Воспитательная программа для 7-9 класса

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Воспитательная программа для 7-9 класса.doc

Воспитательная программа для 7-9 класса

 

Любые попытки классного руководителя создать программу, которая поможет выявить одаренных детей, будет отвечать их потребностям, на мой взгляд, начинаются именно с вопроса: «А что же такое одаренность?»  Этот простой, на первый взгляд вопрос, я поставила перед собой, начиная работать в школе, однако однозначного ответа до сих пор не нашла. Проблема выявления и развития  «одаренности» воспитанников действительно существует, актуальность ее не вызывает сомнений. Люди с неординарными способностями всегда приковывали  к себе взгляды, благодаря их идеям  человечество движется вперед. Есть «избранники», которые с раннего детства привлекают к себе особое внимание, при этом они очень трудно приспосабливаются к повседневной жизни. Такие ребята не посещают детские праздники, у них  ненормированный рабочий день. Если их посещает какая – то мысль, от нее трудно просто так избавиться, голова постоянно находится в напряжении. Эти дети – добровольные рабы своего таланта. Да, ими гордятся родители, «возносят до небес» педагоги, но дети, по сути, несчастливы. Они нуждаются в защите своих прав на детство, на возможность жить разносторонней жизнью. [5]  Как же выявить таких ребят в классе? Как  классному руководителю  помочь им адаптироваться в классном и школьном коллективах? Эти вопросы  я задала себе, начиная работать в новом классе.  

Цель исследования:  развитие  индивидуальности каждого ребенка в классном коллективе посредством вовлечения в различную внеклассную деятельность.

Задачи исследования:

- знакомство с понятием «одаренность»,

- анализ мнения психологов по проблеме «одаренных детей»,

- разработка мероприятий, направленных на развитие индивидуальности учащихся,

- анализ положительных и отрицательных аспектов в работе,

- рекомендации коллегам по данному вопросу

Гипотеза исследования: каждый ребенок талантлив. Задача классного руководителя – выявить и развивать талант ребенка. (Приложение 5)

 Внимательно изучив данные психологов, я обнаружила (данный факт немало удивил меня), что «одаренные» дети отнесены к «группе риска». [1] Я проанализировать причины такого мнения специалистов. В системе образования СССР дети с нестандартными способностями не вписывались в стандарты, их старались «подогнать» под общие рамки. Дети, проучившись 10 лет в школе, не  реализовывали свои возможности, долго определялись с выбором своей профессии, многие заканчивали жизнь самоубийством. [2]  В связи с проводимыми реформами в системе образования, у классных руководителей  появилась возможность самим выбирать программы, учебно-методические комплекты. Теперь, на мой взгляд,  неординарные ребята могли бы  найти свой путь, но проблема «одаренности»  не исчезла. Казалось бы, созданы все условия для развития, в чем же проблема? Анализируя на протяжении 10 лет развитие «одаренных» ребят, я  столкнулась с равнодушием, невежеством в первую очередь со стороны руководителей. К сожалению, если на пути талантливого ребенка встретится педагог, который в меру своей ограниченности не сможет поддержать этот талант, он угаснет. Часто наблюдается и чрезмерное восхваление «умника»: он – гордость школы, любимец учителей и первый враг одноклассников. Для чувствительных  детей такая жизнь  становится невыносимой, они стараются доказать одноклассникам, что они «как все», а для этого в ход идут любые средства. Так, например, в моей практике была ситуация, когда мальчик до десятого класса прекрасно занимался, мечтал стать хирургом, а, перейдя в другой класс, вдруг изменился до неузнаваемости: стал пропускать уроки, перестал учиться. Он пытался доказать ребятам, что он обычный ребенок! Признание одноклассников оказалось важнее наград учителей. Лишь вовлечение его в совместную   деятельность с лидером класса помогло изменить ситуацию. Так что же такое одаренность? Одаренность – яркое проявление интеллектуальных, творческих, спортивных, музыкальных  задатков, которые требуют иных форм обучения, чем может предложить обычная школа [3].

 Выявлением и развитием детей с повышенной мотивацией я пытаюсь заниматься в классном коллективе.  Для выявления индивидуальности  ребят своего класса  использую  внеклассные мероприятия творческого характера: конкурсы,  занимательные опыты, исследовательскую деятельность, игры с учителями, тематические экскурсии, походы, встречи с интересными людьми нашего города.

 Для развития одаренных детей, на мой взгляд, необходимо (это самый сложный момент) иметь соответствующий уровень подготовки самому учителю, постоянно самосовершенствоваться, быть примером во всем. Приступив к работе в качестве классного руководителя,  прежде всего я занялась собственной подготовкой.

Новизной в работе является разносторонность предлагаемой учащихся деятельности.   Она направлена на   экологическое, духовно – патриотическое, нравственное, интеллектуальное  развитие личности учащихся. (Приложение 5) Ребята являются активными участниками и помощниками классному руководителю в воспитательном процессе. Конечно, нелегко классному руководителю, выбравшему столь многогранную деятельность, но результат стоит затраченных усилий. Все дети талантливы по своему, задача учителя – увидеть их «одаренность».  [2]     Главная задача, которую я ставлю в своей работе,  развитие индивидуальности учащихся посредством вовлечения их во внеурочную деятельность, направленную  на гармоничное развитие личности. Именно это помогает детям преодолевать множество  комплексов: застенчивость, неуверенность в своих силах. Однако каких бы высот не достигали мои ребята, я никогда не «возношу» их над одноклассниками, оцениваю их деятельность  равноценно со сверстниками.    

        С помощью дифференциации и индивидуализации внеклассной работы удалось:

·         исключить усреднение детей в классном коллективе;

·         постепенно развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

·         повысить успеваемость ребят;

·         создать атмосферу тесной взаимосвязи учителя и учащихся.

     Индивидуальность, на мой взгляд, отражает способность к самоосуществлению (стать и быть собой), возможность достижения определенных успехов. Что же сделать учителю, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка шел  успешно?

Рекомендации коллегам:

·         создать возможность деятельности ребенка в разных направлениях;

·         создать комфортные условия  в классе;

·         постараться быть в курсе всех достижений ребенка, показывать ему свою искреннюю заинтересованность его победами;

·         уметь увидеть в ребенке уникальность, неповторимость;

·         постараться установить индивидуально – личностные отношения с каждым учеником;

·         знать материальное положение ребенка (часто дети из малообеспеченных семей обладают яркой индивидуальностью).

Только имея полное представление о каждом ученике, его домашних проблемах, достижениях и  неудачах, учитель сможет развить индивидуальность  воспитанника.

Перспективы работы в данном направлении:

Сделано немало, однако, на мой взгляд, поиски продолжаются, предстоит еще многое сделать, прежде чем можно будет ответить на поставленный в работе вопрос и сказать, что найденное решение действительно является верным.

Основные аспекты воспитательной работы класса.

Ведущая идея в работе классного руководителя: Учить и воспитывать от сердца  к сердцу.

В своей педагогической деятельности, я, как классный руководитель,  исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, саморазвитие, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Цель воспитания: создание оптимальных условий для эффективного развития личности ребёнка; воспитание у него перспективного видения собственного будущего.

Принципы воспитания:

1.      Природосообразность;

2.      Гуманизм;

3.      Целостность педагогического процесса;

4.      Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества;

5.      Творческое начало воспитания;

6.      Культуросообразность;

7.      Сотворчество;

8.      Индивидуализация;

9.      Ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Педагогическая позиция: принятие ребенка как личность, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я».

Главное условие успешного воспитания: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он чувствует рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Закономерности системы работы классного руководителя.

Тезис 1:  Нельзя  отделять воспитание и обучение, ибо, они теряют свою ценность.

Тезис 2: Никогда не учи ребенка тому, что сам делать не считаешь нужным.

Предъявляю  требования к своим воспитанникам такие же, как и к себе, учителю.


·         целеустремлённость,

·         демократичность,

·         интеллигентность.

·         воспитанность,

·         законопослушность,

·         творческая направленность,

·         конкурентоспособность


 

Программа деятельности классного коллектива.

 «Мир в нашем доме».

Цель программы:

раскрытие и развитие творческой индивидуальности личности ребёнка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующие:

·         желание детей строить взаимоотношения по законам добра и красоты на основе общечеловеческих ценностей;

·         чувствовать себя в окружающем социуме комфортно;

·         стремление развивать интеллектуальные способности, расширять кругозор на основе постижения культурных ценностей народов Казахстана;

·         потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие примеры мировой  цивилизации и казахстанского общества;

·         желание родителей видеть своих детей здоровыми, добрыми, отзывчивыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми.

               Для достижения целевых ориентиров и удовлетворения потребностей определены задачи и ожидаемый результат:

Задачи: создать условия для самореализации и самовыражения; формирование нравственно – эмоциональной среды в классе; формирование основ культуры межличностного общения; способствовать развитию познавательных процессов; поддерживать творчество ребят.

Ожидаемый результат. Создание классных традиций; проявление творческой индивидуальности; появление мотивации саморазвития и самореализации.

Направления:

1.      «Давайте познакомимся»: изучение особенностей классного сообщества.

2.      «Возьмемся за руки»: деятельность по сплочению и развитию коллектива.

3.      «Взгляд в будущее»: совместная работа педагога, учащихся и родителей по проектированию перспектив и образа деятельности классного коллектива.

Функционально - деятельностный компонент программы.

Ø  Совет класса

Ø  Путешествия, экскурсии

Ø  Уроки-размышления

Ø  Совместные праздники (Дни именинников, новогодние вечера)

Ø  Тренинги общения

Большую помощь в работе оказывает курс по профориентации.

Этапы реализации воспитательных задач.

  • Планирование
  • Выбор направления деятельности
  • Работа в группах
  • Индивидуальная деятельность
  • Совместная деятельность
  • Подведение итогов работы

 

Организация управления в классе

Родительский комитет

 

 


 Классный руководитель              Староста класса              Совет школы

 


Учебный сектор

Культурно – массовый сектор

Художественный сектор

Трудовой сектор

                      

Воспитательные возможности для самореализации

учащегося класса

 

                                   Воспитательные

                                  мероприятия в классе                              Совет школы

 

 


                                                                         Ученик

 

       

                                Кружки, секции                         Классные, школьные, городские

                                                                                     конкурсы, праздники

Модель развития самоуправления в классном коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Документальное обеспечение воспитательного процесса.

1.      Учебно-воспитательный план школы.

2.      Классный журнал

3.      Настольная книга классного руководителя (данные о динамике развития каждого ученика и коллектива в целом, социальный паспорт учащегося, достижения учащихся, программа деятельности  классного коллектива)

4.      Дневники учащихся

5.      Личные дела учащихся