ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА.
Оценка 4.8

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА.

Оценка 4.8
docx
18.10.2023
ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА.
Школьные медиа – это совместно создаваемые школьниками и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации. Как правило, это печатные издания, электронные издания, телевизионные и радио- программы, созданные по моделям взрослых СМИ, но в силу своего нахождения в образовательном пространстве, решающие в первую очередь, педагогические задачи. Какие и как эти задачи решаются? Поговорим об этом подробнее.
ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА.docx

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА.

Школьные медиа – это совместно создаваемые школьниками и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации. Как правило, это печатные издания, электронные издания, телевизионные и радио- программы, созданные по моделям взрослых СМИ, но в силу своего нахождения в образовательном пространстве, решающие в первую очередь, педагогические задачи. Какие и как эти задачи решаются? Поговорим об этом подробнее.

Школьные медиа: коротко о главном

Школьные медиа выполняют особую воспитательную функцию в образовательных организациях, так как актуализируют развитие у ребят таких современных социальных компетенций как мобильность, социальная и личная активность, исследовательское и творческое мышление. Строго следуя за познавательным интересом растущего человека, опираясь на его природные склонности, принимая процесс творчества как ценность самовыражения и саморазвития личности, школьные медиа стимулируют рост личностного потенциала ребенка. Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся, реализация познавательных, творческих интересов детей. В этой связи организация медийного пространства в школе может трактоваться как создание и реализация условий для позитивных изменений в личности ребенка (развитие его художественных, творческих способностей, повышение грамотности, самовыражение, самосовершенствование). Материально-финансовые ресурсы образовательной организации определяют возможности приобретения необходимого оборудования для создания информационного продукта: теле-радио студия, мини-типография в идеальном варианте или минимальный набор – компьютер, принтер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, музыкальный центр, радиопередающее устройство, а также сопутствующие расходные материалы. Эти возможности могут быть расширены за счет пожертвований от родителей, Попечительских Советов, софинансирования детских информационных проектов через Грантовые конкурсы, конкурсы Министерств и ведомств федерального и регионального уровней, а также за счет распространения информационного продукта школьных медиа (продажа печатной и прочей продукции, демонстрация рекламных роликов и т.п.). Методическое обеспечение работы школьных медиа осуществляется посредством: - организации и проведения серии информационно-методических семинаров для школьников; - формирования библиотечки для начинающих журналистов, операторов, монтажеров; - организации тренингов и мастер-классов (в профессиональных редакциях и студиях, в Центрах повышения квалификации работников СМИ, на базе образовательной организации, уже имеющей детские СМИ, или с приглашением специалистов в свою образовательную организацию); - консультационной работы с детьми по выявлению их интересов, потребностей, характеристик личности, характера будущей деятельности, определению функциональных обязанностей внутри редакционных коллективов, а также профессиональных компетенций.

Основа деятельности массмедиа в образовательной организации – творческая самоорганизация ребенка через свободный выбор им форм деятельности редакционного коллектива на принципах взаимного уважения, коллективного и личного интереса. Содержанием деятельности педагога, курирующего школьные медиа, является организация сотрудничества с детьми и детей друг с другом внутри творческого объединения, выстраивание отношений доверия, взаимопомощи, взаимодействия в реальном общественно-значимом деле, позволяющих: а) взрослому - реализовать свой личностный потенциал (передать детям социальный, профессиональный, творческий опыт); б) ребенку - обрести уверенность в своих силах, проявить творческое «Я», получить поддержку взрослого, что позитивно влияет на развитие его личности и формирование мировоззрения. Стратегией деятельности педагога, курирующего школьные медиа, может быть педагогическая поддержка. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии (но еще на недостаточном уровне количества или качества), то, что начинает проявляться. Например: идеи ребят о создании и функционировании детских самодеятельных изданий, аргументированный ими выбор вида СМИ, состава детской редакции, определение ребятами собственной роли в этом процессе, их видение способов и форм самовыражения.

Функции школьных медиа

Медиа образовательной организации можно рассматривать как инструмент воспитания, а также как один из важнейших факторов позитивной социализации ребенка. Основные функции школьных медиа представлены на схеме ниже.

Информирование, безусловно, одна из важнейших функций медиа. Массмедиа образовательной организации, применяя разные методы сбора материала и формы его подачи, рассказывают о людях, событиях, фактах. Посредством конкурсов, игр, викторин, размещения познавательной информации, они выполняют образовательную функцию. Социально-ориентирующая функция школьных медиа проявляется в том, что их деятельность направлена на формирование активной социальной позиции школьников, вовлечение ребят и взрослых в процесс создания и реализации различных идей и проектов. В разновозрастном коллективе журналистов школьники учатся взаимодействовать с ребятами младших и старших классов, педагогами, администрацией, выпускниками школы разных лет, а также работать в команде. Организаторская функция определяется возможностью детского творческого сообщества устраивать различные мероприятия и события: праздники, акции, тренинги, фестивали. Коммуникативная функция. Представляя аналитическую, событийную, образную информацию, массмедиа образовательной организации фокусируют внимание на определенных событиях, а объединяя разные поколения участников образовательного процесса для обмена информацией, дают возможность распространять не только сведения, но и отношение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей, господствующих в обществе в целом или в отдельной социальной среде (в данном случае образовательной). Регулятивная функция. Материалы на радио, в газете, по телевидению помогают регулировать активность участников школьной жизни, могут серьезно влиять на ее уклад, позволяют в простой и понятной форме привлечь учащихся, учителей, родителей как к осмыслению проблем школы, так и к практическому участию в коллективной деятельности по их решению. Важнейшая функция массмедиа в образовательной организации - профессиональная ориентация школьников. Когда ребенок погружается в мир профессии фотографа, монтажера, оператора, сценариста, репортера, он осваивает азы творческой деятельности. К тому же во время записи сюжетов, подготовки печатных и радио - материалов, растущий человек знакомится с людьми разных профессий, получает навыки делового и диалогового общения. Профилактическая функция школьных массмедиа заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом. Социальное пространство медиацентра можно рассматривать как модель особой системы взаимоотношений, социального партнерства, сотрудничества и сотворчества людей. Ребята здесь начинают с большим уважением относиться к школе как к творческому пространству, в котором они могут реализовать себя. Сохраняя свое первоначальное предназначение – информационное обеспечение жизни детского коллектива, массмедиа образовательных учреждений выполняют еще и обучающую функцию. Они помогают ребенку в познании законов построения информации, ее функционирования и интерпретации, развитию логического мышления школьников.

Основные принципы работы школьных медиа

Принцип коллективно выработанных норм, где «надо» определено не системой оценки педагога, а принятыми совместно правилами организации жизнедеятельности (например, временем сдачи очередного номера газеты, выпуска теле или радиопрограммы, функциональными обязанностями членов редакционной коллегии и т.п.); 2. Принцип разделения ответственности – как учащихся, так и взрослых (педагогов, профессиональных журналистов, родителей, администрации образовательного учреждения); 3. Принцип заинтересованности – интерес личный и коллективный, являются важными атрибутами деятельности школьных СМИ; 4. Принцип самостоятельности – делаем газету, веб-страницу, теле- или радиопрограмму своими руками, вместе со взрослыми. Полезно помнить! Профессиональный журналист обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России. Чтобы стать членом детского творческого объединения, стоит помнить, что и здесь этическим нормам и правилам придают особое значение. В школе вместе с юными журналистами можно выработать общий документ - Свод правил, Кодекс чести или Манифест объединения, который будет определять правила поведения и ответственность каждого члена журналистского детского объединения за свои действия. Например, творческое объединение «Звучащее слово» (г. Иркутск) разработало и строго следовало «Кодексу юного журналиста», некоторые положения которого таковы: - прежде чем писать – подумай; - умей слушать ушами и сердцем; - будь честен, находчив, добр; - не изменяй себе; - твоя сила – в твоем слове!

 

С чего начать работу в медиацентре?

На первые встречи в детскую редакцию обычно приходит много детей: с друзьями и подружками, с одноклассниками и поодиночке. Но остаются не все, чаще те, кому это на самом деле интересно. Готовясь к первым встречам с ребятами в школьном медиацентре, педагогу следует тщательно продумать свои первые занятия с ними. Можно создать интересные видеопрезентации, придумать интерактивные творческие разминки и тренинги, создать обучающую программу для работы с детьми в режиме он-лайн, разработать практические занятия по технике речи и т.п. Это позволит научить детей легко выражать свои мысли и не бояться речевых ошибок у микрофона, интонационно точно держать паузы при чтении текстов, разбираться в различных жанрах радиожурналистики, оформлять печатные издания, осваивать современные тенденции дизайна. На первых встречах необходимо организовать знакомство ребят друг с другом посредством игр, в которые необходимо включаться и взрослому – тогда дети начинают чувствовать себя увереннее, вести себя активнее и смелее. Так как школьное журналистское объединение как правило является разновозрастным, то одной из задач педагога на первых встречах должно стать снятие возрастных барьеров и формирование разновозрастного коллектива, в котором все чувствовали бы себя равными. На первых порах необходимо совместно продумать «Кодекс юного журналиста» – нормы и правила, по которым в течение учебного года будет функционировать школьный пресс-центр. На последующих встречах куратору необходимо рассказать о тех видах работ, которые планируются осуществлять в медиацентре и узнать у ребят, с какими инициативами они готовы выступить сами. Кроме этого, важно разделить обязанности между ребятами по их интересам и оговорить с ними сроки выпуска продукции медиацентра. Неплохо было бы с самого начала работы установить традицию проводить время от времени организационные собрания, на которых будет проводиться анализ работы всего медиацентра. Каждый участник и куратор по очереди высказываются о том, что, по их мнению, было сделано хорошо, а что плохо в течение определенного периода. Таким образом ребята будут учиться анализировать свою работу и нести ответственность за нее. На подобных собраниях могут обсуждаться и новые инициативы юных журналистов. Ну а затем можно проводить обучающие тренинги и занятия, на которых педагог рассказывает о том, как брать интервью у людей разных возрастов и разного статуса, как писать информативные и развлекательные статьи, делать фотографии, видеозаписи. Обратим внимание, что в начале года встречи с ребятами в медиацентре должны проходить достаточно часто – один или два раза в неделю. Но когда механизм работы запущен, количество и время встреч может уменьшаться. Куратор может собирать школьников по необходимости, на переменах или организуя онлайн связь с ними.

На что обратить особое внимание в работе с юными журналистами?

Работая с современными детьми, помните об их особенностях. 1. Дети – резиденты современности. Их склонность к активному осмыслению медиа в современном информационном обществе закономерна и связана не только с освоением технологий нового поколения, но и со стремлением к саморазвитию, самореализации, самопрезентации. Позиционировать себя, презентовать деятельность в медиа-обществе для современного поколения актуально, просто и даже модно. Но в одиночку не всегда интересно. Нужен диалог, действие и площадка для диалога. Отсюда простой вывод: школьные масс-медиа могут стать актуальными, если они будут площадкой для внутрипоколенческого и межпоколенческого диалогов.

2. Дети остро чувствуют и быстрее реагируют на изменения: особенно когда ценности заменяются лозунгами, смыслы – симуклярами, дела - мероприятиями, реальность – имитацией, отношения – отчетностью. Запрос на настоящее в отношениях со взрослыми, на продуктивный диалог с другими заставляет ребят становиться инициаторами этого диалога. Помните, что дети лучше всего самоорганизуются тогда, когда в их пространстве происходят изменения, и они на них хотят реагировать. 3. Подростки любят заявлять о своём мироощущении и миропонимании, демонстрировать ровесникам и взрослым свои жизненные принципы и проекты. Подрастающее поколение – не только активный пользователь, но и творец информационной среды. Поэтому школьные масс-медиа для них – это особая форма самоорганизации. 4. Приходя в творческое объединение медийной направленности, дети обычно делятся на две группы: для одних ценность дальнейших взаимодействий в объединении не очевидна (их мотивация – посмотрю, попробую, вдруг получится), для других важны эмоционально-психологическая включенность, социальное взаимодействие и межличностные коммуникации (их мотивация – научусь, сделаю, представлю информационный продукт). 5. Подростки очень эмоциональны, чувствительны и часто склонны к максимализму. Работая в пресс-центре, многие из них могут иногда выходить с неоднозначными или откровенно провокативными инициативами. Куратору важно уметь выслушать каждого ребенка и найти правильные слова, чтобы трансформировать такого рода предложения в более подходящий детскому медиацентру формат.

Несколько полезных советов

Интересуйтесь точкой зрения ребят на школьные и внешкольные события, Ваш интерес может породить массу нестандартных идей. Создавайте в школе пространство свободовозможности, в нем родится свободоспособность – неотъемлемое качество творческого человека. Доверьтесь детскому актуальному опыту, форма и средства генерации и передачи информации нам (взрослым) могут быть еще неведомы, а они (дети) уже перешли на другой уровень. Создавайте нестандартные ситуации, получите нестандартные идеи и решения. Будьте открытыми для ребят, и они откроются Вам. Помните, что дети доверяют Вам, будьте готовы быть для них наставниками, психологами, советчиками, слушателями. Занимайтесь саморазвитием, идите в ногу со временем и не бойтесь новых современных возможностей. Будьте готовы отстаивать интересы медиацентра, помните, что Вы – проводник между детьми и администрацией школы. Не отвергайте инициатив ребят, а грамотно направляйте их в нужное русло.


 

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

Например: идеи ребят о создании и функционировании детских самодеятельных изданий, аргументированный ими выбор вида

Например: идеи ребят о создании и функционировании детских самодеятельных изданий, аргументированный ими выбор вида

Профилактическая функция школьных массмедиа заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом

Профилактическая функция школьных массмедиа заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом

Кроме этого, важно разделить обязанности между ребятами по их интересам и оговорить с ними сроки выпуска продукции медиацентра

Кроме этого, важно разделить обязанности между ребятами по их интересам и оговорить с ними сроки выпуска продукции медиацентра

Вам. Помните, что дети доверяют

Вам. Помните, что дети доверяют
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2023