Программа воспитательной системы
Наша методика воспитания
должна основываться на... внимании
к отдельному человеку, к его удачам
и неудачам, к его затруднениям,
особенностям, стремлениям.
А.С. Макаренко
Целью воспитательной системы «Радуга» является развитие нравственных и духовных качеств личности, способной строить свою жизнь на Истине, Любви, Добре и Красоте.
Это является стержнем гуманной личности, обладающей качествами, развитие которых и будет задачами данной воспитательной системы:
способность любить людей, уметь понимать их и принимать их точку зрения, желать им добра;
умение жить в коллективе, по его законам, одновременно ощущая свою важность и нужность;
трудолюбие, уважение своего и чужого труда;
любовь к своей родине, ее истории, к своему народу, его традициям, культуре;
бережное отношение к природе, ее богатствам;
забота о своем физическом и душевном здоровье, ведение здорового образа жизни.
Формирование такой личности должно проходить целенаправленно в единстве разума, души и тела. Ценностно-ориентировочная деятельность является приоритетным направлением воспитательной системы «Радуга».
Достичь цели возможно лишь опираясь на следующие принципы и подходы:
личностно-ориентировнный подход (уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям)
принцип соуправления (совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход)
природосообразность воспитания (надо принимать ребенка таким, каков он есть)
принцип целостности
(охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность)
принцип сотрудничества
(работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия)
деятельностный подход
(в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками)
культуросообразность воспитания
эстетизация среды жизнедеятельности и развития.
Особенностью воспитательной системы «Радуга» является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Воспитательная работа в рамках системы включает:
-проектную и исследовательскую деятельность;
-организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
-походы;
-праздники, викторины, конкурсы;
-кружки и секци
Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России
· СПРАВЕДЛИВОСТЬ
· СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
· ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
· МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
· СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
· ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
· ЗАБОТА о младших и старших
· ПАТРИОТИЗМ
·
Ценностно-ориентировочная деятельность
Формы работы:
ü тематические часы
ü викторины
ü конкурсы
ü помощь ветеранам
ü поздравления
ü проектная и исследовательская деятельность
ü походы
ü экскурсии
Познавательная деятельность
ü Викторины
ü Интеллектуальные игры
ü Экологические игры
ü Экскурсии
ü КВН
ü Олимпиады
ü Проектная и исследовательская деятельность
ü Конференции
ü Факультативные и групповые занятия
Трудовая деятельность
ü Работа по самообслуживанию
ü Уборка кабинета
ü Дежурство
ü Субботники
ü День труда
ü Изготовление открыток, газет
Спортивно-оздоровительная деятельность
ü Спортивные игры
ü Эстафеты
ü Соревнования
ü Беседы
ü Классные часы
ü Спортивные секции
ü Походы
Художественная деятельность
ü КТД
ü Конкурсы рисунков и поделок
ü Посещение спектаклей, представлений
ü Концерты
ü Утренники
ü Праздники
ü Конкурсы
ü Кружки по интересам
Коммуникативная деятельность
ü Шефство ветерана
ü Работа актива класса
ü Групповая деятельность
ü Факультативные занятия
ü Проектная деятельность
Работа с родителями.
Организация взаимодействия с родителями и детьми осуществляется через:
· формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.)
· формы трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.)
· формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.)
·
Прогнозируемые результаты работы с родителями
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:
· сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
· создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
· укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
· добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах
Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:
наличие организационной структуры в работе с родителями;
конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
позитивный уровень сохранности здоровья детей;
высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.
Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст положительный результат.
План мероприятий с родителями
Формы взаимодействия с родителями
Коллективные |
Групповые |
Индивидуальные
|
1. Родительское собрание 2. Родительский лекторий 3. Конференция по обмену опытом 4. Вечер вопросов и ответов 5. Диспут-размышление по проблемам воспитания 6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса 7. «Дни открытых дверей» 8. Коллективные творческие дела |
1. Взаимодействие с родительским комитетом 2. Взаимодействие с творческими группами 3. Групповые консультации 4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов 5. Клубы |
1. Беседа 2. Задушевный разговор 3. Посещение на дому 4. Консультация-размышление 5. Выполнение индивидуальных поручений 6. Переписка 7. Телефонный разговор |
- Ученическое самоуправление
Наиболее продуктивной формой самоуправления, соответствующей цели моей воспитательной системы, считаю ЧТП (чередование творческих поручений) Начиная со второго класса, распределение обязанностей происходит по результатам анкетирования и голосования (с возможностью самовыдвижения). Один раз в четверть происходит смена актива класса с предварительным анализом его работы (заседание Клуба Активистов).
Такая форма работы позволяет каждому ребенку проявить себя в разных ролях. Он может раскрыть скрытые доселе таланты, заняться самовоспитанием, поднять свою самооценку, учиться учитывать мнение товарищей и оценку со стороны.
Классное самоуправление
Собрание класса Совет учащихся класса
Отделы:
1. Наука и образование
2. Труд и порядок
3. Спорт и здоровье
4. Досуг
5. Забота
6. Пресс-центр
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
Этапы построения воспитательной системы
Воспитательная система реализуется в четыре этапа:
1-й этап – "Кто я - кто мы?!"
Цели –создание условий для адаптации обучающихся в новом коллективе, определение общей цели, близких и дальних перспектив деятельности.
Задачи этапа:
o удовлетворить потребности обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
– о требованиях и педагогической позиции учителя;
изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.
2-й этап – "Какой я - какие мы?!"
Цель - обеспечение организационного единства класса.
Задачи этапа:
вести работу по сплочению детского коллектива;
организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
вовлечь каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
организовать работу актива класса.
3-й этап – "Почему я - почему мы?!"
Цель - формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
изучать степень комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
обеспечить взаимозависимые результаты деятельности и усилия каждого члена коллектива;
обеспечить разнохарактерной деятельностью, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
4-й этап – "Это я - это мы!"
Цель этапа - формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
создать ситуации, позволяющие проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
поддерживать всевозможную инициативу отдельных учащихся, микрогрупп.
Система рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Ожидаемые результаты.
Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:
--нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
--познавательный потенциал: прилежание в учебном труде, устойчивый познавательный интерес ;
--коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
--художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
--физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
--трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду, осознание его полезности в обществе, знакомство с распространенными профессиями.
--родители становятся полноправными участниками образовательного процесса
Вклад воспитательной системы класса в воспитательную систему школы
ü «День Знаний»
ü Конкурс осеннего букета
ü Акция «Помоги собраться в школу»
ü День пожилого человека
ü Неделя добра
ü Посвящение в гимназисты
ü «Праздник осени»
ü День Матери
ü Конкурсы рисунков, открыток и стенгазет к Новому году, дню 8 Марта, «Защитники Отечества», «В здоровом теле-здоровый дух»
ü 8 Марта
ü Последний звонок
ü Участие в олимпиадах и чемпионатах, интеллектуальных играх, конференциях
Материально-техническая база классного коллектива
· ЖК телевизор
· DVD-плеер
· Ноутбук
· Электронные носители
· Коллекция словарей и энциклопедий
Системообразующее дело
В конце каждого года обучения традиционно проводится итоговое родительское собрание в форме концерта-праздника «Вот и стали мы на год взрослей», подготовленное совместными усилиями классного руководителя, родителей и учеников.
Целью данного мероприятия является подведение итогов работы за год всех участников образовательного процесса.
Формы проведения:
Концерт
Презентация
Отчет
Награждения
Игра
Конкурс
Рассматриваются удачные моменты и недочеты в работе классного коллектива, в организации его жизнедеятельности. Ребята демонстрируют интересные эпизоды своих выступлений, удачные творческие работы, презентуют свои портфолио. Классный руководитель подготавливает портфолио класса. Такая итоговая работа учит анализировать, делать выводы, прогнозировать и определять перспективу и направления дальнейшей деятельности классного коллектива.
Калейдоскоп родительских собраний 1 класс.
· Традиции и обычаи школы, в которой учится ваш ребёнок.
· Мотивы учащихся младших школьников.
· Режим дня первоклассника и его влияние на поведение школьника.
· Перелистывая страницы учебного года.
Калейдоскоп родительских собраний 2 класс.
· Первые уроки школьной отметки.
· Развитие творческих способностей детей.
· Снова вместе. «Я+Я=счастливая и дружная семья».
· Поощрение и наказание детей в семье
Калейдоскоп родительских собраний 3 класс.
· Участие родителей в жизни класса.
· Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте.
· Если ваш ребёнок часто болеет.
· Как организовать отдых ребёнка в каникулы.
Калейдоскоп родительских собраний 4 класс.
· Как научить своего ребёнка жить в мире людей.
· Роль самооценки в формировании личности.
· О родных и близких людях с любовью (час сердечного общения).
· Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
План воспитательной работы 1 класс
№ п\п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1. |
День Знаний |
1 сентября |
Кл.рук., 11 класс |
2. |
Конкурс на лучший букет |
1сентября |
Родители |
3. |
Участие в акции «Помоги собраться в школу» |
Сентябрь |
родители |
4. |
Поздравление ветерана |
Сентябрь |
Кл.рук |
5. |
Диагностика готовности к школе |
Сентябь |
Кл.рук,психолог |
6. |
Посвящение в гимназисты |
Октябрь |
Род.комитет |
7. |
Осенины |
Октябрь |
Кл.рук. |
8. |
День пожилого человека-поздравление ветерана |
Ноябрь |
Кл.рук |
9. |
Кл.час «День Матери. Мамочка милая, мама моя» |
Ноябрь |
Кл.рук |
10. |
Интеллектуальная игра «Большие буквы» |
Ноябрь |
Кл.рук |
11. |
Конкурс новогодней открытки |
Декабрь |
Родители |
12. |
Новогодний праздник «Зимний калейдоскоп» |
Декабрь |
Кл.рук., родители |
13. |
Поздравление ветерана |
Январь |
Родители |
14. |
Посещение Ледового шоу |
Январь |
Род.комитет |
15. |
Участие в Веселых стартах |
Январь |
Учитель физ-ры |
16. |
Конкурс рисунка «Защитники Отечества» |
Февраль |
Учащиеся, родители |
17. |
Конкурс «Дружба начинается с улыбки» |
Март |
Кл.рук., род.комитет |
18. |
Поздравление с 8 Марта |
Март |
Род.комитет |
19. |
Конкурс рисунка «В здоровом теле-здоровый дух» |
Апрель |
Учащиеся |
20. |
Классный час «Полезные привычки» |
Апрель |
Кл.рук |
21. |
Кл.час «День космонавтики. Через голубые просторы» |
Апрель |
Кл.рук |
22. |
Классный час «Мы вечно будем помнить нашихгероев» |
Май |
Кл.рук |
23. |
Путешествие по Красной книге России |
Май |
Кл.рук |
24. |
Викторина «Секреты зеленого сундучка» |
Май |
Кл.рук |
25. |
Подготовка и проведение концерта «Вот и стали мы на год взрослей» |
Май |
Кл.рук., уч-ся, родители |
План воспитательной работы 2 класс
№ п\п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1. |
День Знаний |
1 сентября |
Кл.рук. |
2. |
Конкурс на лучший букет |
1сентября |
Родители |
3. |
Участие в акции «рука к руке» |
Сентябрь |
Родители, кл.рук., уч-ся |
4. |
Поздравление ветерана |
Сентябрь |
«Забота» |
5. |
Спорт.соревнование «Туристята» |
сентябрь |
Кл.рук. «Спорт и здоровье» |
6. |
Операция «Чистый двор» |
Сентябрь |
Кл.рук, труд и порядок |
7. |
Праздник золотой осени и урожая |
Октябрь |
Кл.рук. «Досуг». Пресс-центр |
8. |
Уборка кабинета |
октябрь |
Кл.рук., Труд и порядок |
9. |
День пожилого человека-поздравление ветерана |
Ноябрь |
Забота, родители |
10. |
Кл.час «День Матери. Мамочка милая, мама моя» |
Ноябрь |
Кл.рук, Досуг |
11. |
Интеллектуальная игра «Радужный мост» |
Ноябрь |
Кл.рук, Наука и образование |
12. |
Конкурс новогодней открытки |
Декабрь |
Родители, Пресс-центр |
13. |
Новогодний праздник «Зимний калейдоскоп» |
Декабрь |
Кл.рук., родители |
14. |
Уборка кабинета |
декабрь |
Кл.рук., Труд и порядок |
15. |
Поздравление ветерана |
Январь |
Родители, Забота |
16. |
Посещение катка |
Январь |
Род.комитет |
17. |
Участие в Веселых стартах |
Январь |
Учитель физ-ры |
18. |
Конкурс рисунка «Защитники Отечества» |
Февраль |
Пресс-центр, родители |
19. |
Игра «Цветофорики, вперед!» |
Февраль |
Кл.рук. родители, Досуг |
20. |
Праздник «Масленица» |
Февраль |
Кл.рук., учащиеся |
21. |
Конкурс «Красны девицы» |
Март |
Кл.рук., род.комитет, Досуг |
22. |
Поздравление ветерана с 8 Марта |
Март |
Род.комитет, Забота |
23. |
Уборка кабинета |
Март |
Кл.рук., Труд и порядок |
24. |
Конкурс рисунка «В здоровом теле-здоровый дух» |
Апрель |
Учащиеся, Пресс-центр, |
25. |
Игра-соревнование «Если хочешь быть здоров» |
Апрель |
Кл.рук, Здоровье и спорт |
26. |
Кл.час «День космонавтики. Через голубые просторы космоса» |
Апрель |
Кл.рук, Пресс-центр |
27. |
Мастерская поделок «Праздник Красной Пасхи» |
Апрель |
Кл.рук., Пресс-центр |
28. |
Операция «Чистый двор» |
апрель |
Кл.рук, труд и порядок |
29. |
Неделя Добра-помощь ветерану |
Май |
Род.комитет, Забота |
30. |
Классный час «День Победы со слезами на глазах» |
Май |
Кл.рук |
31. |
Путешествие по разноцветным морям планеты |
Май |
Кл.рук |
32. |
Викторина «по страницам зарубежных сказок |
Май |
Кл.рук, , Наука и образование |
33. |
Уборка кабинета |
Май |
Кл.рук., Труд и порядок |
34. |
Подготовка и проведение концерта «Вот и стали мы на год взрослей» |
Май |
Кл.рук., уч-ся, родители, актив |
Работа с родителями
№ п\п |
Тема |
Сроки |
Ответственный |
1 |
1 класс Род собрание «Особенности адаптации первоклассников. Основные требования новых федеральных стандартов» |
Первая неделя сентября |
Кл.рук |
2 |
Акция «семейное дерево» |
Сентябрь |
Родители |
3 |
мастерская «Моделирование воспитательной системы класса» |
Октябрь |
Кл.рук |
4 |
Безопасность детей во время зимних каникул |
Декабрь |
Кл.рук |
5 |
Классный праздник «Дружба начинается с улыбки» |
Март |
Род.актив,кл.рук |
6 |
Мастер-класс «О внимании и внимательности» |
Март |
Психолог |
7 |
Концерт «Вот и стали мы на год взрослей» |
Май |
Кл.рук., род.актив |
1 |
2 класс тренинг «Законы жизни семьи, законы жизни класса» |
октябрь |
Кл.рук
|
2 |
утренники «Папа, мама, я – читающая семья» |
Ноябрь |
Родители |
3 |
дискуссия «Психофизическое развитие детей младшего возраста» |
Декабрь |
Учитель физ-ры |
4 |
Празднование 8 Марта и 23 февраля |
Февраль-март |
Род.актив.кл.рук |
5 |
круглый стол «Детская агрессивность» |
Март |
Психолог |
6 |
Итоговое собрание за год. Лекция «Авторитет родителей» |
Май |
Кл.рук., род.актив |
|
3 класс |
|
|
1 |
деловая игра «Развитие личности младшего школьника» |
Октябрь |
Психолог |
2 |
педагогическая игра « Воспитание ненасилием в семье» |
Декабрь |
Кл.рук, родители |
3 |
Спортивный праздник «Папа,мама,я – спортивная семья» |
Январь |
Кл.рук., учитель физ-ры |
4 |
собрание «Взаимоотношения в семье», лекция «Трудовое воспитание детей» |
Март |
Кл.рук |
5 |
разговор - встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина- Россия!» |
Апрель |
Кл.рук, родители,актив |
6 |
Итоговое собрание за год |
Май |
Род.актив,кл.рук |
|
4 класс |
|
|
1 |
Лекция «Отец – воспитатель. Физиологическое взросление и его влияние на формирование качеств личности ребенка» |
Октябрь |
Психолог |
2 |
Мастерская«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника» |
Декабрь |
Кл.рук |
3 |
Лекция «Учебные способности ребенка и пути их развития» |
Март |
Кл.рук |
4 |
Праздник «Прощание с начальной школой» |
Май |
Кл.рук.. актив класса |
Список литературы
1. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] / Т.В. Воликова. - М.: Просвещение, 2001. – 112с.
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. [Текст] / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. – М.: «ВАКО», 2006. - 252с.
3. Ильин, И.А. О воспитании в грядущей России. [Текст] / «Воспитательная работа в школе». - 2006. - № 1. –С. 3-15.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Степанов, Е.Н. Воспитательная система класса: теория и практика. [Текст] / Е.Н., Степанов, М.А., Александрова, Н.А., Алексеева, Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160с.
7. Степанов, Е.Н. Воспитательные дела в классе: комплексные формы. [Текст] / Е.Н. Степанов, Е.И. Баранов.– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с.
8. Щуркова, Н.Е. Программы по реализации концепции многокультурного воспитания /«Воспитательная работа в школе» - 2007. - №4. - 160с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.