«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство +1
Взрослым
13.02.2018
Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.
2.docx
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной
отсталостью
средствами
внеклассной работы»
1. Актуальность.
(интеллектуальными нарушениями)
Под современным патриотическим воспитанием подразумевается
воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям,
истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны
быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
К сожалению, в современном обществе усилилось проявление
жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым.
Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны.
Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в
пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание
определяется как одно из приоритетных направлений.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к
воспитательной деятельности в государственных и муниципальных
образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической
направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Концепция духовно – нравственного развития и воспитанияличности
гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан России на 20112016
г.»,Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября
2016 года,
подчеркивают значимость и актуальность патриотического
воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и
образовательным организациям. Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.
Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной
(коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других
образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной
отсталости не должно изменить общей идейной направленности
воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в
специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.
2.Проблемы и противоречия.
Актуальность проблемы патриотического воспитания в коррекционной
школе состоит в устранении противоречий между требованиями Стандарта и
низким уровнем сформированности понятий патриотизма у детей;
противоречий между стремлениями школы воспитать в детях патриотические
качества и отсутствием этого стремления в семье.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование
зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Ониформируются
на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в
семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей
происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:
1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов
оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют
процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский,
Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).
Г.М.Дульнев,
2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную
гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу
неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования
родителей. Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств
личности у школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными
нарушениями) принадлежит учителю.
3.Механизм реализации.
Основной целью моей работы в патриотическом воспитании младших
школьников с умственной отсталостью является:
создание условий для формирования навыков поведения в обществе, показать
важность участия их в жизни страны, родного края.
Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей
является внеклассная работа.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение
её истории, культуры и традиций народа.
2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии
3.Разъяснять истоки героизма людей.
4.Воспитывать уважение к подвигу защитников Отечества и стремления
подражать им.
Первоначально я провожу диагностику сформированности базовой
ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о своей
семье и ее традициях;своей малой родине, о своей стране с помощью анкеты
опросника «Я и моя семья», «Я и моя страна». (Приложение 1.)
Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по
патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:
1.Воспитание на традициях школы:
включение детей в организацию творческих выставок и праздников
краеведческой направленности;
участие в общешкольных конкурсах патриотической песни, конкурсах
чтецов. 2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение
в содержание:
бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих
праздников;
экскурсий по поселку и улицам;
экскурсий в районный музей;
взаимодействия с районной библиотекой в проведении мероприятий;
организацию конкурсов рисунков;
встреч с ветеранами педагогического труда школы.
Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно
лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций,
в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо
мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую
родину.
Для изучения истории нашего поселка тесно взаимодействую с
районной библиотекой. Культуру и традиции родного края ребята так же
узнают, участвуя в подготовке и проведении праздников, музыкально –
литературных композиций в классе и школе.
Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу
позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников:
Масленица, Пасха.Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и
проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят появилась
возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и
реализовать себя в них. Они водили хороводы, играли в народные игры,
слушали заклички и потешки, угощались блинами.
Широко использую в своей работе приемы театрализации. В этом мне
помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания
нравственных ценностей.В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами
морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою
Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению
к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу
защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы,
способствуют решению этих задач. Это Урок Мужества, участие в Параде
Победы на площади поселка, знакомство с военной символикой.
Организую встречи с ветеранами и участниками войны, с тружениками тыла,
в ходе которых дети не только усваивают понятия «Ветеран», «Герой»,
«Родина», но и начинают их осознавать.
Во внеклассной работе стараюсь включить ребят в посильную
проектную деятельность. Проектирование обостряет внимание ребят к
историческому прошлому, вырабатывает твердые убеждения.
4. Заключение.
Главным результатом работы считаю реальные изменения в личностном
развитии своих учеников. Особенно приятно видеть, как ребята, проявляя
самостоятельность, стали бережно относятся к природе, оказывают помощь
пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям.
Я убеждена и могу с уверенностью сказать, что интересные, живые
формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию благоприятно
воздействует на эмоциональные переживания младших школьников. А только
на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать
установки правильного поведения. Приложение1.
Анкета «Я и моя страна»
Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей
малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как
ценности.
Вопросы на начало учебного года для 1 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своем поселке, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об
этом).
7. Кто такой ветеран?
Вопросы на конец учебного года для 4 класса
1.Назови своё имя, фамилию и отчество.
2.Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.
3.Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).
4. Как называется страна, в которой ты живёшь?
5.Как называется столица области, в которой ты живёшь?
6.Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.
7. Какой праздник у нашей страны главный?
8. Когда празднуют День России?
9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?
10.Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной
войны?
11. Кто защищает Родину?
12.Зачем нужно помнить о героях? 13. Кто такой ветеран?
14.Кто то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ?(если есть,
расскажи, что ты об этом знаешь).
Если ребенок отвечает на все вопросы правильно высокий уровень(3)
Если ребенок отвечает правильно на половину вопросов средний уровень(2)
Если отвечает на 13 вопроса правильно низкий уровень(1)
Анкета «Я и моя семья»
Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости
семьи в жизни младшего школьника.
Вопросы
1.Тебе нравится твоя семья?
Признаки и уровни
формирующихся ценностей
Да (часто) – 2 балла
2.Охотно ли ты выполняешь просьбы и
поручения родителей?
не
Бывает поразному,
всегда, иногда, (не знаю)– 1
3.Тебе нравится указывать и помогать младшим
братьям и сёстрам?
балл
Нет – 0 баллов
18б.16б. высокий
14б10б. средний
Меньше10б. низкий
4.Тебе нравится делать уборку, мыть посуду,
выносить мусор?
5.Часто ли ты слушаешь своих родителей?
6.Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
7.Знаешь ли ты традиции своей семьи?
8.Знаешь ли ты традиционные праздники своей
семьи?
9.Знаешь ли ты обычаи традиционных
праздников?
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.