Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Оценка 4.7

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
19.03.2018
Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста
Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом.Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом.
Воспитание гибкости у детей .doc
Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста Содержание Введение.                                                                                                                       1. Возрастные аспекты воспитания гибкости.                                                                  2. Гибкость и основы методики ее воспитания.                                                               3. Определение уровня воспитания гибкости.                4. Содержание комплексов упражнений для воспитания подвижности в суставах. 5. Результаты исследования и их обсуждение.   Выводы.                                                                                                                            Библиографический список.                                                                                        Приложения. Введение. Школа – общественный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как  уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия.  Сам ребенок еще не до конца осознает свои возможности, траекторию собственного  развития. Основная и ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность  ребенка, помочь ей проявиться, устояться и при этом максимально сохранить его  здоровье. Многие авторы педагогических технологий пытаются решать данные  задачи, используя новые подходы в обучении. В качестве региональных приоритетов – изменений в образовании согласно Обласной целевой программе «Развитие системы образования в Пермской области на 2002 –  2005 гг.» рассматривается воспитание, содержание и сохранение здоровья. Основной задачей образовательных учреждений, в том числе и нашей школы, является решение проблемы обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья, за счет  создания необходимых условий для формирования интеллектуально развитой,  физически и духовно здоровой, социально адаптированной личности  конкурентоспособной на рынке труда. Если следовать этой задаче, то можно смело сказать, что физическая культура в  нашей школе способствует достижению этой. Содержание обучения, составляют физические упражнения, направленные, главным  образом, на повышение уровня физической подготовленности, индивидуальные  занятия по видам спорта. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Она присуща  человеку от рождения, но мало подвижный образ жизни, ограниченные движения в  быту, школе и на работе приводит к тому, что подвижность в суставах, а постоянно  уменьшается и не соответствует анатомическим возможностям.  Человек, утративший гибкость не может быть ловким, не может высоко и далеко  прыгнуть, свободно ударять ногой по высоко летящему мячу, перепрыгивать через  барьеры, метать снаряды (В.П.Корнин Акробатика для спортсменов М.  «Физкультура и Спорт» 1994) [6] Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных  средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного  физического развития. Любое движение человека производится благодаря  подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном,  голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным  аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и  ограничивается какой­либо частью от имеющейся максимальной амплитуды  движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает  уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные  способности, снижает экономичность работы  и часто является  причиной  повреждения связок мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет  основополагающую роль. Возможности человеческого тела поистине неисчерпаемы. Можно только удивляться тому, какого физического совершенства, умения владеть своим телом можно  достичь, если серьезно заниматься и развивать гибкость. Но, к сожалению, многие  ученые и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности  недооценивают значение гибкости. И поэтому воспитание гибкости и подвижности у  детей является одной из актуальных проблем физической культуры. Цель: показать полезность и необходимость данной темы для жизни младших  школьников. Задачи: ­ отыскать более современные методы для воспитания и развития гибкости.              ­ разработать комплексы упражнений и растяжек для развития гибкости.              ­ выявить результативность этих комплексов. Для решения задач были использованы следующие метода исследования. 1. Анализ литературных данных. 2. Педагогический эксперимент. 3. Тестирование. 4. Математическая обработка данных. Анализ и обобщение специальной и научно – методической литературы  осуществляется на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на  теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и  методике физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств,  возрастной физиологии. Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3­го класса МОУ  «Кормовищенская СОШ» Лысьвенского района, Пермской области. В  экспериментальной группе использовались специально разработанные комплексы  упражнений на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста. 1. Возрастные аспекты воспитания гибкости. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием  опорно­двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных  признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей  мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат очень эластичен,  скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб  сохраняет большую подвижность до 8­9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста  подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в  своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы  конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте полностью завершается морфологическое развитие нервной  системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток.  Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.  К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину  объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7­ летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких  возрастает с 1200 мл в 7­летнем возрасте до 2000 мл в 10­летнем. Показателями  функциональных возможностей  детского организма, являются ведущими  критериями при выборе физических нагрузок. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в  высокой двигательной активности. Если просматривать данные двигательной  активности по Н.Т.Лебедевой, при разных видах мышечной деятельности, мы  видим  какой суточный объем двигательной активности необходим учащимся младшего  школьного возраста при выполнении ими разных видов физических упражнений  (Приложение 1). Примечание: В зависимости от содержания за урок физической культуры может  быть обеспечено до 43 – 57% суточного числа движений. По мере развития организма гибкость изменяется неравномерно. Так, подвижность  позвоночника при разгибании заметно повышается у учащихся (мальчиков с 7­14лет;  девочек с 7­12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается).  Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7­10  лет, у девочек 7­9 лет, а затем в 11­13 лет уменьшается. Целенаправленно развитие гибкости начинается с 6­7 лет, при этом для развития  пассивной гибкости сенсорным периодом является возраст 7­10лет, а для активной – 10­14 лет, о чем свидетельствуют приведенные в таблице 2 обобщенные данные  отечественных и зарубежных авторов (В.Ф.Ломейко, В.И.Лях и др.) (Приложение 2).    2. Гибкость и основы методики ее воспитания. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют ввиду суммарную подвижность в  суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить  «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».  По форме проявления различают  гибкость активную и пассивную.  При активной гибкости движение с большей амплитудой выполняют за счет  собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью  понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних  растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных  приспособлений. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статистическую.  Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статистическая в позах. Выделяют общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется  высокой подвижностью во всех суставах; специальная – амплитудой движений,  соответствующей технике конкретного двигательного действия. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор обусловливающий  подвижность суставов – анатомический. Ограничителями движений являются кости.  Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе  (сгибание, разгибание отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) На гибкость существенно влияют внешние условия: Время суток (утром гибкость меньше, чем утром и вечером); Температура воздуха (при 20­30°С гибкость выше, чем при 5­10°С); Проведена ли разминка, (после разминки продолжительностью 20  минут гибкость выше, чем до разминки); Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10  минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40°С или  после 10 минут пребывания в сауне). Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее  функциональное состояние организма. Это утомление, под влиянием утомления  активная гибкость уменьшается за счет снижения способности к полному  расслаблению, после предшествующего сокращения; а пассивная увеличивается (за  счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению). Положительные  эмоции и мотивация, особенно умение управлять сенсорным полем учащихся (поле  зрительного, звукового, тактильного и другого человеческого восприятия) улучшают гибкость, а противоположные личностно­технические факторы ухудшают.  Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Использование  динамических упражнений приводит к росту активной гибкости в среднем на 19­ 20%, а пассивной на 10­11%. В то же время использование пассивных упражнений  обеспечивает увеличение активной гибкости в среднем на 13%, а пассивной на 20%.  Наиболее эффективным является комплексное развитие гибкости, когда  динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют  по 40% времени, отводимого на уроке (серии уроков), а 20% ­ на выполнение  статических упражнений. Например,  на развитие гибкости на уроке отводится 10  минут, из них из них 4 минуты ученики младших классов выполняют активные  движения (махи, наклоны, приседания и т. д.), следующие 4 минуты – упражнения с  отягощением (те же наклоны, но с удержанием набивного мяча на прямых руках) и  оставшиеся 2 минуты – удержание поз в упражнениях, требующих высокой  подвижности в суставах (стойки на лопатках, «мосты», шпагаты и т.д.). Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную  амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного  действия на уроке, этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости постоянно поддерживается повторным  воспроизведением необходимой амплитуды движений. Для этого на уроках с  младшими школьниками, упражнения на развитие гибкости включаются постоянно и  в большом объеме, а также в комплексах упражнений гимнастики, в играх на  переменах и т.д. В качестве средств развития гибкости на уроках физической культуры используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Это  упражнения на растягивание. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы ­ антагонисты.  Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и  упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные, статические.  Активные движения с полной амплитудой применяются как в подготовительной, так и заключительной частях каждого урока. Это – махи руками, ногами, рывки,  наклоны и вращательные движения туловищем, а также на уроках учащиеся  выполняют упражнения без предметов и с предметами (гимнастические палки,  обручи, мячи и т.д.) (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник, пособие для студентов высших учебных заведений –  2­е издание, исправленное и дополненное – М: Издательский центр «Академия»,  2001) [123] Пассивные упражнения на гибкость включают движения, выполняемые с помощью  партнера; движения выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с  помощью резинового экспандера или амортизатора; пассивные движения с  использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти  другой рукой и т.п.; движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения  используют вес собственного тела). Статические упражнения, выполняемые с  помощью партнера собственного веса тела или силы, требуют сохранения  неподвижного положения с определенной амплитудой в течение определенного  времени (6­9 сек.). После этого следует расслабление, а затем повторение  упражнения. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем  активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой,  использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с  большой амплитудой. Основным методом развития гибкости является повторный метод, при котором  упражнения на растягивание выполняют сериями. В зависимости от возраста и  физической подготовленности школьников количество повторений упражнения в  серии дифференцируется. При этом на уроках физической культуры соблюдаются  следующие методические требования:   Перед выполнением упражнений на растягивание «разогреть» организм, чтобы избежать травм:  Развивать подвижность в суставах, которые играют важную роль в жизненно  необходимых действиях: плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах  кисти;  Амплитуду движений увеличивать постепенно, сохраняя последовательность  воздействий на соответствующие мышцы и суставы;  Между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять  упражнения на расслабление мышц. В качестве развития и совершенствования гибкости используются игровые и  соревновательные методы (кто сумеет наклонится ниже; кто сумеет поднять  предмет с пола обеими руками, не сгибая коленей и т.д.). Для развития и совершенствования гибкости важно определить оптимальные  пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную  дозировку нагрузок. Для достижения заметного сдвига в развитии гибкости уже  через 3­4 месяца, рекомендуются следующие отношения в использовании  упражнений: примерно 40% ­ активные; 40% ­ пассивные и 20% ­ статические. Чем  меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных  упражнений и меньше статических. Например:  1. Пружинящие упражнения (наклоны и покачивания), выполняемые с  постепенным увеличением амплитуды и количества повторений. 2. Маховые движения, выполняемые с постепенным увеличением количества  повторений, амплитуды и скорости маха. 3. Статические положения, в которых нужное положение (наклон, «шпагат»,  мост) фиксируется 5­10 секунд. Упражнение повторяется 3­4 раза. Время  фиксации постепенно увеличивается до 20­60 секунд (если нет резких болевых ощущений). 4. Упражнения, вдвоем (пружинящие движения и статические положения), при  выполнении которых гибкость и амплитуда пружинящих движений  увеличивается за счет нажимания партнера, и т.д. специалистами разработаны  примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений,  времени «выдержек»  в статических положениях. На первых занятиях, при  разучивании упражнения число повторений составляет не более 8­10 раз и  постепенно доводится до величин, приведенных в Приложении 3. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в  утреннюю гигиеническую гимнастику (например – разные варианты наклонов, махи,  выпады и т.д.) в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях во вне урочное время. Упражнения на гибкость важно  сочетать с упражнениями на силу и расслабление, т.к. комплексное использование  силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует  увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное  движение, но и повышает прочность мышечно­связочного аппарата. Кроме того при  использовании упражнений на расслабление в период направленного развития  подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект обучаемости.  Например: Комплекс упражнений на расслабление: (В.С.Кагоров, И.п.Савинков – М., «Физкультура и Спорт», 1999) [121] 1. Встряхивание руками с опусканием их вниз и наклоны вперед из исходного  положения, стоя, руки вперед. 2. Встряхивание ног, согнутых в коленях, из исходного положения, лежа на  спине.  3. Мах расслабленной ногой вперед назад с подскоком на носке другой ногой. 4. Повороты туловища налево – направо (закручивая) с расслабленными  движениями руки назад. 5. Встряхивание ног, поднятых вверх из исходного положения, стойка на  лопатках с поддержкой туловища руками. 6. Встряхивание рук с помощью партнера, держащего его за кисть в  горизонтальном положении (или держащего руку у локтевого сустава в  вертикальном положении). 7. Встряхивание ног с помощью партнера (удерживающего за голеностопный  сустав) из исходного положения, лежа на спине и т.д.             Силовые упражнения: 1. Упражнения с использованием внешней среды (бег, бег против ветра, прыжки  по рыхлому песку и т.д. ). 2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов  (экспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.д.) 3. Упражнения с противодействием партнера, и многие другие силовые  упражнения. Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года  следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их  повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1  минуту; при пассивных – 1 повторение в 1­2 минуты; «выдержка» в статических  положениях – 4­6 минут. Упражнения на гибкость на одном занятии следует выполнять в следующей  последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей,  затем для туловища и нижних конечностей. Например: Комплекс упражнений с гимнастической палкой на гибкость: 1. Исходное положение – о.с., палка за головой. 1. Левую ногу назад, палку  вверх, прогнуться. 2. Наклонится влево. 3. Выпрямиться палку вверх. 4.  Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6­8 раз. 2. Исходное положение – ноги врозь, палка внизу хватом за концы. 1­2. Левую  руку вверх, пружинящие наклоны вправо. 3­4. То же  в другую сторону.  Повторить 6­8 раз. 3. Исходное положение – о.с., палка внизу сзади. 1­2. Наклониться вперед,  положить палку на пол сзади. 3­4. Выпрямиться. 5­6. Наклониться вперед,  взять палку. 7­8. Исходное положение. Повторить 6­8 раз. 4. исходное положение – ноги врозь, палка вверху. 1­2­3. Наклониться назад,  палку в левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. Исходное  положение. То же другой рукой. Повторить 4­6 раз. 5. Исходное положение – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба  конца. 1­2. Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх.3.  Держать. 4. Исходное положение. Повторить 4­6 раз. 6. Исходное положение – лежа на животе, руки впереди, хват палки за оба конца.  1. Отвести прямые ноги назад, одновременно поднять руки вверх, прогнуться.  2. Исходное положение. Повторить 4­6 раз. 7. Упражнения на расслабление. Исходное положение – лежа на спине, руки  вперед, палка горизонтально. 1­2. Продеть ноги между руками, палку за спину  (стойка на лопатках). 3. Держать. 4. Встряхивая прийти в исходное положение. Повторить 4­6 раз. 8. Исходное положение – о.с. палка спереди. 1. Подбросить палку вверх. 2.  Присесть, поймать палку двумя руками. 3. Исходное положение. Повторить 4­ 5 раз. 9. Упражнение на дыхание. Существуют разные мнения о вопросе количества занятий в неделю,  направленных на развитие гибкости. Несмотря на это все специалисты едины в  том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех  занятий в неделю, т.к. трехразовые занятия позволяют поддерживать достигнутый уровень подвижности в суставах. Перерывы в работе над гибкостью отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв  ухудшает подвижность в суставах на 10­12%. В тех случаях, когда гибкость уже утеряна, восстанавливать и развивать ее  следует дома. Чтобы сравнительно быстро и с меньшими болевыми ощущениями  добиться нужной подвижности суставов, необходимо выполнять упражнения на  гибкость два раз в день: утром во время зарядки и вечером для  совершенствования упражнений.  Для развития гибкости необходимо использовать множество упражнений,  воздействующих на подвижность всех основных суставов по нарастающей  трудности. Например: Индивидуальные, подготовительные упражнения: Как только добились уверенного  и правильного выполнения наклонов, махов и выпадов, идет переход  на более сложные упражнения (их овладение) – шпагаты, мосты, перекидки,  упражнения вдвоем и т.д. При изучении шпагатов рекомендуется применять динамические упражнения  (махи ногами, покачивания в выпаде и неполном шпагате), статические (фиксации неполного шпагата и шпагата от 10 секунд до минуты). Шпагаты правой, левой и  прямой выполнять в разных вариантах по нарастающей нагрузке.  Например:  1. Вертикальный шпагат с наклоном вперед, стоя лицом и спиной к  гимнастической стенке. 2. Фронтальное равновесие шпагатом. Стоя на одной ноге, взять другую под  пятку и выпрямить в сторону.  3. Равновесие шпагатом. Стоя на одной ноге, захватить другую под колено  или за голень и, наклоняясь вперед, довести до шпагата. 4. Висящий шпагат. Выполняется с опорой одной или двумя ногами на  возвышение (гимнастические маты, скамейки, стулья). 5. Шпагат кувырком вперед. Из стойки ноги врозь кувырком вперед, разводя ноги шире и опираясь на руки сесть в прямой шпагат. То же, но в конце  кувырка повернуться на право в шпагат правой с опорой на правую руку.  То же, в шпагат левой ногой. 6. Шпагат кувырком назад. Из упора присев или из седа кувырком назад с  прямыми ногами в сед в прямой шпагат с опорой на руки. То же, но в  конце кувырка повернуться направо в шпагат правой с опорой на левую  руку. Шпагаты и кувырки могут выполнять все занимающиеся те, кто еще  не добился правильного выполнения, будут садиться в неполный шпагат. 7. Шпагат перемахом. Выполняется из упора лежа перемахом согнутой и  прямой ноги вперед, вправо и влево. То же, из стойки на руках. 8. Шпагаты в прыжке. Выполняются с разбега; с возвышения; на месте  махом одной и толчком другой ноги; толчком двух ног. Приземляться  можно на одну или обе ноги. «Мост» ­ прогнутое положение с опорой на руки и ноги; колени выпрямлены;  прямые руки расположены вертикально над опорой, голова приподнята, взгляд  направлен на ладони. «Мост» рекомендуется выполнять всем школьникам для развития подвижности в  плечевых суставах, гибкости позвоночника, исправление осанки (сутулости). Изучение «мостов» начинается с наклонов, назад стоя, стоя на коленях. Затем  выполняется борцовский «мост» из положения, лежа на спине из стойки на голове и  руках прогибаясь. Некоторым школьникам, у которых слабый плечевой пояс, кроме  наклонов и пригибаний необходимо выполнять силовые упражнения – сгибание и  разгибание рук в упоре лежа и другие. Например: 1. «Мост» из положения лежа на спине. В исходном положении ноги  согнуть и развести на ширину плечь, упор на руки. Разгибая руки и  ноги, прогнуться, наклонить голову назад, полностью выпрямить ноги, не передвигая ступеней и не поднимаясь на носки. Перевести вес тела  на руки. То же, разгибая руки из положения борцовского «моста»  2. «Мост» наклоном назад. Из стойки ноги врозь, руки вверху, медленно  наклоняясь назад подать бедра и колени вперед, наклонить голову  назад и смотреть на пол. Перед постановкой рук на пол слегка согнуть ноги в коленях (это позволяет поставить руки ближе к ногам), а после  опоры выпрямить. Чтобы встать с моста, нужно, сгибая колени,  передать вес тела вперед на ноги и оттолкнуться руками. 3. «Мост» трёхопорный. Выполнив мост, поднять одну руку или ногу.  При обучении «мостам» необходимо группу делить по тройкам – один выполняет, двое помогают, стоя справа и слева. «Мост» наклоном назад вначале делать на горку из 2­4 матов. Выполнению основных упражнений на гибкость должна предшествовать хорошая разминка с наклонами,  махами и пружинящими движениями. В каждое занятие рекомендуется включать от 2­5 упражнений на гибкость   чередуемых с силовыми упражнениями и элементами. При разучивании, упражнение  повторяется 2­4 раза, при повторении и совершенствовании – 3­8 раз (В.П.Коркин.  Акробатика для спортсменов М. «Физкультура и Спорт» 1974) [11]    В последние  годы в нашей стране и за рубежом получил широкое распространение стретчинг –  система статических упражнений развивающих гибкость и способствующих  повышению эластисности мышц. Термин стретчинг происходит от латинского слова  streting – натянуть, растягивать. В процессе, упражнений на растягивание в  статическом режиме занимающихся принимает определенную позу и удерживает ее  от 15 секунд до 60 секунд, при этом он может напрягать растянутые мышцы.  Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании  мышц и удержания определенной позы в них активизируются процессы  кровообращения и обмена веществ. В практике физического воспитания, упражнения стретчинга  используются в  разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц,  сухожилий и связок, например, упражнение на растяжку в парах, таблица 4. в  основной части урока как средство развития гибкости и повышения эластичности  мышц и связок: динамически (пружинящие) упражнения. Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Можно рекомендовать для  школьников младшего возраста следующие параметры: (Ж.К.Холодов,  В.С.Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник, пособие для студентов высших учебных заведений – 2­е издание, исправленное и  дополненное – М: Издательский центр «Академия», 2001) [123] 1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 10 до 20  секунд. 2. Количество повторений одного упражнения от 2­4 раз с отдыхом между  повторениями от 20 до 30 секунд. 3. Количество упражнений в одном комплексе от 2 до8. 4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 30 минут.  5. Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых. Во время выполнения упражнений особое внимание уделяется на нагрузку, на  определенную группу мышц.  3. Определение уровня воспитания гибкости. В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра – угломера, к одной из  ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных  осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания,  разгибания или вращения определяют угол между осями системой сустава (рис 1,9). Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов  служат следующие контрольные упражнения (рис 1). 1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявший за концы  гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад (рис  1,1). Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между  кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого  сустава, и наоборот (рис 1,2). Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное  отведение прямых рук вверх из положения, лежа на груди, руки вперед.  Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев (рис 1,5). 2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона  туловища вперед (рис 1,3,4,6). Испытуемый в положении стоя на скамейке  (или стоя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях.  Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по  расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. При  этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние  обозначается знаком «минус», а если опускается ниже нулевой отметки –  знаком «плюс». «Мостик» (рис 1,7). Результат (в см) измеряется от пяток до  кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше  уровень гибкости, и наоборот. 3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно  шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки (рис 1,8).  Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до  таза (копчика); чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и  наоборот. 4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с  вытянутыми вперед руками или руки за головой (рис 1,10,11). О высокой  подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание. 5. Подвижность в голеностопных суставах (рис 1,12,13). Измеряя различные  параметры движений в суставах следует исходить из соблюдения стандартных  условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время,  поскольку эти условия, так или иначе, влияют на подвижность в  суставах. Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть  достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде,  которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна  быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку  пассивной гибкости.  Информационным показателем состояния суставного и мышечного аппарата  испытуемого (в см или угловых градусах) является разница между величинами  активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной  гибкости. 4. Содержание комплексов упражнений для воспитания  подвижности в суставах. Комплекс 1 общеразвивающих, подготовительных упражнений на воспитание  гибкости без предмета. При составлении упражнений ставилась задача оказать с их помощью воздействие на  все остальные группы мышц, прежде всего на крупные. Действительность  комплексов проведена многолетней практикой. 1. Исходное положение – основная стойка. 1. Шаг левой (правой), руки в  стороны, прогнуться (вдох). 2. Исходное положение (выдох). То же с другой  ноги. Повторить 4­6 раз. 2. Исходное положение – ноги врозь, руки на поясе.1. Поворот туловища влево, руки в стороны. 2. Исходное положение. 3. Наклоны вперед, руками  коснуться пола. 4. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6­8 раз. 3. Исходное положение – упор, стоя на коленях. 1. Левую (правую) руку вверх, правую (левую) ногу назад. 2. Исходное положение. То же другой ногой.  Повторить 5­7 раз. 4. Исходное положение – упор, лежа. 1. Согнуть руки, поднять левую ногу  назад. 2. Исходное положение. То же другой ногой. Повторить 4­6 раз. 5. Исходное положение – упор, лежа боком, опираясь левой рукой (правая на  поясе). 1. Поднять правую ногу. 2. Исходное положение. То же другой ногой. Повторить 3­5 раз. 6. Исходное положение – основная стойка. 1. Руки на пояс, левую ногу поднять согнутую в колене. 2. Выпрямит ногу, руки в стороны. 3. Согнуть ногу в  колене, руки на пояс. 4. Исходное положение. То же другой ногой.  Повторить 6­8 раз. 7. Исходное положение – упор, сидя, ноги прямые. 1. Согнуть ноги в колеях. 2.  Выпрямить вверх. 3. Согнуть ноги. 4. Исходное положение. Повторить 8­10  раз. 8. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1. Поднять  ноги. 2­3. Выполнить ногами движения велосипедиста. 4. Исходное  положение. То же в стойке на лопатках. Повторить 6­8 раз. 9. Исходное положение – ноги врозь, руки на пояс. 1. Присесть на левой ноге,  правую в сторону на носок, руки вперед. 2. Исходное положение. То же на  другой ноге. Повторить 5­7 раз. 10.Исходное положение – ноги врозь, руки в стороны. 1. Мах левой ногой  вправо, руки влево. 2. Исходное положение. То же другой ногой. Повторить  4­6 раз. 11.Исходное положение – ноги вместе,  руки за голову. 1­2. Прыжки на левой  ноге. 3­4. Прыжки на правой ноге. Повторить 5­8 раз на каждой ноге. Рекомендуется, как можно чаще, чередовать комплексы упражнений. Например:  комплекс упражнений с малыми (теннисными) мячами; комплекс упражнений с  гимнастической палкой для учащихся младших классов (чтобы выполнять успешно  упражнения с гимнастической палкой, учащиеся должны знать способы ее держания  – хваты, а так же основные промежуточные положения палки); комплексы  упражнений в парах; комплексы упражнений на гимнастической стенке для  учащихся младших классов и т.д. (комплекс 2­3) Для дальнейшего улучшения общего состояния и самочувствия, рекомендуется  выполнить комплекс упражнений на растягивание. Упражнения выполнять сериями в определенной последовательности: o Упражнения для суставов верхних конечностей; o Упражнения для туловища; o Упражнения для нижних конечностей, а между сериями выполнить  упражнения на расслабление. Комплекс 2. Упражнения на растягивание. 1. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища.  1. Потянуться одной рукой (другая лежит расслабленно),  затем  другой. 2. Потянуться одной ногой (другая лежит расслабленно), затем  другой ногой. Повторить 4­6 раз. 2. Исходное положение – стоя у стенки, касаясь ее пятками,  ягодицами, плечами, затылком. 1. Вдох, поднять руки вверх,  задержать дыхание. Потянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом,  поясницей. 2. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. Повторить  упражнение 3­5 раз. С 3 по 13 упражнение с партнером (Приложения 5­6). В.И.Зуев  Волшебная сила растяжки. М. «Советский спорт» 1990г. При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально  расслаблять мышцы ног, так как только в таком случае можно добиться  максимальной амплитуды движения. Для этого рекомендуется опорной ногой  вставать на возвышение или на скамейку, чтобы, работающая нога, производя  сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала  площади опоры (комплекс 4). В эксперименте были использованы следующие тесты: 1. Оценка гибкости проводилась на общепринятой методике – измерялось  расстояние  у пальцев рук относительно изомерии, проходящей через  площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак «+»)  было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный – расстояние выше изолинии (знак «­») (Приложение 7). Измерения были проведены в начале  учебного года (сентябрь) и в конце учебного полугодия (декабрь), как в  контрольной, так и в экспериментальной группе. 2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе.  Уровень подвижности в данном суставе измерялись по расстоянию от пола до  таза (копчика). 3. «Мостик». Результат (в см) измерялся от пяток до кончиков пальцев рук. Чем  меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. Вся программа исследований была выполнена в три этапа. Первый этап проводился в сентябре по октябрь 2007 года. Основной целью исследований было изучение  различных методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.  Второй этап (сентябрь – декабрь 2007 года) предусматривал проведение  сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач  были изучены 2 группы школьников 4­го – 5 класса (младший возраст – 11 лет) МОУ «Невидимковской ООШ», Лысьвенского района, Пермской области. Под  наблюдением находились 20 человека. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 человек экспериментальную. Контрольная группа занималась  по  школьной программе, экспериментальная занималась по специально разработанным   комплексом упражнений, направленных на воспитание гибкости у детей младшего  школьного возраста. Третий этап (декабрь 2007 года) предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента. 5. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной  группами испытуемых  ­ школьников имеются существенные различия. Антропометрические данные испытуемых – школьников 4­го класса в обеих группах  (контрольной и экспериментальной) соответствует средним возрастным  показателям. Так, средняя величина роста девочек – 6 человек, мальчиков – 7) в  контрольной группе составила  123,2 см, в экспериментальной (девочек – 7 человек, мальчиков – 4) – 121,2 см. Средняя величина веса тела соответственно 20,8 и 21,7 в обеих  группах. Данные  показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.  Показатели гибкости приведены в таблицах 8 и 9. В контрольной группе до начала  эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем – 1,4 см, в конце  эксперимента (декабрь) – 0,87см. соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили  соответственно –1.4 в начале эксперимента и +1.31 в конце. Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе  в положении  «продольный шпагат» дают полную картину о развитии гибкости. Итак, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172  градуса. В конце обследуемого периода 174 градуса. В экспериментальной группе  соответствующие показатели составили также – 172 градуса в начале исследования и 179 градусов в конце. Разница по этому показателю составила 2 градуса в  контрольной группе, 7 градусов экспериментальной. Так, чем выше показатель  гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и  наоборот. Выводы 1. Анализ научно­методической литературы показывает, что развитие гибкости у  детей младшего школьного возраста имеет отличие в связи с возрастными  особенностями детского организма. Целенаправленно развитие гибкости  начинается с 6­7 лет. У школьников 9­14 лет это качество развивается в 2 раза  эффективнее, чем в старшем возрасте. Это объясняется большой  растяжимостью мышечно­связочного аппарата у детей данного возраста. 2. В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на  три этапа: 1 этап – «суставной гимнастики», 2 этап – специализированного  развития подвижности в суставах, 3 этапа – поддержание подвижности в  суставах на достигнутом уровне. 3. Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически  важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на  растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. 4. Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в  развитии гибкости. Различия в показателе гибкости в контрольной и  экспериментальной группах в конце исследовательного периода наблюдаются  по тесту «угол тазобедренного сустава». Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются незначительные различия.  Положительная динамика в гибкости у испытуемых – школьников  контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением  подвижности благодаря занятиям по программе.                                                     Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на  развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения  объясняются именно этим эффектом акцентированного развития гибкости.  Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является  идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно влияет на развитие  такого важного качества как – гибкость. Библиографический список. 1. Б.А. Ашмарин Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1990 2. М.А. Годин Спортивная метрология. Учебник для институтов  физической культуры – М., 1988 3. Е.И.Зуев Волшебная сила растяжки – М., Советский спорт, 1990  4. В.П. Корнин Акробатика для спортсменов – М., «ФиС», 1974 5. Л.Б. Кофман Настольная книга учителя физической культуры – М., 1998 6. В.И. Лях. Тесты в физическом воспитании школьников – М., 2000 7. А.П. Матвеев Методика и основы теории физического воспитания.  Учебник для институтов физической культуры – М., 1991 8. Ж.К. Холодов Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов высших учебных заведений – М., Издательский центр  «Академия», 2001 9. Физическое воспитание учащихся 5­7 классов. Пособие для учителя.  Под редакцией В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона – М., 1997 10.Методика физического воспитания учащихся 10­11 классов: Пособие  для учителя / Под редакцией В.И.Ляхя – М., 1997 11.А.М.Моксименко Основы теории и методики физической культуры – М., 1999 12.Книга учителя физической культуры / Под редакцией В.С.Кагорова – М., «Физкультура и Спорт» 1973 13.В.Л.Уткин Биомеханика физических упражнений – М., «Просвящение»  1989 14.Л.П.Гуревич физическое воспитание в малокомплектной школе – М.,  «Просвящение» 1989 15.Г.П.Богданов Школьникам – здоровый образ жизни – М., «Физкультура и Спорт» 1989 Приложения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приложение 1. Данные двигательной активности по Н.Т.Лебедевой, при разных видах мышечной деятельности.                                                                                                                                                                           Продолжительность Объект движения, шаги мальчики 400­500 200­300 120­150 700­1000 400­500 1200­3240 3000­4000 девочки 500­700 300­400 150­200 800­1200 500­600 1200­3240 4000­5000 Вид мышечной деятельности Утренняя гимнастика (дома) Гимнастика на уроке (в школе) Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе Подвижные игры на переменах: Больших Малых мин. 10 10 3 15 5 45 На уроках физической 60­90 культуры На открытом воздухе Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 7­10 лет (%)  (по В.Ф.Ломейко, В.И.Лях)                                      Приложение 2. Подвижность в суставах Гибкость Активная  Пассивная мальчики девочки мальчики девочки Плечевого пояса, локтевых и лучезапястных Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах Различных отделов позвоночного столба: ­ тазобедренный сустав при сгибании туловища ­ нижегрудной поясничный отдел  ­ верхнегрудный отдел ­ шейный отдел 4,9 5,5 18,8 8,6 22,9 17,0 3,2 6,2 6,6 17,2 ­6,2 22,2 ­1,9 ­8,7 ­0,1 ­9,5 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Приложение 3. Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (количество повторений).   состав Количество повторений Учащиеся, лет Позвоночный столб Тазобедренный Плечевой Лучезапястный Коленный Голеностопный 7­10 20­30 15­25 15­25 15­25 10­15 10­15 11­14 30­40 30­35 30­35 20­25 15­20 15­20 Стадия поддерживания подвижности в суставах 40­50 30­40 30­40 20­25 20­25 10­15 Приложение 4. Растяжка в парах  без изменений исходного положения и отрыва от опоры. И.п.: лежа на спине, руки прямые,  вытянуты за головой. Продольная  растяжка. Партнер, выполняющий  прием, стоит на коленях или сидит  на пятках и свободно и легко      тянет поочередно за левую руку, за правую, за обе руки одновременно; за левую ногу, за правую, за обе ноги одновременно. правую руку, руку, за  тянза левую Растяжки могут проводиться вдвоем. Партнеры садятся  напротив друг друга. Одна из продольных растяжек  выполняется за обе руки и обе ноги одновременно. Руки и ноги  лежащего должны находиться на одном уровне, усилия  направлены под углом 25 ­ 30º строго по одной оси вдоль тела. Диагональная растяжка – разносторонняя, разноименная, т.е. за левую руку и правую ногу одновременно, затем за правую руку и левую ногу. Для  выполнения этих растяжек используются различные способы захвата ноги партнера. Один из вариантов продольной растяжки – односторонняя, разноименная, т.е. за правую  руку и правую ногу одновременно, затем за левую руку и левую ногу. Растяжка в парах  без изменений исходного положения и отрыва от опоры. Приложение 5. И.п.:  лежа на животе. Лечь на живот лицом  вниз, руки вытянуты вперед, ноги  вместе или слегка врозь. Партнер сидит на коленях, спина и  руки прямые. Отклоняясь назад,  легко тянет руку лежащего на себя, не сгибая при этом своих рук. Сначала тянут одну руку, потом – другую, затем – обе руки одновременно. Растягиваются мышцы предплечья,  трехглавная мышца плеча трапециевидная мышца (верхний отдел). Из такого же положения  возможны растяжки со скручиванием туловища. Создав натяжение и почувствовав, что  кинематическая цепь рука – плечо – туловище стала единой по напряжению, мягко провести скручивание в противоположную сторону. При этом важно сохранить напряжение по всей  цепи рука – плечо – поясница. Исполнитель растяжки сохраняет прямое положение теля и рук. Растяжка выполняется за счет отклонения туловища назад, а затем в сторону. При  проведении этих упражнений используются различные хваты за руки. Продольная растяжка за ноги – поочередно за одну, другую, за обе ноги одновременно. Партнер, сидя на пятках или стоя на коленях, захватывает плюсно – предплюсневую область стопы  товарища и, отклоняясь назад, не  сгибая рук, тянет стопу на себя.   Воздействие идет на  голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. При одновременной растяжке обеих  ног руки накладываются на пятки или под стопу. Продольные растяжки из положения стоя. Приложение 6. И.п. пассивного партнера: лежа на  животе. Продольные растяжки на ноги.  Выполняющий растяжку стоит,  ноги на ширине плеч, руки, спина  прямые. Способом «захват  наложением» берет партнера за  споту левой ноги, слегка супинируя ее. Отклоняясь назад, мягко тянет ногу, не сдвигая  лежачего места. После растяжки плавно возвращает ногу в исходное положение. Так же  тянет другую ногу и обе ноги вместе. Продольные растяжки за руки. Партнер, отклонившись назад, тянет на себя руку лежачего  – одну, другую и обе одновременно. При этих растяжках затрагиваются глубокие отделы  мышц плечевого пояса, связки и суставная сумка плечевого сустава. И.п.  пассивного партнера: лежа на спине. Продольные растяжки за одну руку, другую, обе  одновременно; одну ногу, другую, обе одновременно. Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К.Холодову, В.С.Кузнецову)  Приложение 7. Параметры/Оценка Отлично  Хорошо  Удовлетворительно Плохо  Расстояние у пальцев рук  при наклоне вперед  относительно уровня  площадки (см). Угол в лучезапястном  суставе с тыльной стороны  при отведенной кисти  (град). Угол туловища к горизонту при наклоне вперед в  положении сидя (град). Угол в подколенной ямке  при выпрямлении ноги  (град). +15 70 5 +5 90 15 0 95 25 182 180 178 ­5 100 35 175 Угол в тазобедренном  суставе в продольном  шпагате (град). Угол в тазобедренном  суставе в поперечном  шпагате (град).  180 180 178 178 175 175 172 172 Контрольная группа – ученики 4­го класса МОУ «Невидимковской ООШ» Приложение 8. Вес (кг) Тест на Тест на гибкость Ф.И.О. Возраст (год рождения) Рост (см) 1.Акиваева Наташа 2.Алексеева Мария 3.Бывальцева Света 4.Гордеев Костя 5.Злобин 1998 1998 1998 1998 1998 130 129 129 122 119 20.500 19.0 20 22 24 гибкость до эксперимента (см), град ­2/173 ­3/172 +1/171 ­1/168 +1/172 после эксперимента(см), град ­3/174 ­2/173 +2/172 0/170 +2/174 Матвей 6.Осотова Ирина 7.Рымарь Алёша 8.Рымарь Настя 9.Соколов Денис 10.Табаков Андрей 11.Табакова Таня 12.Чувашов Коля 13.Остащук Вова 1998 1998 1997 1998 1998 1997 1998 1998 120 124 150 152 135 134 131 130 18 22.200 24.300 25.500 20 22 21.500 20 0/172 ­4/173 ­2/170 ­3/168 ­5/170 +1/167 ­4/165 ­4/169 +1/174 ­2/175 ­1/173 ­1/172 ­4/171 +1/170 ­4/169 ­3/171 Экспериментальная группа – ученики 5­го класса  МОУ «Невидимковской ООШ» Ф.И.О. Возраст Рост (см) Вес (кг) Тест на Приложение 9. Тест на гибкость после (год рождени я) 1997 1997 1997 1997 1.Акиваева Тоня 2.Зюзичева Юлия 3.Заеленчиц Ира 4.Красильникова  гибкость до эксперимента (см)/град эксперимента 140 138 129 142 23.500 24 19.500 23 0/173 ­1/172 +1/169 ­1/178 (см)/град +2/179 +3/178 +4/176 0/180 Ольга 5.Кудрявцев Дима 6.Новак Ольга 7.Кокшаров Миша 8.Остащук Мария 9.Реутов Юрий 10.Сафронова  Вероника 11.Шатунов Олег 1997 1997 1997 1997 1997 1997 1997 123 130 139 127 154 154 129 24 20.500 22 21 25 23.500 20.500 ­4/172 +1/170 ­5/169 ­3/172 ­2/172 ­4/172 0/173 ­1/179 +2/178 0/178 +1/180 +1/180 0/180 +2/177

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Воспитание гибкости у детей  младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018