Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Нурлат Республики Татарстан
Номинация « Моя педагогическая инновация. Воспитательная программа»
Воспитательная программа для младших школьников
по социальному направлению
« Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет»
Авторы – составители:
учитель начальных классов Иванова К. А.,
учитель начальных классов Мухаметова Л. А.
2020 год
Оглавление:
I. Введение.
I I. Учебно-тематический план программы:
« Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет»
III. Заключение.
IV. Список литературы.
I. Введение.
Цель: создать педагогические и социально – психологические условия, позволяющие учащимся первых классов овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
· Формирование у учащихся первых классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
· Формирование положительной Я – концепции;
· Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
· Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
· Воспитание духовно – нравственных качеств личности;
· Развитие навыков рефлексивных действий.
Актуальность данной темы связана с тем, что в сегодняшнем обществе, по свидетельству социологов, “для многих детей понижается качество процесса социализации со многими вытекающими последствиями для индивида”. Усилился приоритет учебной деятельности в сознании и практической работе педагогов начальной школы. Субъект-объектный, императивно-манипулятивный подход в общении с младшими школьниками остается доминирующим в массовой педагогической практике. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Согласно И.С. Кону, «эффективность институтов социализации и конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений».
Воспитательная программа для младших школьников по социальному направлению
« Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет» была разработана педагогами начального звена обучения и психологом. Она не предполагает буквального выполнения, а лишь ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для социальной мобильности, способствующих развитию качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Младший школьный возраст рассматривается в психолого-педагогической теории как важнейший возрастной этап становления личности, как этап формирования предпосылок дальнейшего социального и личностного развития.
Опираясь на данную теорию, программа нацелена на то, чтобы обеспечить учителей начальных классов « инструментом» для организации процесса социализации младших школьников.
Данная программа может быть реализована во всех видах деятельности ребёнка и в специальной системе занятий – тренингов. В работе по программе сочетаются различные виды деятельности: игра, психотехнические упражнения, обращение к личному опыту, анализ опыта участников групп, анализ эмоций и коммуникативных действий участников, литературных историй, рисование.
Являясь неотъемлемой частью как урочных, так и внеурочных дел, программа включает в себя следующие направления педагогической деятельности:
- методическую работу, направленную на совершенствование качества организации и модернизацию содержания адаптационного периода;
- индивидуальную и дифференцированную работу учителей – предметников, классных руководителей, специалистов, администрации;
- консультативную помощь всем участникам процесса образования;
- диагностическую работу, направленную на выявление статуса ребёнка.
Программа имеет модульный принцип:
I модуль « Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет».
Он посвящён выявлению степени сформированности новообразований к концу дошкольного периода, изучению социального статуса школьника, адаптации первоклассника к новой социальной роли.
II модуль «Волевая регуляция поведения и деятельности».
Второй модуль рассматривает волевую регуляцию поведения и деятельности, как основу произвольной регуляции активности ребёнка, формирование новообразований младшего школьного возраста: самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, самодисциплины.
III модуль «Психолого-педагогический статус ученика начальной школы».
Третий модуль полностью посвящён изучению индивидуально – личностных особенностей ребёнка, психолого-педагогическому воздействию и стимулированию активности младшего школьника, с целью успешного его адаптирования в новой системе школьных отношений (в среднем звене).
В данной воспитательной программе мы рассмотрим программу социализации первоклассников.
II Учебно-тематический план программы:
1 модуль « Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет».
Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:
1) Диагностика сформированности социально – психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
2) Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.
3) Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.
Этот модуль включает такие этапы деятельности, как
- сбор и анализ необходимой информации о ребёнке: волевой готовности, мотивационной готовности (желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять новую социальную позицию – позицию школьника), а также сформированность у ребёнка отношения к учителю, как ко взрослому, обладающему особыми социальными функциями, развитие необходимых форм общения со сверстниками (умение устанавливать равноправные отношения);
- прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений;
- создание условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка к новой социальной среде;
- формирование коммуникативных условий: приветствие и прощание, обращение, просьба, согласие, благодарность, отказ, знакомство, умение слушать другого, говорить перед другими, управлять, сотрудничать;
- овладение коммуникативными умениями на уровне, соответствующем возрастным особенностям.
Ожидаемые результаты:
1. Уметь общаться в различных жизненных ситуациях
(со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми).
2. Умение анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
3. Уметь владеть собой, адекватно реагировать на поведение партнёров.
4. Готовность действовать согласованно, уметь договариваться, сотрудничать.
5. Владеть речевыми средствами общения.
6. Проявлять самостоятельность, активность в процессе коммуникативной деятельности.
7. Готовность выполнять школьные правила и требования учителя.
Учебно-тематический план программы: « Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет»
№ п\п |
Цель воспитательной деятельности |
Количество часов |
Формы и виды работы |
1. |
Создание условий для более близкого знакомства детей. Формирование представлений о школьных правилах. |
2 часа |
Классный час « Я – ученик», « Давайте познакомимся», просмотр учебного фильма « Как вести себя в школе», этюд « Наш класс на перемене»; игра « Собери портфель»; собрание « Права и обязанности школьника». |
2. |
Стимулирование внутригруппового общения. |
2 часа |
Социоигры « Разведчики», « Найди пару», «Передай по кругу»; упражнение «Торт», игра «Иголка и нитка», психотехнические упражнения «Карандаши», «Слепая геометрия». |
3. |
Развитие межличностного общения в группе. |
2 часа |
Игры: « Конспиратор», « Закончи предложение», час общения « Добрые слова о моей игрушке», групповое пение: « Улыбка», « Дружба», игры «Жмурки», «Ручеёк», «Море волнуется»; сюжетно – ролевая игра «Мама рассердилась», спортивная игра «Один за всех и все за одного», игра «Связующая нить», Упражнение «Взаимодействие», этюды «Тигр вышел на охоту», «Два барана», «Драка», «Плакса», «Лягушки на кочках». |
4. |
Развитие коммуникативных способностей. |
4 часа |
Ролевая игра: « Знакомство», « Приветствие», « Разговор по телефону»; речевая игра: « Учимся благодарить», « Поздравление»; упражнения: « Мостик дружбы», « Подари камешек»; игра - драматизация: « Петушок и бобовоё зёрнышко», «Лиса и петух», игра «В одной связке», упражнение «Комплимент», подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так!», семейные посиделки с чаепитием «У самовара». |
5. |
Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом. |
4 часа |
Классный час « Мы – дружные ребята», инсценировка « Друзья», коллективный просмотр мультфильмов: « Приключения кота Леопольда», « Зима в Простоквашино», совместное чтение «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, Сутеева «Яблоко», игровые ситуации, родительское собрание «Поговорим о дружбе». |
6. |
Интерактивное общение. Правила. Безопасность. Интернет. |
2 часа |
Классный час «Телефон мой друг или враг?» Упражнения для глаз, Правила безопасного интернета |
7. |
Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых). |
3 часа |
Упражнение «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций « Я на улице», « Общественный транспорт»; этюд « Встреча с другом»; прослушивание пьесы П. И. Чайковского « Мама»; групповое чтение « Злая мать и добрая тётя», «Синие листья» В. Осеева; М. Зощенко «Ёлка»; просмотр видеофильма « Внимание, черепаха», Инсценирование «Котята», дискуссионный клуб для родителей «Детские ссоры», игра «Баба Яга», этюд «Просто старушка», тренинг «Почему ты плачешь, бабушка?». |
8. |
Снятие страха, агрессии, напряжения. |
2 часа |
Арт – терапия: лепка « Пластилиновая живопись», рисование на тему: «Нарисуй свой страх», «Я тебя больше не боюсь»; кляксография, этюд «Котёнок по имени Гав», инсценировка «Тараканище», «У страха глаза велики». |
9. |
Развитие положительной самооценки, самоорганизации. |
2 часа |
Диагностика самооценки «Самый – самый» и « Самореклама»; подвижная игра « Тропинка», «Скучно, скучно так сидеть», «Платочек», «День – ночь», «Дракон», час общения «Мой режим дня», конкурс «Секрет успеха», упражнение «Автопортрет», родительское собрание «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». |
10. |
Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца. |
2 часа |
Групповое чтение К. Ушинский « Кончил дело – гуляй смело», Е. Пермяк «Торопливый ножик», настольные игры, подвижные игры с соблюдением определённых правил, КТД «Подводный мир», «Зимняя сказка». |
11 |
Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков. Ориентировочная минимальная диагностика развития межличностных отношений и уровня воспитанности. |
2 часа |
Игры, упражнения по выбору « День добрых сюрпризов». Социометрия « Состав экипажа», игра «Общая история», обучающее занятие «Близнецы». Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице. |
Содержание:
1) Создание условий для более близкого знакомства детей.
Формирование представлений о школьных правилах.
- Классный час «Я ученик»
Учитель беседует с учениками о правилах поведения на уроке: не
разговаривать на уроке, выходить к доске и отвечать, когда отвечаешь
вставать и т. д.
-Игра «Собери портфель»
Дети учатся укладывать учебные вещи в портфель, наводить в нём
порядок.
- Классный час «Давайте познакомимся»
Ученики берут букву «Я» в руки и рассказывают о себе.
- Этюд «Наш класс на перемене»
Проигрывание предполагаемых ситуаций как отрицательных, так и
положительных: «Дежурный», «Мы играем», «Подвижная переменка»,
«В столовой».
- Учебный фильм «Как вести себя в школе»
Просмотр и обсуждение фильма.
- Классное собрание «Права и обязанности школьников»
Через совместное обсуждение определяются права и обязанности
школьников.
2) Стимулирование внутригруппового общения (2 часа).
Используя различные игры, учить детей взаимодействовать в группе, принимать на себя определённые роли и нести за них ответственность.
Игры и упражнения этого раздела предоставляют возможность бывать в различных выигрышных ролях, побуждают группу в целом и каждого её участника выйти за рамки привычных стереотипов общения.
- Социоигра «Разведчики»
В группе учащихся распределяются роли «разведчика», «командира»,
остальные «отряд». «Разведчик» прокладывает путь, а « командир»
наблюдает и запоминает его действия. Затем сам по проложенному
«разведчиком» пути проводит отряд.
- Для достижения взаимопонимания и сплочённости используется игра
«Передай по кругу» (пушинку, льдинку, горячую картошку, бабочку и
т. д.)
- Упражнение «Карандаши».
Суть упражнения состоит в удержании карандашей пальцами стоящих
рядом участников.
- Упражнение «Слепая геометрия»
Участники встают в круг, берутся за руки и с закрытыми глазами
выстраиваются в квадрат (треугольник, круг)
- Упражнение «Торт»
Данная игра способствует эмоционально – телесному сближению.
Дети выбирают себе различные роли (мука, сахар, крем, ягодка).
Ведущий читает рецепт, а участники «перемешиваются».
- Игра «Иголка и нитка»
Дети выбирают «иголку». Под весёлую музыку он играет свою роль, а
остальные дети – роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, а «нитка» за ней.
3) Развитие межличностного общения в группе(2 часа).
Установление доверительных отношений в группе, накапливание нового опыта общения через игру «Жмурки», «Ручеёк», «Море волнуется» и т. д.
Детям даётся возможность высказать обиду, снять разочарование: игра «Закончи предложение - Я обижен на …, Я радуюсь за …».
Тренировка возможности воздействовать друг на друга:
- сюжетно – ролевая игра «Мама рассердилась…»,
- спортивные игры для сплочения «Один за всех и все за одного»,
- «Весёлые старты».
- Игра «Связующая нить», которая формирует чувство близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим.
- Упражнение «Взаимодействие».
Все участники вместе со стульями расходятся по помещению. Вызываются трое участников и им предлагается за три минуты пересадить всех детей в круг, не прикасаясь ни к кому руками. Те участники, которые сидят на стульях, обязаны выполнять все команды ведущих.
- Психологические этюды: «Тигр вышел на охоту», «Два барана», «Драка», «Плакса»,
«Лягушки на кочках»- дети – лягушки, на полу круги – кочки. Ученики стремятся занять свою кочку, а кочек меньше, чем детей.
Рекомендуется проводить часы общения «Доброе слово о моей игрушке», «Мой четвероногий друг» и т. д., а также групповое пение «Улыбка», «Дружба», что способствует сплочению коллектива в неформальной обстановке.
4) Развитие коммуникативных способностей (4 часа).
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать своё.
- Игра – драматизация «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух». Дети совместно пишут сценарий сказок, распределяют роли, так как сказки известны детям, стараются сыграть без репетиций.
- Умение взаимодействовать в паре, в малой группе: игра «В одной связке». Дети точно выполняют все указания водящего стараясь не подвести свою группу
- Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу: упражнение «Мостик дружбы»:
дети по желанию образуют пары и придумывают свой мостик (при помощи рук, ног, туловища, уха и т. д.).
- Упражнение «Подари камешек»:
Дети берут из коробки камешек и дарят его тому, кому хотят со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…»
- Упражнение «Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что – нибудь приятное. Условие: 1. Обращение только по имени, 2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
- Подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так!», в ходе которой дети вслед за водящим повторяют различные движения.
- Семейные посиделки с чаепитием «У самовара» направлены на создание тёплой атмосферы для доверительного общения взрослых и детей.
- Ролевые игры: «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Суть: Дети знакомятся с правилами знакомства, представления, обращения. Словарь учащихся пополняется новыми формами знакомства, приветствия и разговора по телефону.
- Речевая игра: «Учимся благодарить». В ходе игры детьми разбираются различные жизненные ситуации, когда необходима благодарность.
- Речевая игра «Поздравление». Игра проводится в виде похода на день рождения или оформления открытки маме и т. д.
5) Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом (4часа).
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки.
- Совместное чтение и обсуждение произведений К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», Сутеевой «Яблоко».
- Разыгрывание ситуации: «Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел лист. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает…(дальше дети придумывают и доигрывают ситуацию самостоятельно)
«Подарил ёжик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала цветы, а там сидела пчела. Она ужалила лисичку в нос…(дети придумывают продолжение истории).
- Родительское собрание «Поговорим о дружбе», на котором формируется у родителей понимание значения дружбы в жизни ребёнка. Собрание проводится совместно с детьми. Ребята готовят флажки с пожеланиями, которые в конце дарят своим друзьям.
- Рекомендуется провести классный час «Мы дружные ребята», где обсуждаются коллективные дела и как дружба помогает повысить рейтинг класса в общешкольной жизни.
- Инсценировка «Друзья», где дети обыгрывают встречу друзей после долгой разлуки.
- Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино». Обсуждение поведения главных героев, нахождение путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации.
6) Интерактивное общение. Правила. Безопасность. Интернет.
Классный час «Телефон мой друг или враг?»
Из истории создания телефона.
Игра «Хорошо – плохо»
Разбор ситуаций «У меня зазвонил телефон»
Правила пользования мобильным телефоном
Обобщение правил – презентация
Обсуждение плаката «Десять правил безопасности в интернете для детей».
Правила общения в сети ИНТЕРНЕТ
Упражнения для глаз при работе с телефоном и компьютером
7)Учить анализировать свои поступки и поступки других людей
(сверстников, родителей и других взрослых) – ( 3 часа)
Все упражнения и игры раздела направлены на реализацию «золотого правила общения»: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
- Упражнение «Догадайся о выборе, если…»
Ведущий предлагает варианты возможных последствий тех или иных действий ребёнка:
родители довольны,
друг поблагодарил,
учитель огорчился.
Дети придумывают историю, в которой определяют свой выбор действий, приводящий к перечисленным выше событиям.
- Групповое чтение: В. Осеева «Злая мать и добрая тетя», «Синие листья», «После дождя», М. Зощенко «Ёлка», с последующим анализом прочитанного.
- Разыгрывание сценки «Котята» из произведения С. Маршака «Кошкин дом».
Дети, прослушав музыку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.
- Просмотр и обсуждение фильма о взаимоотношениях одноклассников «Внимание черепаха» (режиссёр Р. Быков)
- Дискуссионный клуб для родителей «Детские ссоры». Родители предлагают различные пути решения данной проблемы.
- Классный час «Если будешь ссориться, если будешь драться», на котором обсуждаются вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек во время перемены.
- Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Мама» с последующим составлением рассказа на тему «Моя мама».
- Разбор ситуации «Поведение в общественном транспорте» (поведение детей, родителей и других взрослых). Обсуждение вопроса: какие некультурные ситуации вы можете наблюдать в транспорте?
- Игра «Баба Яга»:
Дети сидят на стульях лицом друг к другу. Взрослый просит показать выражение лица, позу, жесты взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся. Ребята говорят и показывают.
- Тренинг «Почему ты плачешь, бабушка?», который направлен на желание понять и исполнить просьбы другого человека.
- Этюд «Просто старушка». Разыгрывание сценки по рассказу В. Осеевой «Просто старушка», последующий анализ ситуации, которая отражает отрицательные черты характера.
8) Снятие страха, агрессии, напряжения (2 часа).
- Анализ и инсценирование сказок: «Тараканище», «У страха глаза велики».
- Арт – терапия (работа с красками, пластилином, кляксография): «Нарисуй свой страх» с последующим обсуждением.
Через творчество дети выражают свои внутренние чувства и переживания. Данная деятельность позволяет достичь психологического комфорта.
- Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь».
- Этюд «Котёнок по имени Гав». После просмотра мультфильма, обсуждение поступков персонажей и разыгрывание сценки.
9) Развитие положительной самооценки, самоорганизации. (2 часа)
- Диагностика самооценки «Самый – самый». Детям предлагаются бланки, на которых нарисованы лесенки. Оценивая себя, ученики располагают своё «Я» на соответствующей ступеньке.
9 Самый добрый
8
…
3
2
1
Самый злой
- Конкурс «Секрет успеха». В конкурсной программе дети представляют свои творческие способности.
- Упражнение «Автопортрет». Детям предлагается нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.
- Подвижные игры: «Скучно, скучно так сидеть», «Платочек», «День – ночь», «Тропинка», «Дракон».
- Час общения «Мой режим дня». Влияние самоорганизации на успеваемость, на дополнительное образование и досуг.
- Родительское собрание «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Собрание проводится в форме обучающего тренинга. Основные вопросы для обсуждения: влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника, пути преодоления застенчивости и неуверенности дома и в школе.
10) Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца. (2 часа)
- Групповое чтение и обсуждение произведений К. Ушинского «Кончил дело – гуляй смело», Е. Пермяка «Торопливый ножик».
- Настольные игры: «Лото», «Пазлы», «Конструктор», «Лего», игры – лабиринты.
- Подвижные игры: «Третий лишний», «Белые медведи», «Тише едешь, дальше будешь», «Прятки», спортивная эстафета.
- Коллективное творческое дело «Подводный мир», «Зимняя сказка».
Дети всей группой, распределив обязанности, работают над созданием настенного панно.
11) Обобщение и закрепление (2 часа).
- Игра «Общая история», выбирается тема сказки, передавая «волшебную» палочку, дети сочиняют по одному предложению.
- Социометрия «Состав экипажа». Дети в состав своего космического корабля выбирают 3 девочки и 3 мальчика из своего класса, а также назначают капитана своего корабля.
- Обучающее занятие «Близнецы», с помощью упражнений и игр учить детей умению договариваться, согласовывать свои действия.
- «День добрых сюрпризов». Ребята готовят своим одноклассникам сюрпризы и дарят их на совместном чаепитие с пожеланиями.
IV. Список литературы:
1. Андреенкова, В.П. Проблемы социализации личности / В.П. Андреенкова // Прикладная психология и психоанализ. – 2009. -№4.- С.19-21.
2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Н.Г. Степанова.– М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.
4. Ермакова, Т.М. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности российского общества. – М.: МГАПИ-МИПК, 2017. – 126с.
5. Мудрик, А.В. Воспитание в контексте социализации. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
6. Эльконин, Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. – М.: Академия, 1998. – 280 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.