Воспитательная программа для 7-9 класса
Любые попытки классного руководителя создать программу, которая поможет выявить одаренных детей, будет отвечать их потребностям, на мой взгляд, начинаются именно с вопроса: «А что же такое одаренность?» Этот простой, на первый взгляд вопрос, я поставила перед собой, начиная работать в школе, однако однозначного ответа до сих пор не нашла. Проблема выявления и развития «одаренности» воспитанников действительно существует, актуальность ее не вызывает сомнений. Люди с неординарными способностями всегда приковывали к себе взгляды, благодаря их идеям человечество движется вперед. Есть «избранники», которые с раннего детства привлекают к себе особое внимание, при этом они очень трудно приспосабливаются к повседневной жизни. Такие ребята не посещают детские праздники, у них ненормированный рабочий день. Если их посещает какая – то мысль, от нее трудно просто так избавиться, голова постоянно находится в напряжении. Эти дети – добровольные рабы своего таланта. Да, ими гордятся родители, «возносят до небес» педагоги, но дети, по сути, несчастливы. Они нуждаются в защите своих прав на детство, на возможность жить разносторонней жизнью. [5] Как же выявить таких ребят в классе? Как классному руководителю помочь им адаптироваться в классном и школьном коллективах? Эти вопросы я задала себе, начиная работать в новом классе.
Цель исследования: развитие индивидуальности каждого ребенка в классном коллективе посредством вовлечения в различную внеклассную деятельность.
Задачи исследования:
- знакомство с понятием «одаренность»,
- анализ мнения психологов по проблеме «одаренных детей»,
- разработка мероприятий, направленных на развитие индивидуальности учащихся,
- анализ положительных и отрицательных аспектов в работе,
- рекомендации коллегам по данному вопросу
Гипотеза исследования: каждый ребенок талантлив. Задача классного руководителя – выявить и развивать талант ребенка. (Приложение 5)
Внимательно изучив данные психологов, я обнаружила (данный факт немало удивил меня), что «одаренные» дети отнесены к «группе риска». [1] Я проанализировать причины такого мнения специалистов. В системе образования СССР дети с нестандартными способностями не вписывались в стандарты, их старались «подогнать» под общие рамки. Дети, проучившись 10 лет в школе, не реализовывали свои возможности, долго определялись с выбором своей профессии, многие заканчивали жизнь самоубийством. [2] В связи с проводимыми реформами в системе образования, у классных руководителей появилась возможность самим выбирать программы, учебно-методические комплекты. Теперь, на мой взгляд, неординарные ребята могли бы найти свой путь, но проблема «одаренности» не исчезла. Казалось бы, созданы все условия для развития, в чем же проблема? Анализируя на протяжении 10 лет развитие «одаренных» ребят, я столкнулась с равнодушием, невежеством в первую очередь со стороны руководителей. К сожалению, если на пути талантливого ребенка встретится педагог, который в меру своей ограниченности не сможет поддержать этот талант, он угаснет. Часто наблюдается и чрезмерное восхваление «умника»: он – гордость школы, любимец учителей и первый враг одноклассников. Для чувствительных детей такая жизнь становится невыносимой, они стараются доказать одноклассникам, что они «как все», а для этого в ход идут любые средства. Так, например, в моей практике была ситуация, когда мальчик до десятого класса прекрасно занимался, мечтал стать хирургом, а, перейдя в другой класс, вдруг изменился до неузнаваемости: стал пропускать уроки, перестал учиться. Он пытался доказать ребятам, что он обычный ребенок! Признание одноклассников оказалось важнее наград учителей. Лишь вовлечение его в совместную деятельность с лидером класса помогло изменить ситуацию. Так что же такое одаренность? Одаренность – яркое проявление интеллектуальных, творческих, спортивных, музыкальных задатков, которые требуют иных форм обучения, чем может предложить обычная школа [3].
Выявлением и развитием детей с повышенной мотивацией я пытаюсь заниматься в классном коллективе. Для выявления индивидуальности ребят своего класса использую внеклассные мероприятия творческого характера: конкурсы, занимательные опыты, исследовательскую деятельность, игры с учителями, тематические экскурсии, походы, встречи с интересными людьми нашего города.
Для развития одаренных детей, на мой взгляд, необходимо (это самый сложный момент) иметь соответствующий уровень подготовки самому учителю, постоянно самосовершенствоваться, быть примером во всем. Приступив к работе в качестве классного руководителя, прежде всего я занялась собственной подготовкой.
Новизной в работе является разносторонность предлагаемой учащихся деятельности. Она направлена на экологическое, духовно – патриотическое, нравственное, интеллектуальное развитие личности учащихся. (Приложение 5) Ребята являются активными участниками и помощниками классному руководителю в воспитательном процессе. Конечно, нелегко классному руководителю, выбравшему столь многогранную деятельность, но результат стоит затраченных усилий. Все дети талантливы по своему, задача учителя – увидеть их «одаренность». [2] Главная задача, которую я ставлю в своей работе, развитие индивидуальности учащихся посредством вовлечения их во внеурочную деятельность, направленную на гармоничное развитие личности. Именно это помогает детям преодолевать множество комплексов: застенчивость, неуверенность в своих силах. Однако каких бы высот не достигали мои ребята, я никогда не «возношу» их над одноклассниками, оцениваю их деятельность равноценно со сверстниками.
С помощью дифференциации и индивидуализации внеклассной работы удалось:
· исключить усреднение детей в классном коллективе;
· постепенно развивать индивидуальные способности каждого ребенка;
· повысить успеваемость ребят;
· создать атмосферу тесной взаимосвязи учителя и учащихся.
Индивидуальность, на мой взгляд, отражает способность к самоосуществлению (стать и быть собой), возможность достижения определенных успехов. Что же сделать учителю, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка шел успешно?
Рекомендации коллегам:
· создать возможность деятельности ребенка в разных направлениях;
· создать комфортные условия в классе;
· постараться быть в курсе всех достижений ребенка, показывать ему свою искреннюю заинтересованность его победами;
· уметь увидеть в ребенке уникальность, неповторимость;
· постараться установить индивидуально – личностные отношения с каждым учеником;
· знать материальное положение ребенка (часто дети из малообеспеченных семей обладают яркой индивидуальностью).
Только имея полное представление о каждом ученике, его домашних проблемах, достижениях и неудачах, учитель сможет развить индивидуальность воспитанника.
Перспективы работы в данном направлении:
Сделано немало, однако, на мой взгляд, поиски продолжаются, предстоит еще многое сделать, прежде чем можно будет ответить на поставленный в работе вопрос и сказать, что найденное решение действительно является верным.
Основные аспекты воспитательной работы класса.
Ведущая идея в работе классного руководителя: Учить и воспитывать от сердца к сердцу.
В своей педагогической деятельности, я, как классный руководитель, исхожу из нескольких определений воспитания:
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, саморазвитие, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Цель воспитания: создание оптимальных условий для эффективного развития личности ребёнка; воспитание у него перспективного видения собственного будущего.
Принципы воспитания:
1. Природосообразность;
2. Гуманизм;
3. Целостность педагогического процесса;
4. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества;
5. Творческое начало воспитания;
6. Культуросообразность;
7. Сотворчество;
8. Индивидуализация;
9. Ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.
Педагогическая позиция: принятие ребенка как личность, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я».
Главное условие успешного воспитания: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он чувствует рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.
Закономерности системы работы классного руководителя.
Тезис 1: Нельзя отделять воспитание и обучение, ибо, они теряют свою ценность.
Тезис 2: Никогда не учи ребенка тому, что сам делать не считаешь нужным.
Предъявляю требования к своим воспитанникам такие же, как и к себе, учителю.
· целеустремлённость,
· демократичность,
· интеллигентность.
· воспитанность,
· законопослушность,
· творческая направленность,
· конкурентоспособность
Программа деятельности классного коллектива.
«Мир в нашем доме».
Цель программы:
раскрытие и развитие творческой индивидуальности личности ребёнка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.
На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующие:
· желание детей строить взаимоотношения по законам добра и красоты на основе общечеловеческих ценностей;
· чувствовать себя в окружающем социуме комфортно;
· стремление развивать интеллектуальные способности, расширять кругозор на основе постижения культурных ценностей народов Казахстана;
· потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие примеры мировой цивилизации и казахстанского общества;
· желание родителей видеть своих детей здоровыми, добрыми, отзывчивыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми.
Для достижения целевых ориентиров и удовлетворения потребностей определены задачи и ожидаемый результат:
Задачи: создать условия для самореализации и самовыражения; формирование нравственно – эмоциональной среды в классе; формирование основ культуры межличностного общения; способствовать развитию познавательных процессов; поддерживать творчество ребят.
Ожидаемый результат. Создание классных традиций; проявление творческой индивидуальности; появление мотивации саморазвития и самореализации.
Направления:
1. «Давайте познакомимся»: изучение особенностей классного сообщества.
2. «Возьмемся за руки»: деятельность по сплочению и развитию коллектива.
3. «Взгляд в будущее»: совместная работа педагога, учащихся и родителей по проектированию перспектив и образа деятельности классного коллектива.
Функционально - деятельностный компонент программы.
Ø Совет класса
Ø Путешествия, экскурсии
Ø Уроки-размышления
Ø Совместные праздники (Дни именинников, новогодние вечера)
Ø Тренинги общения
Большую помощь в работе оказывает курс по профориентации.
Этапы реализации воспитательных задач.
Организация управления в классе
Родительский комитет
Классный
руководитель Староста класса Совет школы
![]() |
![]() |
Учебный сектор
Культурно – массовый сектор
Художественный сектор
Трудовой сектор
Воспитательные возможности для самореализации
учащегося класса
Воспитательные
мероприятия в классе Совет школы
![]() |
|||
![]() |
|||
Ученик
Кружки, секции Классные, школьные, городские
конкурсы, праздники
Модель развития самоуправления в классном коллективе
Документальное обеспечение воспитательного процесса.
1. Учебно-воспитательный план школы.
2. Классный журнал
3. Настольная книга классного руководителя (данные о динамике развития каждого ученика и коллектива в целом, социальный паспорт учащегося, достижения учащихся, программа деятельности классного коллектива)
4. Дневники учащихся
5. Личные дела учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.