«Воспитание толерантного отношения и уважения к иноязычной культуре средствами иностранного языка»
«Возлюби ближнего своего» (Евангелие от Матфея).
Иностранный язык – это реальное средство общения между людьми разных стран и народов, средство познания мира и популяризации своей культуры. То, как мы воспринимаем мир, всегда находит отражение в наших понятиях на основе родного языка во всем многообразии его выразительных возможностей и значений. Осваивая каждый новый язык, мы расширяем возможности нашего отражения, и этот процесс разворачивается уже на фоне вновь приобретенного языкового и культурного багажа.
Человек воспринимает мир, учится его обустраивать его, жить в нем и понимать явления окружающей действительности посредством модели, созданной с помощью родного языка. Изучение иностранных языков расширяет эту модель за счет восприятия и понимания нового, «не моего». Каждый освоенный иностранный язык раздвигает границы этого восприятия, укрепляет, усиливает и стабилизирует модель «присвоения» мира. Эта модель все более расцвечивается красками иных культур, обогащаясь ими, умножая богатство мировосприятия и мироощущения владеющего несколькими иностранными языками - «полилингвального» - человека: его личностное пространство становится мультикультурным. Поэтому, можно сказать, что именно иностранный язык призван объединить людей разных национальностей, научить их жить бок о бок друг с другом, уважая интересы других, считаясь с мнениями и суждениями других людей, а, самое главное, воспитать терпимое отношение не только к себе подобным, но и ко всем остальным. Знакомясь с достижениями культур других стран в ходе изучения их языков и литературы, у учащихся вырабатывается толерантное отношение к представителям других народов, к тому же, сопоставляя разные культуры, повышается ценность своего культурного наследия и укрепляется гордость за достижения своей страны.
Трудно переоценить значение толерантности в современном мире. Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу. С одной стороны, благодаря развитию компьютерных технологий и электронных коммуникаций люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения. В прошлое отошли холодная война и железный занавес, обрушились многие политические барьеры. С другой стороны, расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. В результате во многих регионах земного шара и, в частности, нашей страны остро встала проблема беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов. Их адаптация к новым условиям часто бывает нелегкой.
Видоизменение характера взаимоотношений между народами обусловливает и преобразование социальной среды.
Мы живём в многонациональном государстве, в котором проживают представители 147 национальностей, поэтому слово толерантность в последнее время приобрело большую популярность. Однако его значение неоднозначно, а потому требует подробного разъяснения.
Современное понятие сущности толерантности базируется на признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу.
Можно выделить следующие критерии толерантности:
-равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой- либо другой группе);
-взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, людям из сексуальных меньшинств и др.);
-равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
-сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
-охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
-возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе;
-свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
-сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
-позитивная лексика в межэтнических, межрасовых сферах отношений, в отношениях между полами.
Академик В.А.Тишков, выдвинувший идею педагогики толерантности, отмечает, что «в системе школьного и высшего образования, а также в повестке гуманитарных исследований должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире: школьники и студенты должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн. Однако недопустимы гипертрофированные, обретающие сакральную форму интерпретации только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Такая односторонняя проекция вызывает нетерпимость и вражду, ограничивает установки и межкультурные взаимодействия».
В целом образование должно донести до сознания детей, что, во- первых, этнокультурное разнообразие было, есть и будет. И это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческого рода, природы и деятельности.
Во-вторых, более сложная задача - необходимость мирного сосуществования различных этнических общностей или, другими словами, необходимость толерантных поведенческих отношений, настроенных на межэтническое взаимодействие и взаимопонимание.
Толерантность особенно важна в России, так как наша страна полиэтническая, в ней проживает много разных народов и народностей. И нередки проявления открытой вражды, нетерпимости по отношению друг к другу: войны, террористические акты, заказные убийства. Этому нет оправдания. Все это не должно стать нормой нашей жизни, так как это величайший вред и жестокость против невинных людей. Необходимо все решать мирным путем. Поэтому ясно, что самое главное, что нам нужно в человеческих отношениях - это терпимость.
С моей точки зрения существуют разные пути ее достижения. Благотворительность начинается дома, поэтому, я думаю, что терпимость берет свое начало в доме, в семье. Именно родители способны воспитать ребенка, сформировать и изменить его характер и отношение к окружающим.
Терпимость редко рождается в человеке сама по себе. Это качество необходимо воспитывать. И школе принадлежит здесь ведущая роль. Уроки иностранного языка - идеальное поле для посева семян толерантности. Именно на этих уроках ребенок впервые сталкивается с чужой языковой средой и непривычной ему культурой не как сторонний наблюдатель. От учителя зависит, станет ли новый язык для детей живым и гибким средством общения, мостиком в большой мир с его радужным разнообразием стран, культур и стилей жизни, или останется мертвым набором скучных грамматических упражнений.
Основой для прилагаемого урока в 3 классе по теме « Воспитание толерантного отношения и уважения к иноязычной культуре» я выбрала урок- игру «Волшебный мир сказок», так как сказки учат терпимости сразу на всех уровнях; поля толерантности в ней перекрещиваются, образуя единую устойчивую структуру. В сказках живут и действуют такие разные герои: добрые и злые, хорошие и плохие, честные и врунишки. Сказки учат добру, великодушию, справедливости, быть умными, вежливыми, отзывчивыми в нашем сложном, противоречивом мире. У учащихся воспитывается эмоционально- толерантный подход к миру, что в конечном итоге формирует у детей навыки совместной жизни и работы, обеспечивает стабильность социума.
Необходимо отметить, что включение детей в языковую сферу, изучение предмета и овладение знаниями по английскому языку происходит неодинаково. У одних детей знания на уровне стандарта и выше, в то время как у других при равных условиях обучения показатель ниже. Причины могут быть самые разные.
- объективные: затруднения в овладении языком, ограниченные коммуникативные умения;
-субъективные: застенчивость, обостренное самолюбие, боязнь сделать ошибку, быть смешным.
Наблюдения показали, что у учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому языку, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Это в значительной мере способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс. Положительный результат достигается, прежде всего тем, что в созданной психологической обстановке эмоциональной напряженности нейтрализуются или совсем снимаются отрицательные субъективные факторы. Главное- ориентация на личность учащегося.
Если мы осознаем важность толерантности сейчас, то потом мы сможем жить в новом цивилизованном обществе. Пора человечеству задуматься и остановить гонку вооружений, прекратить войны, террористические акты против себе подобных, искоренить ненависть по отношению друг к другу.
« Не делай другим того, что тебе не хотелось бы, чтобы сделали с тобой».
Используемая литература:
«Формирование толерантной личности в полиэтнической среде», Учебное пособие под общей редакцией доктора педагогических наук, Гурова В. Н., Педагогическое общество России, Москва 2004г.
«Этническая социализация подростка». М.; Воронеж, 2000г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.