Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8
г. Лабинска
УТВЕРЖДЕНО:
Решением педсовета
№___ от_________2020 г.
Председатель педсовета
_______________________
(Ф.И.О)
Подпись, печать ОУ
Воспитательная программа
дополнительного образования
по духовно - нравственному воспитанию
«Толерантность – дорога к миру»
Составитель программы:
Савченко М.А.
Воспитатель 9 класса
ГКОУ школы № 8
г. Лабинска
2020-2021 учебный год.
Пояснительная записка
Целевая воспитательная программа по духовно – нравственному воспитанию «Толерантность – дорога к миру» предназначена для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 8 г. Лабинска. Она разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
1. ФЗ РФ от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Для формирования толерантных взаимоотношений школьный подростковый возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам.
В этот период у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка.
Программа по духовно – нравственному воспитанию «Толерантность – дорога к миру» разработана для коррекционной общеобразовательной школы , с целью формирования отношения к толерантности, как к важнейшей ценности общества.
Актуальность программы
Актуальность программы «Толерантность - дорога к миру» связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
В процессе реализации данной программы создается атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других детей, признанию достоинств и различий.
Проблема культуры общения - одна из самых острых проблем в классе, в школе, да и в обществе в целом.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется он всей социальной действительностью окружающей ребенка, обществом, в котором растет и развивается человек. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
Формирование толерантности следует начинать ещё в раннем детстве, когда закладывается первооснование человеческого общения и основные нравственные качества (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.). однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров и это далеко ещё не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.
Для того чтобы сформировать толерантные черты личности необходим целенаправленный процесс и организационная педагогическая деятельность. Для достижения наибольшей результативности формирования основ толерантности необходимо знать методологию формирования данного процесса, методы и приемы воспитания толерантности.
Проблема: наблюдение за жизнедеятельностью класса показало, что обширная информация (телевидение, радио, газеты, компьютерные программы) оказывают в большей степени негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей, что и отодвинуло на задний план формирование у учеников нравственных начал: в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность.
Цель: создание воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к восприятию других культур, уважению человеческого достоинства и индивидуальности.
Задачи:
-формировать черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан;
-формировать способность понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
-формировать способность предупреждать конфликты и разрешать их с помощью конструктивного диалога;
- формировать стремление оказывать помощь другим людям и быть готовым ее принять;
- развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей.
Общепедагогические принципы
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.
2. Принцип целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассматривать как систему, то есть как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Он определяет необходимость гармонического сочетания общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, нейтрализуя с их помощью отрицательные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс положительного формирования личности подростка.
Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития.
2. Принцип единства диагностики и коррекции. Он обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
5. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка — результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы: то есть сложности в поведении ребенка — следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом.
Условия реализации программы
Программа разработана для учащихся 5-9 классов коррекционной общеобразовательной школы, которая реализуется в три этапа. Данная программа реализуется в группе продленного дня на клубных часах по понедельникам.
Направленность: социально - педагогическая.
Срок реализации программы: с 5 по 9 класс , 5 лет (с 2016-2021 годы)
Вид программы: модифицированный
Реализация
программы: по
понедельникам – 3 раза в месяц.
Этапы реализации программы:
Первый этап: «Жизнь в многоликом мире»
5класс – 2016 - 2017 учебный год.
6 класс – 2017 - 2018 учебный год.
Второй этап: «Ответственность за сохранение мира»
7 класс – 2018 - 2019 учебный год.
8 класс – 2019 - 2020 учебный год.
Третий этап: «Ключи к миру»
9 класс – 2020 - 2021 учебный год.
Основные направления работы
Тематика блока |
Месяц |
1. Блок «Я и моя семья» |
Сентябрь |
2. Блок «Ты да я, да мы с тобой» |
Октябрь |
3.Блок «Учимся договариваться» |
Ноябрь |
4.Блок «Вместе весело шагать» |
Декабрь |
5.Блок «Я среди людей» |
Январь |
6.Блок «Мои четвероногие друзья» |
Февраль |
7.Блок «Культура разных народов» |
Март |
8.Блок «Как стать счастливым» |
Апрель |
9.Блок «Я – толерантная личность» |
Май |
Данная программа по духовно – нравственному воспитанию «Толерантность – дорога к миру» предполагает реализацию таких форм и методов воспитания.
Формы работы с обучающимися, воспитанниками:
индивидуальная
групповая
фронтальная
Формы
Беседа - диалог
Дискуссии
Час общения
Праздники
Круглые столы
Игровые и конкурсные программы
Игровые тренинги
Викторины, познавательные игры
Информационные часы
Уроки толерантности
Сказкотерапия
Творческая работа
Тестирование
Устный журнал
Конкурсы рисунков
Методы
Игровые методы
Метод самореализации
Метод воспитывающих ситуаций
Метод соревнования
Содержание программы
Программа по духовно – нравственному воспитанию «Толерантность – дорога к миру» предназначена для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Содержит разнообразные по тематике и формам клубные часы.
Первый этап: Жизнь в многоликом мире.
5 класс
Цель: воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Задачи:
-ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;
-обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
-развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
-учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
-развивать способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.
-культивирование в школьной среде принципов и духа толерантности, межличностные отношения.
№ п/п |
Содержание работы |
Дата проведения |
1. |
Вводная беседа «Что такое толерантность?» |
|
2. |
Информационный час «Эмблема толерантности» |
|
3. |
Информационный час «Знакомство с понятием «толерантность» |
|
4. |
Беседа - диалог «Я и моя семья» |
|
5. |
Конкурс рисунков «Я и моя семья» |
|
6. |
Конкурс рисунков «Твори добро» |
|
7. |
Праздник «Всемирный день Толерантности» |
|
8. |
Беседа - диалог «Правила толерантного поведения» |
|
9. |
Час общения «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей». |
|
10. |
Беседа - диалог «Я среди людей» |
|
11. |
Час общения «Да здравствует вежливость и доброта» |
|
12. |
Час информации «Что мы знаем о правах человека» |
|
13. |
Конкурсы рисунков «Рисуем цветок толерантности» |
|
14. |
Информационный час «Толерантность всегда и во всем» |
|
15. |
Беседа- диалог «Все в наших руках» |
|
16. |
Беседа – диалог «Поговорим о дружбе» |
|
17. |
Час общения «Мои четвероногие друзья» |
|
18. |
Устный журнал «Собака верный друг» |
|
19. |
Конкурс рисунков «Рисуем любимых питомцев» |
|
20. |
Час информации «Культура разных народов» |
|
21. |
Конкурс рисунков «Дерево толерантности» |
|
22. |
Беседа -диалог «Мы очень разные, но мы вместе» |
|
23. |
Час общения «Положительные качества человека» |
|
24. |
Сказкотерапия с агрессивными детьми « О ежике, который хотел привлечь к себе внимание». |
|
25. |
Час общения |
|
26. |
Беседа – диалог «Качества толерантного человека» |
|
27. |
Тес Творческая работа «Изготовление дерева толерантности» |
|
В результате школьники приобретают:
знания: о понятии «толерантность», об особенностях толерантной и интолерантной личности, знания своих способностях, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.
умения: отличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.
навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.
6 класс
Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к сочувствию, сопереживанию.
Задачи:
Развивать рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников; Развитие групповой сплоченности; Создание условий для развития позитивного взаимоуважения учащихся; Создание условий для развития в игровых моделях межличностного взаимодействия.
Тематика клубных часов
№ п/п |
Содержание работы |
Дата проведения |
1. |
Вводная беседа «Поговорим о толерантности» |
|
2. |
Беседа с презентацией «Символы толерантности» |
|
3. |
Дискуссия «Я и моя семья» |
|
4. |
Час общения «Семейные традиции». |
|
5. |
Беседа с элементами диалога «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей». |
|
6. |
Беседа с презентацией «Обычаи и традиции разных народов» |
|
7. |
Праздник «Всемирный день Толерантности» |
|
8. |
Час общения «Умеем ли мы прощать» |
|
9. |
Урок толерантности «Учимся сочувствовать» |
|
10. |
Практикум «Рисуем цветок толерантности» |
|
11. |
Дискуссия «Жить в обществе – жить по правилам» |
|
12. |
Практикум «Цветик – Семицветик» |
|
13. |
Игровой тренинг «Планета Толерантность» |
|
14. |
Беседа – диалог «Поговорим о дружбе» |
|
15. |
Круглый стол «По дороге добра» |
|
16. |
Практикум «Рисуем любимых питомцев» |
|
17. |
Дискуссия «Мои четвероногие друзья» |
|
18. |
Дискуссия «Мы очень разные, но мы вместе» |
|
19. |
Сказкотерапия с агрессивными детьми « О ежике, который хотел привлечь к себе внимание». |
|
20. |
Час информации «Культура разных народов» |
|
21. |
Акция «Мы разные, но мы дружим» |
|
22. |
Час общения «Мои одноклассники», |
|
23. |
«Сказка о дружбе и ее потере». |
|
24. |
Игра – викторина «Толерантность» |
|
25. |
Беседа – диалог «Качества толерантного человека» |
|
26. |
Тестирование «Добры ли вы?», |
|
27. |
Творческая работа «Цветок толерантности» |
|
В результате школьники приобретают:
знания: собственный «Я-образ»; польза и вред эмоций».
умения: самоанализ собственных достоинств и недостатков, определение своего уровня .
навыки: внимательное отношение к другому человеку, взаимодействие в группе.
Второй этап: «Ответственность за сохранение мира» 7 - 8 класс.
7 класс
Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся
Задачи:
Развитие умения слышать и слушать.
Воспитание чувства коллективизма.
Тематика клубных часов
№ п/п |
Содержание работы |
Дата проведения |
1. |
Познавательная беседа «Формирование толерантных отношений» |
|
2. |
Дискуссия «Добрым быть совсем не просто» |
|
3. |
Час общения «Мой дом – моя семья» |
|
4. |
Час общения «Общение и умение общаться» |
|
5. |
Беседа с элементами тренинга «Толерантность к другим: учимся сочувствовать» |
|
6. |
Беседа «Как быть толерантным» |
|
7. |
Беседа «Русь святая хранит веру» |
|
8. |
Час общения «Поговорим о толерантности» |
|
9. |
Беседа «Человек - кузнец своего счастья» |
|
10. |
Психологический тренинг «Научись управлять собой» |
|
11. |
Беседа – обсуждение» Спешите делать добро» |
|
12. |
Игра «Мои гражданские права и обязанности» |
|
13. |
Психологический тренинг «Учимся договариваться» |
|
14. |
Круглый стол «По дороге добра» |
|
15. |
Урок толерантности «Легко ли быть настоящим другом» |
|
16. |
Практикум «Толерантность и мы» |
|
17. |
Беседа с элементами диалога «Правила толерантности» |
|
18. |
Беседа с элементами игры «Весну встречаем – семью величаем» |
|
19. |
Час общения «Мы все разные, но все вместе» |
|
20. |
Беседа «На планете - Толерантность» |
|
21. |
Ролевая игра «Что такое красивый поступок?» |
|
22. |
Беседа «Человек и толерантность» |
|
23. |
Дискуссия «Толерантность – путь к миру» |
|
24. |
Клубный час с презентацией «Человек среди людей» |
|
25. |
Беседа «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня» |
|
26. |
Клубный час «Секреты толерантности» |
|
27. |
Круглый стол «Я - толерантная личность» |
|
В результате школьники приобретают:
знания: понятие толерантности общения, терпения и терпимости.
умения: умение слушать своего собеседника, уважать.
навыки: анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.
8 класс
Цель: Способствовать становлению толерантной личности.
Задачи: Развитие эстетических качеств. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
Тематика клубных часов
№ п/п |
Содержание работы |
Дата проведения |
1. |
Вводная беседа «Здравствуй, человек!» |
|
2. |
Беседа с презентацией «Символы толерантности» |
|
3. |
Дискуссия «Я и моя семья» |
|
4. |
Час общения «Семейные традиции». |
|
5. |
Урок толерантности «Учимся сочувствовать» |
|
6. |
Акция «Мы разные, но мы дружим» |
|
7. |
Праздник «Всемирный день Толерантности» |
|
8. |
Викторина «Сказочный калейдоскоп» |
|
9. |
Практикум «Рисуем цветок толерантности» |
|
10. |
Дискуссия «Жить в обществе – жить по правилам» |
|
11. |
Час общения «Положительные качества человека» |
|
12. |
Беседа – диалог «Поговорим о дружбе» |
|
13. |
Беседа – диалог «Мои любимые герои». |
|
14. |
Творческая работа «Дерево толерантности» |
|
15. |
Сказкотерапия с агрессивными детьми « О ежике, который хотел привлечь к себе внимание». |
|
16. |
Беседа – диалог «Качества толерантного человека» |
|
17. |
Дискуссия «Мои четвероногие друзья» |
|
18. |
Час общения «Мы очень разные, но мы вместе» |
|
19. |
Творческая работа «Дерево толерантности |
|
20. |
Час информации «Культура разных народов» |
|
21. |
Беседа «Толерантность – основа мира» |
|
22. |
Игра «Мои гражданские права и обязанности» |
|
23. |
Тест «Добры ли вы?», |
|
24. |
Практикум «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» |
|
25. |
«Проблемы толерантности в современном обществе» |
|
26. |
Дискуссия «Толерантная и интолерантная личность» |
|
27. |
Круглый стол «Я - толерантная личность» |
|
В результате школьники приобретают:
знания: понятия милосердие, сострадание, гуманизм.
умения: умение объяснять термины нравственного характера. Умение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.
навыки: участие в диспутах, спорах, диалогах.
Третий этап: «Ключи к миру» 9 класс.
9 класс
Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.
Задачи:
Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
Тематика клубных часов
№ п/п |
Содержание работы |
Дата проведения |
1. |
Беседа с презентацией «Символы толерантности» |
|
2. |
Час общения «Мой дом – моя семья» |
|
3. |
Дискуссия «Я и моя семья» |
|
4. |
Час общения «Семейные традиции». |
|
5. |
Акция «Мы разные, но мы дружим» |
|
6. |
Час общения «Мы очень разные, но мы вместе» |
|
7. |
Праздник «Всемирный день Толерантности» |
|
8. |
Урок толерантности «Учимся сочувствовать» |
|
9. |
Беседа – диалог «Поговорим о дружбе» |
|
10. |
Дискуссия «Жить в обществе – жить по правилам» |
|
11. |
Практикум «Рисуем цветок толерантности» |
|
12. |
Беседа – диалог «Качества толерантного человека» |
|
13. |
Конкурс рисунков «Твори добро» |
|
14. |
Беседа «Русь святая хранит веру» |
|
15. |
Беседа «Человек - кузнец своего счастья» |
|
16. |
Час общения «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» |
|
17. |
Дискуссия «Мои четвероногие друзья» |
|
18. |
Творческая работа «Дерево толерантности» |
|
19. |
Час информации «Культура разных народов» |
|
20. |
Беседа «Толерантность – основа мира» |
|
21. |
Час общения «Положительные качества человека» |
|
22. |
Тест «Добры ли вы?», |
|
23. |
Раб Час общения «Конфликт. Способы разрешения конфликта» |
|
24. |
Урок толерантности «Мы все разные» |
|
25. |
Час общения «Как стать счастливым» |
|
26. |
Игра «Мои гражданские права и обязанности» |
|
27. |
Тес Круглый стол «Я - толерантная личность» |
|
Предполагаемые результаты освоения программы:
В области воспитания:
· уважение человеческого достоинства;
· уважение прав других;
· терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
· способность поставить себя на место другого;
· повышение психологической грамотности обучающихся;
· повышение самооценки обучающихся;
· снижение эмоциональной напряженности, позитивное восприятие одноклассников, своей семьи;
· благоприятная адаптация обучающихся в школе;
· уважение права быть иным.
В области социализации:
· готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
· принятие другого человека таким, какой он есть;
· отказ от доминирования, причинения вреда.
Список литературы
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.
3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
4. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.
5. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24 Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
6. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 112 c.
Дидактическое оснащение программы
1.Тест Куна «Кто Я?». Тест двадцати высказываний. (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
2.Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
3.Тест «Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье» (Т. Шрайбер).
4.Тест «Что значат для меня встречи с друзьями».
5.Плакаты «Животные Кубани», «Растения Кубани», «Насекомые Кубани».
6.Папка с собранными журналами «Шедевры русской живописи».
7. Памятки по ЗОЖ.
8.Спортинвентарь.
9.Фотографии ветеранов Вов.
10.Фотографии пионеров –героев Вов.
11.Дидактическое пособие «Пословицы и поговорки».
12.Дидактическа игра «Телефон».
13. Видео- и аудио- материалы по темам (музыка для релаксации, голоса птиц, песни военных лет, видеоролик «Результат вредных привычек», презентации).
14. Компьютерная техника.
15. Дидактические материалы: карточки-задания (по темам занятия).
16. Кроссворды.
17.Памятки по ЗОЖ, правам ребенка.
18.Кроссворды.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.