деятельности и общения, окружающей среде, себе самому, с другой стороны, гибкость в усвоении новых отношений, принципов, способность к нормотворчеству, изменению, совершенствованию.

     Критериями социально зрелой личности являются:

-         направленность социальной активности, проявляющейся в нравственной деятельности и поведении;

-         степень включенности в различные виды деятельности, результативность участия в ведущей деятельности;

-         готовность к сознательной актуализации требований нормативной нравственности;

-         характер потребностно-мотивационной структуры, пробуждающей к реализации общественно значимых и личностно ценных целей;

-         сознательность и ответственность.

     Наличие социальной зрелости позволяет людям успешно адаптироваться в современной социокультурной среде, реализовывая свои потребности, возможности, способности, вступая во взаимоотношения с  другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и социумом в целом. С другой стороны, социализация, успешно осуществляемая на основе высокой социальной зрелости, определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии.

     Таким образом, одним из признаков конкурентноспособности личности, её адаптации к современной социокультурной среде, социальной безопасности, служит факт наличия высокой социальной зрелости. В связи с этим, целью современного образования должно стать воспитание социально зрелых личностей, способных быстро перестраиваться в зависимости от изменяющихся требований современной жизни, умеющих постоянно совершенствоваться, искать пути реализации своих знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, отстаивая при этом свои взгляды и сохраняя личностные позиции.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. -  М.: Просвещение, 2006.

2.                 Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе /В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.

3.                 Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // «Безопасность жизнедеятельности»,  2003. - № 2.

4.                 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) [Текст] / В.П.Беспалько. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. - 304 с.

5.                 Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. -  М.: Наука, 2004.

6.                 Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности: библиогр. указ. отеч. автореф. пед. дис. (2010 – 2015 гг.) /Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины  им. А.М. Никифорова МЧС России.  Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины Минобороны России. – СПб.: Политехника-Сервис, 2015. – 44 с.

7.                 Зуев Д.Д. Учебная книга – источник становления личности школьника /Педагогика. —1995. — №1. — С. 3 – 10.

8.                 Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 256 с.

9.                 Материалы общественной экспертизы нормативных документов в области образования.

10.            Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с.

11.            Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса./ Под ред. Т. В. Расташанской. -  Томск: ТОИПКРО, 2009. - 116 с.

12.            Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы/ С.К. Миронов. -  М.: Дрофа, 2006. - 92 с.

13.            Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2019.

14.            Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных организаций общего образования Свердловской области (Разработчики Репин Ю.В., Ширшов В.Д., Гафнер В.В.). Факультет БЖ УрГПУ. – 2014.

15.            Останко Л.П. Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации российского образования. – М., 2021.

16.            Павлов А.К. Анализ сущности компетентностного подхода  к процессу обучения в профильной школе / Этнокультурный компонент в подготовке студентов и учащихся.  Научно-методические материалы. – Петрозаводск: VERSO, 2007. – C.139 – 142.

17.            Павлов А.К. Воспитание социальной ответственности и компетентности // Сайт prosveshhenie.ru Ссылка на опубликованный материал: https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=30350

18.            Павлов А.К. Взаимосвязь индивидуальной, коллективной и фронтальной работы как условие развития познавательных возможностей учащихся в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 172 – 175.

19.            Павлов А.К. Гражданское общество за здоровый образ жизни (Статья в международном сборнике) / Здоровье в школы! Сборник научно-методических статей. – Петрозаводск. Изд-во КГПА. 2010. -  С. 21-24.

20.            Павлов А.К. Идеи профильного обучения в реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья перечень ВАК) / Мир науки, культуры, образования. - № 6 (37). – Декабрь 2012. – С. 247-249.

21.            Павлов А.К. Индивидуальные траектории развития: теоретический анализ (Статья перечень ВАК) / Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г., г. Тобольск) / Отв. ред. Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – С. 32 – 35.

22.            Павлов А.К. Индивидуальные траектории социального развития старшеклассников при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.335-339.

23.            Павлов А.К. Инновационные подходы к реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // http://fond21veka.ru/publication/19/41/2390/ Серия С №2390 2 октября 2017г. 24. Павлов А.К. Инновационный проект «Организация предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования» / Педагогический вестник Карелии. - 2007. - №1. – С. 15 – 16.

25.            Павлов А.К. Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа развития современного образования: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017.–66 с.

26.            Павлов А.К. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 33 с.

27.            Павлов А.К. Новые пути структурного анализа урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал.- Чебоксары. - № 13. 2021. – С. 61 – 63.

28.            Павлов А.К. Общеметодологические принципы реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики средствами инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения / Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 164 с. – С. 76 – 80.

29.            Павлов А.К. Описание опыта реализации проекта «Апробация базовой модели предпрофильной подготовки в МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия» / Педагогический вестник Карелии.  – 2009. - №4. – С.129 – 133.

30.            Павлов А.К. Ориентационный компонент в реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования / Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб. науч. Ст. / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. – СПб.:ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 404 с. – С. 247 – 254.

31.            Павлов А.К. Основные направления развития теории обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 176 – 178.

32.            Павлов А.К. Основы педагогической технологии процесса обучения в профильной школе / Актуальные проблемы современного образования: Опыт и инновации. Сборник научно-методических статей. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ им. И.Н. Ульянова.2012. – С. 196-199.

33.            Павлов А.К. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в современном российском образовании / Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 376 с. – С. 80 – 83.

34.            Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в международном научном сборнике) / International Conference on European Science and Technology. March 14 th – 15 th, 2021. Munich, Germany. – P. 213 – 217.

35.            Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в периодическом теоретическом и научно-практическом журнале) / Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Т.22. № 1. – СПб., 2017. – С. 124 – 128.

36.            Павлов А.К. Педагогические основы реализации компетентностного подхода в подготовке магистров психолого-педагогических специальностей: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2020. – 123 с.

37.            Павлов А.К. Педагогические условия реализации профильного обучения в общеобразовательной школе: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2012. – 169 c.

38.            Павлов А.К. Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 40 с.

39.            Павлов А.К. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современной отечественной дидактике / Приоритетные направления развития образования и науки: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 264 с. – С. 181 – 185.

40.            Павлов А.К. Построение системы управления  профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. -  Кострома.  Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 3. – С.482 – 486.

41.            Павлов А.К. Построение системы управления  профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома.  Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 4. – С.398 – 402.

42.            Павлов А.К. Проблема показателей и критериев эффективности урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования / Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей /под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2015. – 386 с.–С. 181 – 187.

43.            Павлов А.К. Проблематика классификации индивидуальных траекторий социального развития личности учащихся в образовательном процессе школы / Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч.ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. – 476 с. – С.358 – 363.

44.            Павлов А.К. Социальная зрелость личности старшеклассников как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде (Статья в международном научном журнале)  /  Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал. - Чебоксары. - № 13. 2019. – С. 107 – 109.

45.            Павлов А.К. Социальное воспитание в современных условиях / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.339-344.

46.            Павлов А.К. Социальное воспитание как педагогическая проблема (Научная статья Лауреата I Международного конкурса «Мастер-класс педагога») // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru

47.            Павлов А.К. Социальная педагогика (Курс академических лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017. – 551 с.

48.            Павлов А.К. Спорт и общество. Здоровье – в школы! (Статья в международном сборнике) /Сборник статей: Изд-во КГПУ. 2008. – С.12 –15.

49.            Павлов А.К. Теоретико-методологические положения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях реализации компетентностно-ориентированной дидактики / Инновационные технологии в образовании и науке: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2020 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – 420 с. – С. 149 – 151.

50.            Павлов А.К. Теории, технологии и практика дидактических систем (Краткий курс лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 82 c.

51.            Павлов А.К. Технологии обучения в инновационном образовательном учреждении (Профильная школа) / Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе: Сборник научных статей. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ. 2007. – С.135 – 139.

52.            Павлов А.К. Технология проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2019. - www.fond21veka.ru

53.            Павлов А.К. Управление профильным обучением в гуманистически ориентированном образовании (Статья перечень ВАК) / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал.- Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 2. – С.321 – 324.

54.            Павлов А.К. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): от мысли к действию: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 112 с.

55.            Педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзе - Фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.

56.            Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. - 512 с.

57.            Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. Специальностей / Под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2006. -  336 с.

58.            Педагогические технологии: Учебное пособие /Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -  128 с.

59.            Петров С. В.,  Макашёв В. А.  Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: ЭНАС, 2008. – 191 с.

60.            Подласый И.П. Методы и формы обучения /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С.287 - 341.

61.            Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С. 342 – 384.

62.            Приходько А. Н. Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки и практики. – М., 2009.

63.            Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2019.

64.            Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Дрофа, 2007.–191 с.

65.            Репин Ю.В. ОБЖ – фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. – 2012. – №1. – С. 119–127.

66.            Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.

67.            Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Издательство Казанского университета, 1992.

68.            Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004. - 368 с.

69.            Ситаров В.А. Организационные формы обучения//Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004.

70.            Смирнов С.А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А.//Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.

71.            Смирнов С.А. Формы организации обучения /С.А. Смирнов //Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.

72.            Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009.

73.            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.

74.            Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – 2012.


 

75.            Скачано с www.znanio.ru