Воспитательная практика модуля "Школьный урок"
Оценка 4.7

Воспитательная практика модуля "Школьный урок"

Оценка 4.7
docx
27.03.2022
Воспитательная практика модуля "Школьный урок"
Лучшие практики Школьный урок.docx

Номинация Практики: «Школьный урок»

Название Практики: Школьный урок, как  формирование моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Оригинальная идея Практики:

   Урок – это основная форма организации деятельности в общеобразовательных организациях, но целью урока является не дать знания

обучающимся. А позволить им приобрести опыт самостоятельных проб, реализации инициатив и навыков самоорганизации.  Урок должен  быть еще  с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. В этом и заключается оригинальность и  актуальность  идеи данной Практики.

    При проектировании модуля «Школьный урок» мы ориентировались на целевые приоритеты, связанные с возрастными и психологическими особенностями учащихся начальных классов:

  ▪ установление доверительных отношений между учителем и его учениками;

  ▪ побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и сверстниками;

  ▪ привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

  ▪ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского

поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

 ▪ применение на уроке интерактивных форм работы;

 ▪ включение в урок игровых процедур;

 ▪ организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

 ▪ инициирование и поддерживание исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

      Реализация программы «Смысловое чтение – необходимое условие в реализации ФГОС» включает элементы смыслового чтения в предметное содержание разных дисциплин и также позволяет усилить воспитательный потенциал урока.

   Технология развивающего обучения и используемые нами механизмы организации учебной деятельности способствуют развитию и оформлению проблемных вопросов, возникающих в рамках урока, в самостоятельные индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные) исследовательские проекты, что дает обучающимся возможность приобрести умения самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям,  навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 «От задумки – до результата»

   Обучение и воспитание - эти понятия стоят в одном ряду, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Мы не можем на классном часе воспитывать, а на уроке учить. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.

   Одной из задач, направленной на достижение цели воспитания, сегодня является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса.

   Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующие направления:

  ▪ Установление  доверительных отношений между педагогами и его учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

  ▪ Побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

  ▪ Привлечения внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках  явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информации – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

   Воспитательная работа педагогами начальных классов по реализации Практики «Школьный урок» организуется следующими видами, формами и содержанием деятельности.

Вид

Форма

Содержание

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками с привлечением внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

Совместная деятельность педагога и учеников в виде: бесед, дискуссий, организации учебных игр в течение урока

·                   Проведение бесед и дискуссий на воспитательные темы, организация учебных игр по основному направлению, но с включением воспитательных элементов, организация тематических уроков, посвященных выдающемуся научному событию/ученому, патриоту, известному деятелю или защитнику.

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения

Организованные дежурства в школе и классе

·                        На регулярной основе проведение дежурств в школе (обучающимися 3 – 4 классов) и в классах, составление отчетов по результатам дежурства в школе,  разбор          случаев несоблюдения общепринятых норм поведения.

 

Использование воспитательных

возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,

проявления человеколюбия     и добросердечности

Тематические межпредметные

школьные воспитательные уроки

·                   Внедрение элементов воспитательного процесса в преподавании школьных предметов.

·                   Например:

·                   Элемент    урока    литературного чтения     -

«Человеколюбие            при анализе литературных произведений»

·                   Элемент       урока        математики:

«Задания на расчет степени вырубки леса по отношению к конкретной территории»

·                   Элемент урока окружающего мира: «Красная книга: современное состояние проблемы» и др.

Применение на уроке интерактивных форм      работы

«Круглый стол»

«Мозговой штурм»

«Деловая игра»

«Мастер-класс»

«Интерактивные  задания»

Игровое сотрудничество

Работа в парах и группах

·                   Каждый учитель в соответствии с планом работ организует проведение одной или нескольких форм интерактивной деятельности:

·                   Например: в рамках урока окружающего мира Мозговой штурм на тему: «Кто больше: мы вредим природе, или она нам помогает!»

Включение в урок игровых

процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь по установлению доброжелательной атмосферы во время урока

Игровые-разминки

Брейн-ринги Квиз- паузы

·                   Проверка полученных знаний с использованием современных технологий обучения, с акцентом на воспитательную тематику

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

Проектная  и исследовательская работа

·                   Организация           проектной деятельности на основные предметные темы с акцентом на воспитательную составляющую.

Например:

·                   Проект  по математике:

«Математические составляющие                      природы»

·                   Проект              по окружающему миру:

«Исследование качества питьевой воды в  домашних условиях»

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через участие в предметных олимпиадах и единых тематических уроках

Предметные олимпиады

Единые тематические уроки

·                   Предметные олимпиады на образовательных  платформах  Учи.ру, ЯКласс, Инфоурок.

·                   Единые тематические уроки (экологический урок «Эколята – защитники природы», Гагаринский урок, экологический урок «Приключения электроники»)

Формирование социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи

Наставничество

·                    Сотрудничество и взаимная помощь мотивированных и эрудированных обучающихся  неуспевающим учащимся, возможность проведения некоторых уроков силами самих учеников.

 

    Непрерывный поиск видов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на уроке позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.

   Реализация воспитательного потенциала содержания урока достигается при условии:

— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

— использования современных образовательных технологий;

— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке.

    Воспитательный процесс – это непрерывный процесс в начальной школе. Учитель осуществляет воспитание ежедневно и ежечасно. Внешний вид ученика, его отношения с одноклассниками и учителями, поведенческие навыки на уроках. В учебных материалах, в текстах каждого урока присутствуют воспитательные моменты. В начальной школе ребенок воспитывается так же личным примером учителя (его культурой поведения, внешним видом). Воспитательный момент можно извлечь не только из темы и содержания урока, но и из формы его проведения, а также из ситуативных моментов, на нем возникающих.  Новые знания появляются благодаря совместным усилиям школьника и педагога. При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как контроль учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью.

   Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.

 

     Полезные эффекты от реализации Практики для участников образовательных отношений.

        Реализация  педагогами начальной школы воспитательного потенциала урока предполагает следующее полезные эффекты:

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся повышают познавательную мотивацию, дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с обучающимися, способствует эффективному погружению в тему урока;

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствуют позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлекают их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизируют  познавательную деятельности;

• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

• знакомство с различными достижениями науки и техники, обсуждение экологических проблем, исследования и внесение предложений по мироустройству;

• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация кураторства, мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи, возможность проведения некоторых уроков силами самих учеников;

• использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников дает им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

    Учителя начальных классов, реализуя Практику «Школьный урок», развивают у обучающихся навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.

 

Ссылки на актуальную информацию о Практике:

 

№ п/п

Ссылки на сайте образовательной организации и на официальные страницы в социальных сетях

Содержание

1.       

https://ok.ru/group/57378525151343

(группа начальной школы МБОУ СОШ №1 на сайте Одноклассники)

Единые тематические уроки (Всероссийский экологический урок «Эколята – молодые защитники природы», Всероссийский экологический урок «Приключения электроники»).

▪ Урок исследование «Космос – это  мы»

▪ Победители и призеры муниципального Всероссийского детского экологического форума «Близкий и далекий космос», приуроченного к проведению Года науки и технологий в России (5 учащихся).

▪ Библиографические уроки  в городской детской библиотеке. Всероссийская неделя детской книги.

▪ Библиографические уроки. Международный день книгодарения.

▪ Уроки физкультуры «Комплекс ГТО – прошлое и настоящее».

▪ Уроки Мужества ко Дню Защитника Отечества.

▪ Победители и призеры межмуниципального веб-квеста «Путешествие в страну ВПР» (две команды 4-х классов).

Исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, мастер-классы учащихся.

▪ Всероссийская экологическая олимпиада «Эколята – молодые защитники природы» (83 участника – 14 победителей и призера).

2.

https://kinouroki.ru/practies/user/45058

(Всероссийский народный проект Киноуроки  в школах России – искусство на службе воспитания)

▪ Всероссийский проект «Киноуроки в школах России»: фильмы «Стеша»,  (экология снаружи – экология внутри), «Друг в беде не бросит» (друг в беде не бросит)

3.

https://schools.dnevnik.ru/school.aspx?school=36146  (официальная страница в Дневнике.ру)

http://michschool1.68edu.ru/ (официальный сайт МБОУ СОШ №1)

 

победители и призеры регионального предметного конкурса «Зажги свою звезду» (победители и призеры в номинации – создание презентаций «Спорт – круглый год», 5 учащихся, призеры в литературной номинации «Как спорт помогает мне в жизни», 5 учащихся).

Памятки о соблюдении на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими и сверстниками, принципами учебной дисциплины и самоорганизации.

4.

https://uchi.ru/teachers/portfolio/students_rewards

(образовательная платформа Учи.ру)

Предметные олимпиады: окружающий мир, русский язык, математика, английский язык (активность и результативность участия в предметных олимпиадах повысилась в результате реализации данной Практики)

5.

https://infourok.ru/backOffice/classroom#/

(образовательный портал  России)

Предметные олимпиады: углубленный уровень олимпиад по русскому языку, английскому языку, математике, окружающему миру (активность и результативность участия в предметных олимпиадах повысилась в результате реализации данной Практики)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Номинация Практики: «Школьный урок»

Номинация Практики: «Школьный урок»

От задумки – до результата»

От задумки – до результата»

Тематические межпредметные школьные воспитательные урокиВнедрение элементов воспитательного процесса в преподавании школьных предметов

Тематические межпредметные школьные воспитательные урокиВнедрение элементов воспитательного процесса в преподавании школьных предметов

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды групповой, парной…

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды групповой, парной…

Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников дает им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической…

Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников дает им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической…

МБОУ СОШ №1 на сайте Одноклассники) ▪

МБОУ СОШ №1 на сайте Одноклассники) ▪
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022