Тем не менее, как показано в определении, специальное реагирование является показателем не только уровня двигательно-координационных способностей, но так же и уровня развития быстроты двигательных актов. Таким образом, специальное реагирование можно представить как интегральный показатель двигательно-координационных и скоростных способностей спортсмена. В литературе часто используется такое определение быстроты. Быстрота - это способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Первую способность называют «быстротой двигательных реакций», вторую — «быстротой движений» [21, 22].
«Воспитание специального реагирования у юных борцов грекоримского
стиля»
Содержание
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА I. Анализ литературных источников. .................................................5
1.1 Понятие о специальном реагировании, его виды. Значение специального
реагирования в подготовке юных борцов. .........................................................5
1.2.Сенситивные периоды специального реагирования. 12
1.3 Современные представления о методике воспитания специального
реагирования у борцов. ........................................................................................21
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования. ................30
2.1. Цель и задачи исследования. ......................................................................30
2.2. Методы исследования. ...............................................................................30
2.3. Организации исследования. .......................................................................32
2.4. Ход педагогического эксперимента...........................................................33
Глава III. Результаты педагогического эксперимента. ...............................37
Выводы....................................................................................................................47
Практические рекомендации................................................................................48
Список используемой литературы.......................................................................4923
Введение.
В структуре физической подготовки борцов воспитание специального
реагирования занимает одно из важных мест. Это связано, прежде всего, с
характером ведения самой схватки, во время схватки борец находится в
скоротечно меняющихся ситуативных условиях, и для достижения победы он
должен уметь вовремя и адекватно реагировать на изменяющиеся условия во
время борьбы. Поэтому при подготовке борцов используются различные
методы для воспитания реакционных способностей борца. Таким образом, в
тренировочном процессе у борцов воспитываются специфические формы
реакции формы специального реагирования борцов. Которые позволяют
успешно выступать на соревнованиях и во время тренировок.
Значимость изучения средств и методов воспитания
Актуальность.
специального реагирования у борцов не вызывает сомнений, однако, в науке и
практике в вопросе о совершенствовании средств и методов воспитания
специального реагирования у борцов, на сегодняшний день проблема выбора
наиболее эффективных способов еще далека от решения. В связи с этим
актуализируется проблема разработки методик воспитания специального
реагирования у борцов юного возраста, позволяющая повысить уровень их
профессионального мастерства.
Дискуссионным в теории и практике спорта является вопрос и о методике
воспитания специального реагирования у борцов.4
Применение нами специально разработанной
Гипотеза исследования.
методики, позволит повысить эффективности специального реагирования у
борцов юного возраста.
Объект исследования: Борцы юного возраста 1112 лет.
Предмет исследования: Специальное реагирование борцов юного возраста.
Практическая значимость работы заключается во вкладе результатов
исследования в организацию системы физической подготовки юных борцов.
Разработанная и экспериментально проверенная методика воспитания
специального реагирования показывает значимость уровня развития сложно
координационных способностей в физической и тактикотехнической
подготовленности спортсменов.5
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.1 Понятие о специальном реагировании, его виды. Значение
специального реагирования в подготовке юных борцов.
Способность к реагированию это способность быстро и точно начать
движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно
моторную реакцию и слухомоторную реакцию. Критерием оценки служит
время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки
флажка или сигнал, поданный голосом [3, 28].
В теории и методике спорта и физической культуры данную способность
понимают как один из видов двигательнокоординационных способностей.
Под этим подразумевают:
способность целесообразно
вопервых,
координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в
единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных
действий; вовторых, способность перестраивать координацию движений при
необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении
на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий [21].
Опыт показывает, что эти две стороны координационных способностей
взаимосвязаны и в то же время имеют свою специфику. Всегда они
проявляются в способности преодолевать координационные трудности,6
возникающие при решении разнообразных двигательных задач. Однако в
зависимости от конкретного характера этих трудностей для преодоления их в
различных случаях требуется, по всей вероятности, не одно и то же сочетание
факторов [21]. Комплексный характер двигательнокоординационных способ
ностей не позволяет оценивать их по какомулибо одному унифицированному
критерию. При оценке степени их развития учитываются различные внешние
показатели [19, 28]. Среди них общим является:
время, затрачиваемое на овладение новых форм технических действий либо
на перестройку уже усвоенных (чем меньше это время, тем при тех же
условиях выше уровень развития этих способностей).
степень координационной сложности двигательного действия, тоже
учитывается при оценке данных способностей (по экспертным оценкам или
при использовании инструментального анализа — биомеханического,
физиологического и т. д.)
точность движений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а
также общие критерии, применяемые для оценки степени совершенства
техники двигательных действий.
Тем не менее, как показано в определении, специальное реагирование
является показателем не только уровня двигательнокоординационных
способностей, но так же и уровня развития быстроты двигательных актов.
Таким образом, специальное реагирование можно представить как
интегральный показатель двигательнокоординационных и скоростных
способностей спортсмена. В литературе часто используется такое
определение быстроты. Быстрота это способность экстренно реагировать в
требующих срочных двигательных реакций; вовторых,
ситуациях,
способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от
которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений.7
Первую способность называют «быстротой двигательных реакций», вторую —
«быстротой движений» [21, 22].
Быстроту, как способность к экстренным двигательным реакциям,
называют процесс, начинающийся с восприятия информации, побуждающей к
действию, и заканчивающийся началом ответных реакций, стартовых либо
начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому.
Исходя из этого, временные параметры этих двигательных реакций
определяют обычно по скрытому времени реакции, которое измеряют с
помощью специальных устройств (хронореакциометров) от момента
появления сигнала до момента начала двигательного действия; в тех случаях,
когда реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на
изменение ее ситуации, например, в играх или единоборствах, аналогичным
показателем является время от момента возникновения новой ситуации до
начала ответного действия. Пределы этого времени позволяют в какойто
мере судить о быстроте как способности к экстренным двигательным
реакциям.
Быстрота как способность, определяющая скоростные характеристики
движений. О ее внешних проявлениях чаще всего судят по скорости
циклически
отдельных движений и темпу (частоте) движений,
воспроизводимых в пределах заданного времени.
Исходя из выше сказанного, специальное реагирование борцов представляется
как показатель быстроты, как способности к экстренным двигательным
реакциям, проявляющимся в тех случаях, когда реагирование происходит по
ходу двигательной деятельности на изменение ее ситуации, как это
происходит в борьбе.
Виды специального реагирования. В современной педагогике выделяют
зрительномоторную реакцию и слухомоторную реакцию, однако это8
разделение условно, т.к. при реагировании спортсмены и в частности борцы
используют как зрительные, так и слуховые рецепторные каналы. Эти
показатели обычно объединяют в более емкий термин «сенсомоторная
реакция». Выделяют сложную сенсомоторную реакцию и простую
Измерение параметров времени простой
сенсомоторную реакцию.
сенсомоторной реакции позволяет определить быстроту и стабильность
моторногосенсорного реагирования. В качестве стимулов используются
световые и звуковые стимулы, различной интенсивности (обычно это слабый и
сильный сигналы) [30, 32]. Время реакции состоит из латентного и
моторного периодов. Латентный период, в свою очередь имеет несколько
составляющих: время возбуждения рецептора, передачи сигнала от периферии
к центру по афферентным путям, переработки информации в центральной
нервной системе (ЦНС), принятия решения о реагировании, посылки команды
к исполнительным органам (эффекторам) и развития возбуждения в
эффекторах. Полученный в результате усреднения латентного периода
показатель сенсорной быстроты оценивает быстроту нервнопсихических
процессов и является косвенным показателем лабильности нервной системы.
Моторный период – время выполнения движения, складывающееся из времени
возбуждения мышц, преодоления инерционных сил покоя тела и руки,
времени пространственной реакции в ЦНС. Полученный в результате
усреднения моторного периода показатель моторной быстроты оценивает
скорость сокращения мышц (работы эффекторов и мышечных волокон). Это
время складывается из времени согласования силовых, скоростных и
пространственных параметров движения [32]. Время простой сенсомоторной
реакции = латентный период + моторный период, усреднённое по сериям
различной модальности (зрительной и слуховой) и по разной интенсивности
сигнала (слабый и сильный), есть основной показатель базовых (природных)
скоростных возможностей человека. Скоростные возможности человека9
отражённые в этом показателе, особенно в их моторной части, являются в
большей степени природными и мало изменяемыми под воздействием
тренировки скоростными способностями человека, которые вместе с тем
ослабевают с возрастом, начиная со зрелого возраста.
При измерении сложной сенсомоторной реакции также регистрируются:
время реагирования, латентный период и моторный период. В реакции выбора
(сложная сенсомоторная реакция) в сравнении с простой сенсомоторной
реакцией испытуемый должен не только определить наличие или отсутствие
сигнала, но и оценить, какой из трёх возможных сигналов поступил, и выбрать
один их вариантов двигательного ответа. Например, световой стимул (сигнал)
может предъявляться в одном из трех положений (слева, справа или в
центре), соответственно реагировать на него нужно выборочно нажимая одну
из трех кнопок, расположенных также слева, справа или в центре [2, 32]. В
данном случае латентный период включает в себя решение сенсорной
проблемы выбора. Измерение параметров сложной сенсомоторной реакции
позволяет определить: быстроту, стабильность моторного и сенсорного
(светового) реагирования, соотношение быстроты моторного и сенсорного
реагирования (моторность) в условиях выбора.
Таким образом, в сложной сенсомоторной реакции усложняется процесс
идентификации сигнала, переработки информации и также усложняется
процесс пространственной координации. Это, в сравнении с простой
сенсомоторной реакцией, может приводить к увеличению как латентного, так
и моторного периодов сложной сенсомоторной реакции. По данным
В.В.Никандрова и В.В.Новочадова, наличием подобного логического
компонента объясняются обнаруженные связи показателя сенсорной
быстроты с результатами выполнения мыслительных заданий, в частности
методик «Простые аналоги» и «Сложные аналоги» [25].10
Низкая быстрота (большое время) сенсорной быстроты (12 балла по
семибалльной шкале) в сложной сенсомоторной реакции свидетельствует о
противопоказаниях к работам, требующим тонкого и быстрого выбора,
например, диспетчеров, водителей скоростного транспорта, бойцов при
выборе цели для стрельбы и т.д. В спорте – в основном, все коллективно
игровые виды (хоккей, футбол, волейбол, баскетбол и т.д.). Высокая
сенсорная быстрота сложной сенсомоторной реакции (67 баллов)
благоприятствует успешности овладения вышеуказанными специализациями.
В сравнении с простой сенсомоторной реакцией стабильность сложной
сенсомоторной реакции падает в основном за счёт увеличения моторной
нестабильности. Время нажатия на крайние клавиши как правило больше, чем
на центральную. Таким образом, высокая моторная стабильность сложной
сенсомоторной реакции является косвенным показателем успешности
формирования двигательного навыка в условиях расширения сенсомоторного
поля реагирования. Низкая моторная стабильность сенсомоторной реакции
может свидетельствовать о низком координационном потенциале, инертности
процесса формирования двигательного навыка [25].
По данным В.В.Никандрова и В.В.Новочадова, соотношение показателей
быстроты и стабильности сложной сенсомоторной реакции, как и в простой
сенсомоторной реакции, является косвенным показателем экстраверсии и
интраверсии: высокая быстрота (67 баллов) и низкая стабильность (12 балла)
свидетельствует в пользу экстраверсии. Напротив, сочетание низкой
быстроты (12 балла) и высокой стабильности (67 баллов) является в
большей степени проявлением интроверсии. В тех видах спорта, где быстрота
сложной сенсомоторной реакции является одним из важнейших факторов,
определяющих успешность деятельности (например, в борьбе и других видах
единоборств), стабильность сложной сенсомоторной реакции является11
достаточно информативным показателем готовности спортсмена к
соревнованиям.
В теории и методике спорта и физической воспитания при решении задач
воспитания быстроты у единоборцев выделяют: простую реакцию, реакцию
выбора и реакцию слежения [8, 43].
Простая реакция проявляется в борьбе в тех случаях, когда борец реагирует
на начало приема, а также на начало защитных или контратакующих действий,
не определяя их конкретной направленности. Значение простой реакции в
борьбе исключительно важно, так как с ее помощью борец получает первые
сведения о поведении противника. Организация защитных и контратакующих
действий в значительной степени осуществляется с помощью простой
реакции. Время простой реакции у борцов средней квалификации составляет
220–260 м/сек. Для воспитания простой реакции полезно выполнять заранее
заготовленное действие на заранее обусловленный сигнал (по свистку или
хлопку принять определенную позу, начать движение, изменить позу,
остановиться, изменить направление движения и т. д.). При этом спортсмены
не должны предвидеть момент подачи команды [8, 43].
Реакция выбора проявляется в борьбе в тех случаях, когда борец из двух или
более вариантов сигнала определяет тот, который соответствует
заготовленному им действию, или когда борец из двух заготовленных им
действий применяет только одно – в соответствии с подачей определенного
сигнала. Реакция выбора лучше всего развивается в условиях учебной
схватки, когда партнеру, например, дается задание угрожать двумя
различными захватами, проведением приема в обе стороны и др., а борец
должен выбрать наиболее опасное действие и отразить его. Реакция выбора
хорошо отрабатывается на специальных тренажерах [5, 8, 43].12
Реакция слежения проявляется в борьбе в тех случаях, когда борец начинает
свое действие после того, как находящийся в движении противник достигнет
определенного положения. Время реакции слежения может быть
положительным, если борец начинает свое действие до наступления нужного
момента, и отрицательным, если он действует с опозданием. Следовательно,
оно может быть и нулевым. Реакция слежения, необходимая в борьбе, лучше
всего отрабатывается в паре с партнером или на тренажерах. Незначительного
улучшения отдельных видов реакции можно добиться путем специальной
тренировки. Но это не может оказать существенного влияния на
результативность в борьбе. Очень важно, чтобы борец овладел всеми формами
проявления готовности действовать. Спортивная ценность действий борца
определяется не только по принципу «чем быстрее, тем лучше», гораздо
ценнее своевременность применения нужного приема. В этом проявляется
специфическая форма быстроты, необходимая борцу [5, 8, 43].
Поэтому, когда мы говорим о развитии быстроты борца, мы, прежде всего,
имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок, воспитывающих
готовность борца к различным действиям. Такая готовность позволяет ему
выполнять приемы так, чтобы противник не успевал принять нужную защиту.
Готовность к действию в значительной мере определяется временем
различных реакций борца, проявляемых при непрерывном слежении за
действиями противника. Поэтому в борьбе отдельные виды реакций в чистом
виде проявляются довольно редко [43].
1.2.Сенситивные периоды специального реагирования.
Сенситивный период (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой
чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей
действительности [34].13
Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети
обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому.
Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори
предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических
проектов физического и психического. Физический определяет рост
ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму
сенситивных периодов [46].
Отечественные психологи не раз подчёркивали значение сенситивных
периодов в развитии детей. Так, Л.С. Выготский писал: «В этот период
определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход
развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды
те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать
обратное влияние на ход развития. Сенситивные периоды совпадают вполне с
тем, что мы называли... оптимальными сроками обучения» [4, 34]. В широком
смысле трактует понятие сенситивных периодов возрастного развития А. В.
Запорожец: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным,
сенсибельным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на
данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально
педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные
психические процессы и качества...». «Каждый возрастной период обладает
своей возрастной чувствительностью, «сенситивностью», в связи с чем
обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается
иногда более эффективным, чем в старших» [11]. Сегодня проблема
сенситивных периодов развития интересует всё большее число учёных,
педагогов, родителей. Если раньше понятие «сенситивные периоды»
применялось только относительно детей, причём преимущественно
дошкольного возраста, то сегодня учёные рассматривают это понятие гораздо
шире и предполагают наличие сенситивных периодов и для взрослых. Итак,14
сенситивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных
этапов развития и на огромные возможности детства [33].
В современной педагогике и психологии наиболее частым встречается такое
определение: «Сенситивные или оптимальные периоды – это периоды
времени, в течение которых некоторые типы обучения и развития происходят
наилучшим способом и наиболее эффективно; это не значит, что такое
обучение и развитие невозможно в другие периоды» [7, 16]. Повлиять на
сроки и длительность сенситивных периодов нельзя, но знать о них
необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать
чтолибо по принуждению, вне рамок соответствующего сенситивного
периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не
приходит совсем [15, 29].
Сенситивный период — это ограниченный промежуток времени развития, в
течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных
сигналов, чем в другие периоды жизни. Сенситивные периоды возникают в
годы созревания. Они определяют качественное своеобразие отдельных
этапов развития и потенциальные возможности детского возраста. Именно
сенситивные периоды обусловливают «скачки развития» отдельной функции
или способности [12, 18].
Как показали теоретические и экспериментальные исследования, развитие
психомоторных качеств, происходит вследствие реализации «внутренней
генетической программы» развивающегося организма, которая и определяет,
в каком возрасте какие психомоторные функции наиболее готовы к развитию
и совершенствованию. Согласно такому генетическому программированию
«скачков развития» каждые отдельные способности, достигая определенного
уровня развития, создают предпосылки для проявления других, более
сложноорганизованных способностей.15
Схема последовательности и смены сенситивных периодов развития
психомоторных качеств.
1. Сначала создаются предпосылки для развития координационных
способностей, необходимых для успешной организации всей двигательной
деятельности человека; сенситивный период их развития приходится на
возраст 4 — 5 лет. Это координация, основанная на ритмической
повторяемости движений.
2. Несколько позднее начинают интенсивно развиваться различные формы
быстроты (быстрота одиночного движения и простого двигательного
реагирования, частота движений); сенситивный период приходится на 8—10
лет; для этого же возраста (8—11 лет) характерна и более сложная
«надстройка» над скоростными и координационными способностями —
усвоение двигательной и, несколько позднее (12 лет), ритмической структуры
движения.
3. Способности для формирования техники сложнокоординационных
спортивных упражнений при согласовании скоростносиловых,
координационных и ритмических компонентов действия начинают
формироваться в возрасте 10 лет. Как показано исследованиями В.Н. Лузгана
на примере спринтерского бега, существует два периода ускоренного
развития этих биомеханических характеристик: это возраст 10 — 13 и 16—17
лет. Возраст 14—16 лет связан с замедлением их развития.
Не исключено, что в первый период развитие этих способностей идет
преимущественно за счет скоростного компонента, а во второй — за счет
силового. Но может быть и еще одна причина: дети начинают интенсивно
расти и на какойто период становятся неловкими и увальнями. Перестройка
координационных моделей «не успевает» за ростом. Попытки организма
управлять длинными конечностями и телом за счет «старых»16
координационных моделей не могут быть успешны, а новых еще нет, они
только начинают формироваться [12, 18, 40].
В спортивных единоборствах этап начальной подготовки и этап начальной
спортивной специализации соответствуют 10—13 и 13—14 годам. Эти два
этапа реализуются в одном возрастном периоде — подростковом. В
многочисленных исследованиях и высказываниях специалистов относительно
подросткового возраста отмечается, что развитие в этот период
характеризуется высокой интенсивностью и неравномерностью. Этот период
часто называют трудным. Дети начинают бороться за свою независимость и
отстаивать еще не данные им права. И первыми противниками в этой борьбе
оказываются родители и учителя. Но не тренера.
Развитие психомоторики в подростковый период определяется, с одной
стороны, естественным ходом совершенствования двигательных функций, в
частности морфологическим созреванием центральных и периферических
отделов двигательного анализатора; а с другой — направленными
педагогическими воздействиями, связанными с занятием спортом [13, 23, 47,
48].
В подростковый период:
— в связи с ростом мышечной массы увеличивается прирост силы и
скоростносиловых качеств;
— продолжается, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущем
возрастном периоде, совершенствование быстроты;
— происходят изменения в развитии ловкости, включая все ее компоненты:
координацию движений, точность их дифференцировки (пространственной,
временной и силовой), быстроту и своевременность действий; наблюдается
снижение темпов прироста и даже некоторое ухудшение по сравнению с17
младшими школьниками; особенно это характерно для тех, кто не занимается
спортом (причины ясны, о них мы упоминали несколько выше: физический
рост и сенсомоторные перестройки);
— увеличиваются показатели функциональной асимметрии по силе и
точности ручных действий; это связано с более быстрым прогрессом функций
ведущей руки, что позволяет единоборцам успешно осваивать сложно
координированные действия.
Наряду с развитием сенсомоторного реагирования, поля и остроты зрения,
глазомера и константности восприятия предметов главным достижением
развития сенсорноперцептивных процессов в подростковый период
становится повышение осмысленности восприятия и превращение его в
наблюдение.
Поэтому этот период вполне благоприятен для целенаправленного обучения
тактике борьбы. Основой этого обучения является ознакомление спортсмена
с тактическими правилами схватки. При этом не следует забывать об
индивидуальных возможностях и особенностях мышления учеников [44, 45].
Способность к пониманию действий и поведения противника тоже имеет свои
этапы развития:
— понимание отдельных действий и намерений противника (14— 15 лет);
— регуляция своего поведения и управления поведением противника в бою
(17 лет и старше).
Развитие интеллектуальных качеств (как и сенсомоторных) в подростковый
период характеризуется неравномерностью возрастных изменений процессов
восприятия, памяти, мышления. Вследствие этой неравномерности
происходит некоторый спад в развитии ряда интеллектуальных функций в
начале подросткового возраста (11 лет), который в 12—13 лет сменяется18
новым подъемом. Преобладает нагляднодейственный или образный характер
мышления (не следует много детям рассказывать, лучше правильно и
доступно показать), быстрое восприятие и быстрое реагирование на простые
сигналы (поэтому им присуща склонность к простым нападениям и трудность
выполнения действий с переключением) [1, 17, 31].
Изменения в развитии памяти также связаны с повышением ее осмысленности
(борец уже способен избирательно запоминать и систематизировать действия
противника). Существенное влияние на интеллектуальную деятельность
подростка оказывают особенности его внимания: возрастает произвольность,
но вместе с тем повышается утомляемость и неустойчивость, особенно при
монотонной работе.
Многократно показано, что подростки, занимающиеся спортом, превосходят
своих сверстников по уровню развития сенсомоторики, процессов восприятия
и мышления, свойств внимания и результативности деятельности в режиме
информационного поиска [6, 31].
В свою очередь занятия борьбой оказывают избирательное влияние на
развитие психомоторных и интеллектуальных качеств: происходит
укорочение латентного периода двигательных реакций, повышается сенсорная
чувствительность,
развивается двигательная и зрительная память,
способность к рефлексивному (отражательному, игровому) мышлению,
совершенствуется точность пространственных, временных и силовых
дифференцировок, связанных с выполнением техникотактических действий
[12, 31].
Таким образом, при работе с юными спортсменами следует учитывать:
— сенситивные периоды развития психомоторных и интеллектуальных
качеств;19
— неравномерность развития отдельных функций в процессе полового
созревания;
— динамику процесса созревания и индивидуальный темп развития
организма;
— общие закономерности развития психомоторных и интеллектуальных
качеств;
— воздействие среды на развитие психомоторных качеств и свойств личности.
Годы, наиболее благоприятные для воспитания (целенаправленного
воздействия) различных физических качеств [41].
Мальчики.
Девочки.20
Сила. Наиболее быстрые темпы развития абсолютной силы в 1214 и 1517
лет, до 12 идет медленный прирост.
Скорость. Наиболее благоприятные возможности для воспитания скорости
движений, как отмечает профессор В.Филин, наблюдаются у детей 711 лет.
Причем в этом возрасте скорость движений увеличивается в основном за счет
частоты движений и их темпа. В 1215 лет увеличение скорости движений
происходит главным образом в результате развития мышечной силы и
скоростносиловых качеств. Быстроту двигательных реакций целесообразно
начинать воспитывать уже у начинающих заниматься с 78 лет, поскольку в
этом возрасте отмечается повышенная возбудимость и лабильность нервных
процессов.
Координация. Развитие двигательной чувствительности идет неравномерно.
По данным К.Г.Некрасова, у детей с 712 лет наблюдается умеренное
развитие чувствительности, с 12 до 14 бурное, с 14 до 17 лет замедленное.
Гибкость. По данным ряда исследователей, наибольший прирост амплитуды
движений отмечается с 810 до 16 лет. Если гибкость постоянно21
совершенствовать, то максимальная подвижность может развиться и после 16
лет.
Выносливость.
Задачи по воспитанию выносливости:
с 711 лет необходимо обеспечить избирательно направленное развитие
выносливости, чтобы ускорить прирост этого качества, использую
сенситивный период. С 1220 лет, избирательно воздействуя на отдельные
факторы, мобилизующие проявление выносливости, следует обеспечить
дальнейший рост данного качества. Вплоть до 3540 лет важно добиться
стабилизации основных функций, лимитирующих проявление выносливости.
После 40 лет нужно обеспечить замедленное падение функций,
лимитирующих проявление данного качества.
Все, о чем мы рассказали выше, показывает возможность целенаправленного
развития существенных для борца психомоторных качеств. В воспитании
специального реагирования у борцов основу составляют быстрота и
координационные способности. Поэтому, исходя из этого, наиболее
благоприятным временем для воспитания специального реагирования у
борцов является промежуток в возрасте 1112 лет.
1.3 Современные представления о методике воспитания специального
реагирования у борцов.
Общепринятой позицией современного научного подхода к исследованию
сложных процессов, в том числе и специального реагирования, является
системный анализ, в аспекте которого рассматривается проблема управления.
Согласно позиции ведущих исследователей [37] управлять сложными
системами значит создавать их новый функциональный уровень
деятельности, воздействуя на их переменные.22
Техника современных спортивных упражнений с позиций системно
структурного анализа рассматривается как двигательнокоординационная
специализированная система со сложной биомеханической структурой
движений, направленных на целесообразное и эффективное решение
двигательной задачи при достижении высоких спортивных результатов [9, 10,
24, 26].
Как уже указывалось ранее специальное реагирование борцов – это сложная
координационная характеристика, являющаяся интегративным показателем,
как быстроты, так и ловкости спортсмена. Поэтому при воспитании
специального реагирования у юных борцов необходимо учитывать средства и
методы воспитания быстроты и сложнокоординационных способностей.
Координационные способности человека выполняют в управлении его
движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение
разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной
поставленной задачи. Значимость воспитания координационных способностей
объясняется четырьмя основными причинами [3, 24]:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми
предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они
влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее
дальнейшую стабилизацию и ситуационноадекватное разнообразное
применение. Координационные способности ведут к большей плотности и
вариативности процессов управления движениями,
к увеличению
двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое
условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они
способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно23
растущих требованиях в процессе трудовой деятельности,
возможности человека в управлении своими движениями.
повышают
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование
энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так
как точное дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения
мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз
расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития
координационных способностей гарантия того, что можно избежать
монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в
спортивной деятельности.
Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно
совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем
более, что этот возраст является наиболее благоприятным в этом отношении
[3, 24].
Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает
основным арсеналом средств для воспитания координационных способностей.
Основным средством для воспитания координационных способностей
являются физические упражнения повышенной координационной сложности и
содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно
увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических
параметров, а также за счет внешних условий, изменяя площадь опор или
увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;
изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; сочетая ходьбу с
прыжками, бег и ловлю предметов; комбинируя двигательные навыки;
выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой
эффективностью обладает методический прием,
направленный на24
представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или
ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное
или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание
затемненное помещение) значительно усложняют выполнение
глаз,
двигательных действий.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания
координационных способностей составляют общеподготовительные
гимнастические упражнения динамического характера, одновременно
охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с
предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие),
относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных
условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны
элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в
равновесии. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраи
вать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой,
высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры,
кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности [3, 24, 26].
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений
разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии.
Это координационносходные упражнения с техникотактическими
действиями в данном виде спорта.
На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:
1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или
иного вида спорта.
2.
Развивающие, направленные на непосредственное воспитание
координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта25
(например, в борьбе специальные упражнения в затрудненных условиях
перевод с одной завязанной рукой).
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,
эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.
Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и
выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия,
но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей (24, 26,
42).
Воспитание быстроты двигательной реакции
Умение своевременно реагировать на появление благоприятных ситуаций,
на активные атакующие или контратакующие действия противника является
известной трудностью, преодоление которой неразрывно связано с
формированием спортивного мастерства в борьбе [43].
Воспитание быстроты одиночного движения. Одной из форм проявления
быстроты является скорость выполнения отдельного движения. Чтобы
увеличить скорость движений,
необходимо использовать наиболее
рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие группы
мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации в
выполнении движения. Для развития быстроты необходимы также
достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы
борец умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не
способствуют проявлению скоростных качеств [39, 43].
Воспитание быстроты сложной реакции
Метод усложнения условий. С целью воспитания быстроты применяют
усложненные условия, максимально приближенные к соревновательным
(например,
выполнение упражнений с партнером более высокой
квалификации, более тяжелой весовой категории). С этой же целью для
развития необходимых групп мышц применяют отягощения в упражнениях,26
воспроизводящих точную структуру движения, выполняемого с определенной
скоростью.
облегченные условия
Метод упрощения условий. Наряду с усложненными, используют и
имитация движения,
(легкий снаряд,
несопротивляющийся партнер, партнер более легкой весовой категории и т.
п.). Быстрота борца проявляется в конкретных технических действиях,
которые необходимо выполнять в определенной последовательности,
своевременно и с большой скоростью, ибо этого требует тактическая задача.
Конкретные условия проявления быстроты создаются только во
взаимодействии с партнером. С целью развить быстроту, специфическую для
борьбы, борцы упражняются в выполнении приемов, защит, контрприемов и
их комбинаций. Не все элементы борьбы выполняются с максимальной
скоростью. Такие действия, как переворот захватом руки на ключ, «дожим»
противника в опасном положении, перевороты разгибанием, болевые и
удушающие приемы, требуют от борца своевременности и точности действий,
отличающихся структурой [39, 43].
Выполнение упражнений по внезапно подаваемым командам также является
хорошим методом воспитания быстроты. Хорошей базой для развития
быстроты борца является разносторонняя физическая подготовка. Бег на
короткие дистанции и различные спортивные игры – прекрасное средство
развития быстроты.
В юношеском возрасте нагрузка борцов в основном состоит из упражнений на
развитие скоростных качеств и на координацию. Недельный цикл тренировки
во всех случаях строится так, чтобы упражнения на развитие быстроты
применялись после активного отдыха или после выполнения малой или
средней нагрузки [27, 36, 43].
Способности к реагированию.27
Проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка
и перестройка двигательной реакции в соответствии с ситуацией. Например,
единоборство, борьба и спортивные игры. В процессе управления в движении
необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а
ловкость является проявлением коррекционных способностей (способность к
быстрому реагированию) в быстрых, точных и относительно сложных
движениях.
Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания коррекционных
способностей (способность к быстрому реагированию) [3, 14, 35].
1. Основным методом являются многократные повторения (повторно
интервальный метод), а средством физические упражнения.
Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно
развивать совместно с координационными способностями (быстрота,
ловкость). Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать
общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные –
это совершенствование определенных координационных способностей и
выполняемые с высокой точностью.
2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны
технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем
сознания это:
наблюдение тренера или спортсмена;
объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);
использование зеркала или запись на видеопленку.
3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают
функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося
(использование вращающегося кресла или площади), для тренировки
всестороннего аппарата (способность к равновесию).28
4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на
определенные двигательные способности согласно выборочной задачи.
Например, для борца дифференцированная способность.
5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических
примеров будет повышаться сложность тренирующих средств. Существуют
методические примеры для воспитания конкретных способностей:
1. Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных
положений, из положения лежа, сидя).
2. Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так
далее).
3. Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
4. Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30
секунд).
5. Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой,
вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка,
хлопок по плечу, выстрел.
6. Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для
совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной
способностей и способностей к переключению двигательных действий.
Основным средством развития и совершенствования координационных
способностей являются координационные упражнения. Их множество, и
разделяются они на две группы:
а) упражнения,
совершенствующие координационные способности,
скоростных и скоростносиловых движений. Ими можно развивать
двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, выпрыгивания и
метания);
б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на29
требования в
выносливость,
дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при
предъявляются повышенные
значительном утомлении (бег на длинные дистанции, спортивные игры и так
далее).
Методические приемы для совершенствования координационных
способностей, которые делятся на две группы:
1. Изменение способа выполнения движения:
направление движения ведение с изменением направления;
силовые движения;
темп движения;
объем движения;
ритм движения;
исходное и конечное положение;
зеркальное выполнение движения.
2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:
постоянно меняющееся условие;
постоянные силовые упражнения;
предварительная нагрузка;
предварительные раздражители вестибулярного аппарата;
дополнительное задание во время применения;
комбинирование с другими упражнениями.
Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных
координационных способностей.
Воспитание специального реагирования
При решении задач воспитания специального реагирования можно выявить
основные средства и методы, опираясь на общий арсенал методик воспитания
быстроты и ловкости.30
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых
разнообразных движениях. Наиболее эффективным в школьном возрасте
является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на
изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный
положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод
позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать
задания быстрее и точнее [3, 20, 26, 35].
Для воспитания способности к реагированию следует применять [24, 26, 28]:
а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки,
возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, кувырков и
переворотов, преодоление препятствий (линий и невысоких предметов);
б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя
спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из
приседа, полуприседа, седа и тому подобное); борьба из усложнённых
стартовых положений (борьба на коленях, на краю ковра и т.д.)
в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег
медленный – бег ускоренный; борьба в обычном темпе, борьба в интенсивном
темпе и т.д.
г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать). Борьба с
партнерами разных весовых категорий, разного роста.
При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно
усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в
увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные
сигналы различной громкости, в увеличении сложности выполнения движений
и повышения требований к их точности.31
ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1. Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является определение средств и методов для
наиболее эффективного решения задач по воспитанию специального
реагирования у юных борцов грекоримского стиля 1112 лет.
Задачи исследования.
1. Определение основных средств воспитания специального реагирования
в спортивной борьбе.
2. Определить основные методы воспитания специального реагирования.
3. Выявить наиболее эффективные методики воспитания специального
реагирования в грекоримской борьбе для юных борцов.
2.2. Методы исследования.
1. Анализ научнометодической литературы.32
2. Педагогическое тестирование.
3. Метод экспертной оценки.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики.
Описание методов.
1.
Анализ научнометодической литературы.
С целью изучения состояния вопроса по теме исследования был проведен
анализ научнометодической литературы. Были изучены закономерности
развития физических качеств в изучаемом возрастном периоде,
физиологические основы и методы воспитания специального реагирования у
борцов, основные методы тренировки борцов на различных этапах
многолетней подготовки,
рассмотрены различные упражнения,
применяющиеся в тренировочном процессе единоборцев. Всего было изучено
48 источников научнометодической литературы.
2.
Педагогическое тестирование.
С целью определения эффективности применения использованной нами
методики воспитания специального реагирования у юных борцов 1112 лет,
нами был подобран и использован ряд тестов, характеризующих уровень
развития специального реагирования.
Борцам было предложено пройти ряд тестов для выявления уровня развития
специального реагирования у них:
Тест 1. Испытуемые по свистку, из положения стоя, принимали положение
упор лежа, а затем сразу же возвращались в исходное положения по 5 раз по
3 подхода. Фиксировалось время выполнения упражнения в каждом подходе.33
Тест 2. Испытуемые, каждый со своим партнером (партнер подбирался в
соответствии с весовой категорией), по сигналу выполняли проход в корпус с
подъемом, а затем возвращались в исходное положение по 5 раз в 3 подхода,
при этом партнер не создавал сопротивления. Перед каждым испытуемым
ставилась задача выполнить это упражнение с минимально затраченным
временем и с наименьшим количеством ошибок. Экспертами оценивалась
техника выполнения этого приема, и фиксировалось время его выполнения
(промежуток от исходного положения до исходного положения).
3. Метод экспертной оценки.
Метод экспертных оценок применялся на протяжении всего исследования.
Экспертиза проводилась с целью оценки:
1. техники выполнения проходов;
2. времени выполнения технического действия из исходного положения до
исходного положения.
3. фиксировались ошибки при выполнении технических действий.
В состав группы экспертов входили три тренера по борьбе высокой
квалификации. Уровень профессиональной компетентности экспертов
определялся большим стажем тренерской работы, а так же наличием у них
званий мастеров спорта по борьбе.
4. Педагогический эксперимент
Исследование проводилась на базе РГУФКСМиТ.
В нашем исследовании принимали участие 15 человек, спортсмены по борьбе
в возрасте 1112 лет. В течение 4 недель три раза в неделю испытуемые
занимались по специальной методике с целью воспитания специального
реагирования. Данные, полученные в ходе эксперимента, приведенные ниже.5. Метод математической статистики.
34
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью
специализированного пакета прикладных программ анализа данных
STATISTICA for Windows (ver. 5.0), 1999". Программа статистической
обработки исследования предусматривала вычисление значений среднего
арифметического, среднего квадратического отклонения.
2.3. Организации исследования.
Весь процесс исследования был подразделён на четыре этапа:
1 этап (мартиюнь 2014 года) анализ литературных источников;
2 этап – (июльавгуст 2014 года) обработка и анализ полученной
информации; разработка комплекса контрольных измерений для оценки
уровня развития собственносиловых способностей.
3 этап – (октябрь 2014 года –
ноябрь 2014 года) – проведение
педагогического эксперимента;
4 этап (декабрь 2014 года – апрель 2015 года) оформление выпускной
квалификационной работы.
2.4. Ход педагогического эксперимента
Таблица 1
Основные моменты в содержание учебнотренировочных занятий №1 и №2.
Учебнотренировочное занятие №1 Учебнотренировочное занятие №235
1. Бег в среднем
темпе. По свистку
кувырок вперед, а
по хлопку поворот
вокруг своей оси.
1. Бег в легком темпе, по
Учебнотренировочное занятие №3
хлопку имитация прохода
в корпус. По свистку
45мин
имитация перевода.
2. По
свистку
ускорение на 34
метра, а по хлопку
2. Игра в «пятнашки».
остановка.
Партнеры кладут руки
45мин
друг другу на плечи и
наступить
стараются
сопернику на стопу, и при
этом не давай это сделать
своему сопернику (12
3. По свистку принять
положение
упор
мин).
лежа, а по хлопку
выпрыгивание
с
высоким
подниманием колен.
10
15р
3.Отработка прохода в
15
3. Игра с мячами.
корпус,
сопротивления.
без
20р
Основные моменты в содержание учебнотренировочных занятий №3 и №4.
Таблица 2
4
5мин
к
4
69
5мин
мин
1. Бег в легком темпе в
колоне по два, при этом
занимающиеся стоящие
плечом
плечу
Учебнотренировочное занятие №4
поворачиваются лицом
1.Каждый
друг к другу,
и,
продолжая
движение
занимающийся со своим
приставными
шагами,
партнером по свистку
перебрасывают мяч между
проходит в корпус, а по
собой.
хлопку
выполняет
2. Занимающиеся становятся в
круг и в произвольном порядке
перекидывают друг другу
2. Занимающиеся делятся
теннисный мячик (или любой
на 5 групп по 5 человек в
другой мяч, подходящий по
размерам) (), у кого выпадет
каждой. Один из борцов
мяч из рук, тот получает
выполняет по три прохода
условный бал.
Победителем
в корпус каждому из
объявляется тот кто набрал
меньше всего балов.
партнеров в своей группе,
перевод за руку.
1520
4
Игра продолжается,
5мин
упражнение выполняется
но
3.
дополнительно прибавляется
без сопротивления со
баскетбольный мячик,
к
стороны партнеров. После
условиям игры прибавляется
прохождения
«полного
положение о том, что у одного
играющего не должно быть оба
круга», происходит смена
мяча на руках.
атакующего.
5
10мин
мин
15
20мин
15
20мин36
Основные моменты в содержание учебнотренировочных занятий №5 и №6.
Учебнотренировочное занятие №5
Учебнотренировочное занятие №6
Таблица 3
1. Партнеры стоят друг на
против друга. По хлопку 1й
партнер выполняет перевод
за руку. А 2й партнер
выполняет тот же прием по
68
мин
свистку.
2.
Партнеры стоят друг
напротив друга. 1й партнер
выполняет перевод или
проход в корпус, после
завершения технического
действия 2й партнер тут же
выполняет
произвольно
один из этих технических
действий.
8
10мин
1. Легкая борьба «пуш
пуш», во время которой
один из занимающихся
выполнить
должен
проход в корпус или
перевод на выбор, а его
партнер создает легкое
сопротивление (25%)
2. Занимающиеся делятся
на 5 групп по 5 человек в
каждой.
Один из них
выполняет проходы в
корпус или переводы, при
этом его партнеры должны
встать в различные позы в
стойке, которые, так или
иначе, встречаются во время
борьбы.
12
15мин
1520мин37
Примерный план педагогического эксперимента.
Таблица 4
Неде
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
ля
1
2
3
4
Предварител
ьное
тестирование
УТЗ № 3 по
воспитанию
специального
реагирования
УТЗ № 4 по
воспитанию
специального
реагирования
УТЗ № 6 по
воспитанию
специального
реагирования
УТЗ №
1 по
воспит
анию
специа
льного
реагир
ования
УТЗ по
общему
плану
УТЗ по
общему
плану
УТЗ по
общему
плану
Игра УТЗ № 2 по
воспитанию
специального
реагирования
УТЗ по
общему
плану
Игра Выхо
дной
день
Игра УТЗ № 4 по
воспитанию
специального
реагирования
Игра УТЗ № 5 по
воспитанию
специального
реагирования
Игра УТЗ № 6 по
воспитанию
специального
реагирования
УТЗ по
общему
плану
Игра Выхо
дной
день
УТЗ по
общему
плану
Игра Выхо
дной
день
Заключи
тельное
тестиров
ание
Игра Выхо
дной
день38
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
При анализе научнометодической литературы было выявлено несколько
основных методов воспитания специального реагирования у борцов. На
основании этих данных нами была составлена методика воспитания
специального реагирования у борцов 1112 лет, в основу, которой легли
методики по воспитанию общего реагирования, по воспитанию специального
реагирования упрощенной формы и по воспитанию специального
реагирования усложненной формы.
Для определения эффективности применяемой методики была проведена
серия тестирований (тест 1 (предварительный и заключительный) и тест 2
(предварительный и заключительный)) испытуемых.
Результаты предварительных тестирований (тест 1 и тест 2), представлены в
таблице 5 и таблице 6. По результатам тестирований видно, что внутри
группы уровень развития специального реагирования не имеет большого
разброса, показатели специального реагирования, выявленные в ходе
тестирования, находятся на одинаковом уровне у всех испытуемых.39
Результаты предварительного тестирования Тест 1.
ФИО
Вес (кг)
I (сек)
II (сек)
III (сек) Сумма (сек)
Таблица 5
Боронин С.
Журавлев С.
Кузнецов П.
Карежев З.
Матюшков Д.
Мордвинцев Г.
Топикянц К.
Меланич С.
Правдин Ю.
Тихонов А.
Батяев К.
Дворников С.
Бердяев Е.
Воронов И.
Смирнов А.
28
29
32
31
43
42
46
48
50
52
55
60
63
66
69
Среднее
по
47,6
группе (
)Σ
8
9
8
9
8
9
10
8
10
10
9
9
9
10
10
9,1
8
10
8
9
9
8
10
8
9
10
8
10
10
11
10
10
11
8
10
9
9
11
9
9
10
10
11
10
11
11
26
30
24
28
26
26
31
25
28
30
27
30
29
32
31
9,2
9,9
28,2
Результаты предварительного тестирования, Тест 2.
Таблица 6ФИО
Боронин С.
Журавлев С.
Кузнецов П.
Карежев З.
Матюшков Д.
Мордвинцев Г.
Топикянц К.
Меланич С.
Правдин Ю.
Тихонов А.
Батяев К.
Дворников С.
Бердяев Е.
Воронов И.
Смирнов А.
Вес
(кг)
28
29
32
31
43
42
46
48
50
52
55
60
63
66
69
40
Время
Экспертная оценка
выполнения(сек)
(условный бал)
25
28
24
26
30
26
29
23
27
28
26
33
31
32
35
6
7
6
7
8
6
7
5
7
7
6
8
7
8
8
Среднее по группе (
Для наглядности, данные таблицы 5 представлены в виде диаграммы, в
47,6
)Σ
28,2
6,9
которой отражена зависимость времени и качества выполнения тестового
задания (Рис. 1).41
Рис. 1 взаимосвязь времени выполнения и качества выполнения задания
(экспертной оценки).
На рисунке 1 видно как качество выполнения тестового задания зависит от
времени его выполнения. Как показано на графике, в общем, с увеличением
времени выполнения тестового задания, его качество возрастает. Это, по
видимому, связанно с еще плохо развитым уровнем специального
реагирования, поэтому испытуемые не могут в короткий промежуток времени
выполнить задание с максимальной эффективностью.
В конце 4й недели применения нашей методики, были проведены
заключительные тестирования. Результаты, которых представлены в таблице 6
и таблице 7.
Результаты заключительного тестирования, Тест 1.
ФИО
Вес (кг)
I (сек)
II (сек)
III (сек) Сумма (сек)
Боронин С.
28
7
8
8
23
Таблица 642
8
7
7
8
7
8
7
8
9
8
9
8
9
9
8
9
7
8
8
8
9
8
9
9
8
9
10
9
10
8,6
24
20
22
24
22
25
21
25
26
23
26
26
26
27
24
Журавлев С.
Кузнецов П.
Карежев З.
Матюшков Д.
Мордвинцев Г.
Топикянц К.
Меланич С.
Правдин Ю.
Тихонов А.
Батяев К.
Дворников С.
Бердяев Е.
Воронов И.
Смирнов А.
Среднее
группе (
)Σ
29
32
31
43
42
46
48
50
52
55
60
63
66
69
7
6
7
8
7
8
6
8
8
7
8
8
8
8
по
47,6
7,4
По итогам заключительного тестирования теста 1 были получены следующие
данные: времени для выполнения тестового задания в целом понадобилось
меньше чем в предварительном тестировании. Так, в первой серии время
необходимое на выполнение задания было потрачено на 18,7% меньше чем
при предварительном тестировании, во второй серии на 13% меньше, а
третьей серии на 13,1%. А, в общем, на все тестовое задание (тест 1) было
потрачено на 14,9% меньше времени.43
Для наглядности результаты предварительного и заключительного
тестирования теста 1 выведены в виде диаграммы (рис 2).
Рис. 2. Результаты предварительного и заключительного тестирования, тест 1
Сравнительные данные затраченного времени на выполнение теста 1 по итогам
3х серий (рис 2) в предварительном и заключительном тестировании
позволяют выявить общую динамику прироста результата. В первой серии
сокращение времени составило 18,7%, во второй серии 13%, а в третей
13,1%.
Результаты заключительного тестирования теста 2 представлены в таблице 7.
Результаты заключительного тестирования, Тест 2.
Таблица 7ФИО
Вес (кг) Время
Экспертная оценка
44
выполнения(сек
).
(условный бал)
Боронин С.
Журавлев С.
Кузнецов П.
Карежев З.
Матюшков Д.
Мордвинцев Г.
Топикянц К.
Меланич С.
Правдин Ю.
Тихонов А.
Батяев К.
Дворников С.
Бердяев Е.
Воронов И.
Смирнов А.
28
29
32
31
43
42
46
48
50
52
55
60
63
66
69
20
24
19
23
25
20
23
19
21
22
20
26
24
25
27
9
10
8
9
10
8
9
8
9
8
9
9
9
8
9
Среднее по группе (
По итогам заключительного тестирования теста 2 были получены следующие
47,6
)Σ
22,5
8,8
данные: времени для выполнения тестового задания в целом понадобилось
меньше чем в предварительном тестировании, а качество выполнения,
оцениваемое экспертами, возросло. Так, в целом, время на выполнение
тестового задания (тест 2) было потрачено на 20,2% меньше, чем при
предварительном тестировании. Качество выполнения тестового задания
возросло на 27,5%.45
Для наглядности, данные таблицы 7 представлены в виде диаграммы, в
которой отражена зависимость времени и качества выполнения тестового
задания (Рис. 3).
Рис. 3. Взаимосвязь времени выполнения и качества выполнения задания
(экспертной оценки).
На рисунке 3, в отличие от рисунка 1, в котором были представлены данные
предварительного тестирования теста 2, не наблюдается четкой взаимосвязи
времени выполнения тестового задания и его качества. Это может
свидетельствовать о том, что уровень развития специального реагирования
повысился, следовательно, качество технического действия не ухудшается с
уменьшением затраченного времени. Испытуемые четко представляют, как
именно они должны сделать задание и не тратят лишнее время на
обдумывание своих действий, тем самым можно сделать заключение, что у
испытуемых возрос уровень специального реагирования.
Результаты предварительного и заключительного тестирования теста 2
выведены в виде диаграмм (рис. 4, рис. 5).46
Рис. 4. Экспертные оценки в предварительном и заключительном
тестировании теста 2
Рис. 5. Время выполнения задания в предварительном и заключительном
тестировании теста 2
Сравнительные данные теста 2 (рис 4, рис 5) в предварительном и
заключительном тестировании позволяют выявить общую динамику прироста
результата. Так, в целом, время на выполнение тестового задания (тест 2)47
было потрачено на 20,2% меньше (рис 5), чем при предварительном
тестировании, а качество выполнения задания возросло на 27,5% (рис 4).
Показатели заключительных тестирований (тест 1 и тест 2) наглядно
демонстрируют, что уровень специального реагирования к концу
исследования существенно возрос. Таким образом, в ходе педагогического
эксперимента были подтверждены литературные данные о том, что
специальное реагирование у юных борцов 1112 лет можно воспитывать в ходе
целенаправленного воздействия с использованием представленных методик.
Выводы.
1. Воспитание специального реагирования у юных борцов проводят
посредством упражнений с партнером, связанных с реакцией на внешние48
раздражители. А также упражнения с различными предметами (мячи
разного диаметра, веса и т.п.).
2. Для воспитания специального реагирования у юных борцов
применялись методы направленные на воспитание общего реагирования
(изменение темпа и направления бега по определенному сигналу,
выполнение различных упражнений на скорость), специального
реагирования в упрощенной форме (имитация борцовских маневров при
обычном беге по сигналу, игровые методы, подводящие и упражнения в
отработке), специального реагирования в усложненной форме
(выполнение того или иного приема в соответствии с различными
внешними сигналами, реакционное выполнение борцовского приема по
сигналу в ситуативно меняющихся условиях).
3. УТЗ, направленное на воспитание специального реагирования у юных
борцов 1112 лет, применяется не чаще трех раз в неделю.
Представленная в работе методика позволила повысить показатели
специального реагирования, что позволяет утверждать необходимость
её применения при подготовке юных борцов.
Практические рекомендации.49
Для достижения положительно эффекта занятия по воспитанию
1.
специального реагирования у борцов должны строиться на определенных
принципах и методах, одним из вариантов которого может быть использована
программа занятий, проверенная экспериментально в ходе исследования и
показавшая свою эффективность.
2. Для закрепления эффектов, достигнутых на занятиях, целенаправленных на
воспитание специального реагирования, рекомендуется заниматься и другими
видами тренировочной деятельности (легкоатлетические виды спортивных
упражнений, спортивные игры и др.).
3. Для определения эффективности занятий по воспитанию специального
реагирования у юных борцов можно использовать комплекс тестов и методов,
проверенных в ходе данного исследования.50
Список используемой литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.:
Физкультура и спорт, 1990 г. – 235с.
2. Блинов Н.Г. Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической
диагностике. М.: Физкультура и спорт, 2000 г. – 200с.
3. Великая А.А.
Средства и методы физического воспитания.
Координационные способности в младших классах: курс. раб.– М.,
2004. 27с.
4. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в
школьном возрасте // Л. С. Выготский Составитель и автор вводных
статей. – 2013. – С. 107.
5. Гобик М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988 г.
– 127с.
6. Гогунов Е.H. Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и
спорта. М.: Физкультура и спорт, 2000 г. 264с.
7. Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. — СПб.: Питер. 2005. –
1219с
8. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры.
М.: Физкультура и спорт, 1988 г. 186с.
9. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: ФиС,
1971.
10.Дьячков В.М. Исследование ведущих элементов и фаз движений и их
отражение в ритме технически сложных упражнений // Проблемы
высшего спортивного мастерства. М., 1968.51
11.Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования
детской личности //Принцип развития в психологии. – 1978. – С. 243.
12.Квашук П.
Дифференцированный подход к построению
тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней
В.
подготовки //Вестник спортивной науки. – 2003. – №. 1.
13.Коробейников Г.В. Коробейникова Л.Г., Дудник O.K. Контроль за
психофизиологическим
высокой
квалификации в условиях напряженной мышечной деятельности //
состоянием
спортсменов
Международная научнопрактическая конференщя государств —
участников СНГ по проблемам физ.культуры и спорта.— Минск:
БГУФК, 2010.— С. 120—125.
14.Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. М.:
Физкультура и спорт, 1998 г. 146с.
15.Кроха: пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию
детей до трёх лет/ (Г.Григорьева, Н.Кочетова, Д.Сергеева и др.). М.:
2006. – 189 с.
16.Лазарев М.Л. Мамалыш, или Рождение до рождения. – М.: 2007. – 848 с.
17.Ложкин Г.В. Воронова В.И., Психологический контроль готовности
спортсменов высокой квалификации // Наука в олимпийском спорте. —
2001. — №2. — С. 109 — 113.
18.Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных
способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика
физической культуры. – 1990. – №. 3. – С. 1519.
19.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.:
Физкультура и спорт, 1998 г. 204с.52
20.Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры.
М.: Физкультура и спорт, 1999 г. 165с.
21.Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания (общие
основы теории и методики физического воспитания; теоретико
методологические аспекты спорта и профессиональноприкладных
форм физической культуры):. Учебник для интов физ.культуры: М.,
Физкультура и спорт,1991.
22.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:
Физкультура и спорт, 1991 г. 211с.
23.Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 57 классов. М.:
Физкультура и спорт, 1997 г. 235с.
24.Некрасов К. Г. Значение вариативности условий обучения в развитии
точности метательных движений у младших школьников: Дисс... канд.
пед. наук. – 1969.
25.Никандров В. В. Новочадов В. В. Метод тестирования в психологии
//СПб.: Речь. – 2003.
26.Новиков А.А. Педагогические основы техникотактического мастерства
в спортивных единоборствах: Докт. дис. М., 2000.
27.Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.:
Физкультура и спорт, 1976 г. 354с.
28.Оплавин С. М. Влияние занятий спортивными играми на воспитание
быстроты двигательных реакций: Автореф. канд. дис //Кандидатская
диссертация. Л. – 1951.
29.Пэм Скиллер Умный старт. – М.: Попурри, 2004. – 144 с.53
30.Реброва О.Ю. Описание процедуры и результатов статистического
анализа медицинских данных в научных публикациях// Международный
журнал медицинской практики. — 2000. — № 4. — С. 4346.
31.Родионов А. В. Принцип психофизиологического сопряжения в
подготовке спортсменовединоборцев высокой квалификации // Наука в
олимпийском спорте.— 2003.— №1.— С. 143146.
32.Сеченов И. М. Избранные произведения. Физиология нервной системы.
– 1956.
33.Сороков Д. Что такое сензитивные периоды в развитии детей? /
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2005. –
С.203227.
34.Сороков Д. Что такое сензитивные периоды в развитии детей? /
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2005. –
С.203227.
35.Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник.
Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. – Омск:
СибГАФК, 1999г. 128с.
36.Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. М.: Физкультура и спорт,
1997 г. – 105с.
37. Фарфель В.С. Современные проблемы спортивной тренировки:
Материалы Всесоюзной науч.метод. конф. по вопросам системы
спортивной тренировки. М.: ФиС, 1962.
38.Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов //М.:
Физкультура и спорт. – 1974. – С. 5153.54
39.Харре Л. Учение о тренировке. М.: Физкультура и спорт, 1971 г.
107с.
40.Хилтунен Е. Практическая Монтессорипедагогика. – М.: ЮНИОН
паблик АЛЬТАПРИНТ, 2005. – 336 с.
41.Хиртц П. Сенситивные критические периоды развития двигательных
координационных способностей юных спортсменов //Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – №. 2. – С. 28
29.
42.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М.: Физкультура и спорт, 2000 г. 348с.
43.Худяков С. В. Теоретические аспекты обучения юных борцов // С. В.
Худяков Методическое пособие Теоретические аспекты обучения юных
борцов. – Екатеринбург. 2014 – 31с
44.Эпштейн П. Сензитивные периоды по Марии Монтессори / Введение в
Монтессорипедагогику (философия, психология, педагогика). –
Снежинск: 2005. – С. 4647.
45.Юркевич В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность. – М.:
Просвещение, 1996. – 136 с.
46.Maria Montessori. The Discovery of the Child 2004 : 372 с.
47.Tulppo M. P. Haghson R. L. Makikallio T. H. et all. Effect of exersice and
passive headup tilt on fractal and complexity properties of heart rate
dynamics // American Journal Physiology Heart Circ. Physiology.— 2001.
— №280(3).— P. 10821087.55
48.Tulppo M. P. Hakikallio T. H. Seppanen T. et all. Quantitative beattobeat
analysis of heart rate dynamics during exersice //American Journal
Physiology. — 1996. — № 40. — R 244—252.
Исполнитель выпускной квалификационной работы студент 6 курса
РГУФКСМиТ __________________________________ Эльтамиров М.А.56
Научный руководитель _____________________________Дементьев В.Л.
д.п.н.
Заведующий кафедрой ____________________________ В.М. Игуменов
Д.п.н. проф.
Дата защиты______________________________________
Оценка за защиту__________________________________
Председатель Государственной аттестационной комиссии ______