Здоровьесберегающие
технологии и воспитание ЗОЖ
на уроках математики
Митрофанова Наталья Владимировна
Учитель математики МБОУ ТСОШ №3
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Рассматривая составляющие здоровья с позиции конкретного человека, я определяю его отношение к собственному здоровью принципами:
· Физическое здоровье – «я могу»;
· Психическое – «я хочу»;
· Эмоциональное – «я умею»;
· Интеллектуальное – «я знаю»;
· Социальное – «я нужен»;
· Духовное – «я способен»
· Нравственное – «я должен».
Цифры, цифры… 14% детей школьного возраста здоровые;
· 50% имеют функциональные отклонения;
· 35 – 40% - хронические заболевания;
· У каждого четвёртого выпускника - патология сердечно – сосудистой системы;
· У каждого третьего – близорукость, нарушение осанки;
· 50% нуждаются в помощи психолога.
· 57% школьников гиперактивны
Эти ошеломляюшие данные обязывают меня, как и всех учителей страны, делать все возможное для улучшения здоровья детей.
В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая деятельность. Именно из-за неё у детей возникают трудности в учёбе. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а невнимательность и импульсивность прогрессируют.
При преподавании математики я в учебной деятельности использую различные «Особенности работы с гиперактивными детьми»
1) При постановке задач урока.
Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.
2) В последовательности указаний.
Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий. Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.
3) Очерчиваю временные рамки.
У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения.
4) Правильно говорю “нет”.
Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если я хочу, чтобы ребенок не отвлекался при ре, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку».
Мне как учитель ежеурочно учитывать и Факторы, влияющие на формирование здоровья:
· Гигиенические факторы:
- шум, освещённость, воздушная среда;
- размер помещений, дизайн, цвет стен, стройматериалы, краска;
- размеры мебели, её размещение;
- видеоэкранные средства;
· Учебно-организационные факторы:
- объём учебной нагрузки;
- порядок урока и день недели в расписании уроков;
- плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.;
· Психолого-педагогические факторы:
- мои личностные, психологические особенности как учителя;
- психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок;
- стиль моего педагогического общения с учащимися;
- реализация мною, как учителем, индивидуального подхода к ученикам;
- характер проведения опросов и контрольных срезов, проблема оценок;
- особенности работы с «трудными» подростками;
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника;
- мое состояние здоровья и образ жизни, отношение к своему здоровью;
- обремененность собственными проблемами, моя способность психоэмоционального переключения;
- степень возможности инновационной деятельности;
- подготовленность моя как учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Моя роль в воспитании ЗОЖ как учителя:
Во-первых, стараюсь рационально гигиенически спланировать урок. Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно мною составленного учебного занятия. Для мониторинга я учитываю при планировании и проведении уроков
· Плотность урока 60%-70%;
· 4-7 видов учебной деятельности;
· Наличие эмоциональных разрядок;
· Соблюдение гигиенических норм применения ТСО:
·
Чередование позы ребёнка, контроль осанки;
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток;
· Психологический климат в классе.
Во-вторых, через содержание задач. Содержание уроков математики составляют письменные и устные задачи, упражнения, которые необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Задачи по математике на тему здоровья мною классифицированы по темам:
· Знание своего тела.
· Гигиена тела.
· Гигиена полости рта.
· Гигиена труда и отдыха
· Профилактика инфекционных заболеваний.
· Питание и здоровье.
· Гигиена питания.
· Безопасное поведение на дорогах
· Предупреждение употребления психоактивных средств.
Сами задачи можно классифицировать по доступу информации:
· в самом содержании содержится необходимая информация;
· информация зашифрована в ответах заданий и упражнений;
· информация зашифрована в выполнении цепочки действий;
Такие задания не меняют ход урока, не мешают изучению материала, они только вносят необходимую эмоциональную познавательную разрядку.
Например, в 9 классе по алгебре мною используются задачи следующего содержания:
Задачи на профилактику заболеваний
Задача 1 (9класс)
Дана геометрическая прогрессия. Найдите:
b7 = ½, q = ½, b1 - ?
b5 = 0,1, q = 1/10, b1 - ?
b1 = - 2, b4 = - 54, b5 - ?
Правильным ответом соответствуют вещества, которые губят вирус спида при открытом воздействии.
32 – спирт, 1 000 – ацетон, – 32 – касторовое масло, 0,5 – гидрохлорид натрия, 2 – крем от загара, - 162 – эфир. Вирус погибает при нагревании до 57 градусов С, на поверхности кожи быстро разрушается под действием защитных ферментов организма и бактерий.
Ответ:32; 1000; 162; 0,5.
Задачи на тему питание и здоровье
Задача 2 (9класс)
Не строя графики функций, определите:
наибольшее значение функций наименьшее значение функций
· у = х2 + 2х -15; у = - х2 – х+12
· у = х2 - 4х -5; у = - х2 +3х+ 4
· у = 2х2 - 8х +3; у = -2 х2 +3х+ 5
· у = - х2 +36 у = х2 -36
Найденные значения соответствуют витаминам, которые необходимы организму:1 – Е; 25/4- В;
-16 – А; 36 –С; 2,5 – К; -5 –Д;
Комментарий учителя:
Витамин А– необходим для красоты кожи, зрения, иммунитета.
(печень, масло, морковь, зелёный лук, помидоры)
Витамин С - отвечает за иммунитет и стенки сосудов.
(смородина, перец, лимон, апельсин, шиповник)
Витамин Д – делает прочной костную ткань (печень, масло)
Витамин Е - природный антиоксидант (бобовые, растительное масло)
Витамин В1 – источник оптимизма (крупа, мясо, молоко)
Витамин В2 – необходим для хорошего зрения(молоко)
Витамин В6 – источник спокойствия (бананы, сыр, перец, мясо)
Задача 3 (9класс)
При каких значения р и q вершина находится в точке с данными координатами? Определив р и q, узнаете какие вещества необходимы нашему организму.
у = х2 + рх +q, А(1;-2) у = х2 + рх +q, А(1;-4) у = 2х2 + рх +q, А(1;-8)
у = х2 + рх +q, А(2;0) у = х2 + рх +q, А(0;2) у = 2х2 + рх +q, А(1,25;5,5)
у = 2х2 + рх +q, А(2;-5) у = х2 + рх +q, А(2;-9) у = 5х2 + рх +q А(-0,8;-6,2).
-4;-6 – фтор; 8;-3 – хлор; -2;-3 – селен; 4;0 – сурьма; 2;3 железо; 1,5;6 – алюминий; -5 -3 калий;
-4;4 – йод; 0;-3 – кальций; -8;3 – цинк; 2;2 – магний; -4;-5 – медь; 8;-натрий.
Ответ: натрий, калий, кальций, железо, медь, цинк, селен, йод, фтор.
Комментарий учителя:
Натрий – определяет содержание воды в организме. Избыток ведёт к гипертонической болезни ( соль)
Калий–выводит жидкость из организма ( ягоды, фрукты, рис, какао, шоколад, картофель)
Кальций– необходим для формирования костей ( молоко, молочные продукты)
Железо– необходим для построения гемоглобина (мясо, рыба, печень, крупы)
Медь - участвует в синтезе белка (бобовые, морепродукты)
Цинк– обеспечивает иммунитет и кроветворение (яйца, сыр)
Селен – предотвращает развитие рака (печень, рыба, хлеб)
Йод – участвует в работе щитовидной железы (водоросли, морепродукты)
Ежеурочно стараюсь найти возможность для использования комплексов упражнений.
Упражнения для профилактики утомления глаз.
(Если устали глаза, стали плохо различать текст, появились неприятные ощущения, «песок в глазах»):
1. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.
2. Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении чсовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.
3. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
4. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
5. Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Рефлексию на уроке иногда совмещаю с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ученик отвечает на вопросы:
· МИЗИНЕЦ. Какие знания и опыт я сегодня получил?
· БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
· СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
· УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
· БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
Хотелось бы чаще использовать упражнения для нормализации и формирования правильной осанки:
1. «Память тела». Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.
2. «Физкультура сидя».Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке.
Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.
3. Глубокое дыхание. Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4 – сдувается выдох.
4. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.
5. «Огонёк». Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.
6. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».
Здоровье – это наша способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.
Здоровье – это наш образ жизни.
Образ жизни – источник здоровья и всех бед.
Всё зависит от нас и нашего образа жизни
Список использованной литературы:
1).Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
2). Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.
3). Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье, Санкт-Петербург, 2000
4). Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
5).Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников, Москва, 2004г.
Август 2016 Представление опыта на августовском совещании педработников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.