Александр Наумович Тубельский
(2 октября 1940 — 31 мая 2007)
Педагог высшей квалификации. Отличник народного просвещения (1972), Заслуженный учитель школы РФ (1994), Лауреат премии Президента РФ в области образования (2001). Награждён медалью К.Д. Ушинского.
«Школа Тубельского» — одна из самых известных в России и в мире демократических школ, имеющая свою конституцию. Преобразования здесь начались в 1985 г. с приходом Александра , сборы, ролевые игры, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние трудовые лагеря, индивидуальные образовательные планы, творческие и проектные работы, эксперименты и экспертизы, проблемные группы и педагогические пленумы, новые издания школьных сборников — вот далеко не полный список того, чем живет «Школа самоопределения». В этой школе есть свои органы власти и свои законы. А также свой суд чести, перед которым предстают виновные в нарушении законов. В общем, можно сказать, что здесь уже много лет создают свою собственную модель общества, обращаясь время от времени к опыту прошлых эпох.
Школа самоопределения – это научно-педагогическое объединение, включающее детский сад, школу, три школьных театра, школьное кафе, компьютерный центр, три спортивных зала, спортивный и туристический клубы и др. Главная цель – помочь поиску «Я» ребенка.
Основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы)
Главная идея школы самоопределения – у ребёнка должен быть внутренний стержень, осознание себя как личности, он сам определяет свои поступки и несёт за них ответственность.
Важно, чтобы они учились жить с другими людьми, уважая себя и других. Накопление знаний, развитие талантов – всё это имеет смысл, если есть этот внутренний стержень. Большое значение придаётся творчеству. Обучение идёт в индивидуальном темпе. Отметок не ставят, а сравнивают успехи ребёнка с его собственными прошлыми успехами.
Детям нужно жизненное пространство – играть, развиваться, отдыхать. Они изучают разные предметы, пробуют себя в разных сферах, разбираются, что им интересно, а что нет.
• цель и содержание воспитания в системе:
В соответствии со сборником «Имею право»,
определяющим Устав школы, главной целью обучения
и воспитания является «создание условий, которые
содействуют ребенку в строительстве личности,
осознании своей индивидуальности, образовании
себя». Коллектив понимает задачу школы как создание
условий для выбора учениками содержания обучения,
видов учебных и внеучебных занятий и даже
учителя для определения индивидуального пути и
темпа обучения.
В дошкольном периоде главное внимание уделяется
развитию органов чувств – осязания, обоняния, слуха,
зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от
педагогики М. Монтессори условием такого развития
признается деятельность ребенка в естественной природной
и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети
вместе с воспитателями «проживают» различные события
индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года,
традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие
занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п.
Большое внимание уделяется выращиванию растений и
наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству
окружающей среды, изобразительному творчеству, занятиям
ручным трудом, музыкой, физкультурой.
• преобладающие виды деятельности:
В школе наряду с традиционной классно-урочной организацией обучения имеются «классы открытых студий»: несколько раз в неделю ученики посещают учебные занятия по выбору, можно выбрать и учителя и предмет. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отношение к учебе, к себе, к окружению. Свободный выбор заставляет думать оценивать, относиться ответственно к своему поведению.
В школе организуется также разнообразная внеурочная деятельность: трудовые объединения, пресс-группа, полит-клуб, правовая группа – эти разновозрастные объединения тоже часто работают по коммунарской методике и служат сближению всего коллектива школы, расширению опыта учащихся.
• особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач:
Учебно-воспитательный процесс организуется в виде
«погружений», когда в течение нескольких
дней изучается только один предмет, причем тема, виды
работ, критерии оценки продвижения и
форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.
В «Школе самоопределения» активно работают с методом «погружения». Погружение - один из любимых терминов учителей и учеников школы Тубельского.
Погружение - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет. Например, если у шестого класса идет погружение в математику, то в расписании стоит по четыре-пять уроков математики (уроки здесь длятся по 35 минут). История, география, словесность на этот период отодвигаются на второй план и появляются в виде редких довесков к основному предмету, только если это необходимо для повторения.
Погружение "по Тубельскому" - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет.
После погружения в математику идет погружение в словесность и т. д. Физкультуры, рисования и ритмики изменения, связанные с погружениями, не касаются: они дают возможность отдохнуть от предмета и сменить вид деятельности.
Сам термин и общие принципы погружения известны давно. Их в своей книге "Объять необъятное" раскрыл академик Михаил Щетинин. Но здесь эти общие принципы реализуются в конкретных условиях. Каждый раз с новыми детьми, то есть каждый раз с чистого листа. Поэтому - эксперимент.
• специфика взаимоотношений участников педагогического процесса:
Школьная жизнь как действующая модель
демократического общества. Учителями,
учениками и родителями разработаны, приняты и
постоянно изменяются и дополняются конституция
школы и школьные законы, действуют набираемые
демократическим путем совет школы и суд чести.
Структура учебного дня варьируется. Решение - что будем делать сегодня – принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики. Так, например, на время лицейской недели (так она называется потому что посвящена пушкинской эпохе и, в частности, периоду обучения Александра Сергеевича в Царскосельском лицее) здесь трансформируется практически все. В школу ходят в длинных платьях и гусарских костюмах. Мальчики и девочки, как и полагалось в XIX веке, учатся раздельно. Дамы посещают "пансион благородных девиц", а кавалеры обучаются в "университете".
Главное определение того, что здесь происходит,- нестандарт. Стандартов здесь не любят. А.Н.Тубельский - известный противник любой стандартизации школьного образования. Мотивирует это тем, что ни ребенка, ни педагога нельзя загонять в рамки.
В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".
В школе эксперимент продолжается. Начальная школа может быть здесь трех-, четырех- и пятилетней. Это зависит от решения учителей. Обучение счету и письму ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. В школе № 734 экспериментируют все - и учителя, и ученики.
• «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка):
Главное определение того, что здесь происходит,-
нестандарт. Тубельский - известный противник
любой стандартизации школьного образования.
Мотивирует это тем, что ни ребенка, ни педагога
нельзя загонять в рамки. Школа напоминает
трансформер: все постоянно меняется,
подстраивается под интересы детей и учителей.
Конституция устанавливает основные права граждан НПО, условия их обеспечения и структуру органов управления НПО.
Конституция и законы НПО не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации.
Цель школы—помочь человеку воспитать в себе свободную личность, предоставить возможность развивать и совершенствовать свои способности, помочь человеку найти свое место в обществе.
Итоги:
1. Наличие органов самоуправления и собственных законодательных актов (Конституция, сборник законов «Имею право», общий сбор, совет школы, суд Чести).
2. Нетрадиционный подход к организации процесса обучения.
Главная задача начальной школы – сохранить у ребенка любознательность и интерес к учебе. Поэтому в школе нет жесткой программы, а лишь система, позволяющая каждому двигаться в своем темпе.
Задача основной школы – не передавать систему знаний, умений и навыков, а дать возможность ребенку попробовать себя в различных областях, видах деятельности. Большинство уроков проводятся в режиме «погружения» в предмет, эпоху. Широко распространены интегрированные курсы. Многие предметы изучаются на основе проектной, исследовательской деятельности.
Задача старшей школы – помочь в жизненном самоопределении. Обязательными являются только три предмета: словесность, физкультура и обществоведение. Все остальные предметы ученики выбирают самостоятельно в зависимости от своих дальнейших планов. Для желающих поступать в высшие учебные заведения проводятся «интенсивы» по соответствующим предметам.
В конце учебного года в классах проводятся экзамены, к которым ученики готовят по выбору творческие работы.
3. Ответственными за воспитательную работу являются кураторы параллели, один из которых отвечает за учебную деятельность, другой же – занимается внешкольной и хозяйственной деятельностью. Дневники заменены зачетками, об успеваемости ученики обязаны по Уставу сами информировать родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.