«Воспитательная значимость стихотворений Абая Кунанбаева».
Видное место в воспитании Абай Кунанбаев отводил литературе и прежде всего поэзии. Многие произведения Абая Кунанбаева имеют воспитательное значение. Хотя он не писал специальных педагогических произведений и не занимался педагогической деятельностью, во многих произведениях, особенно в прозаических «Назиданиях», можно найти методические и дидактические наставления по воспитанию и обучению молодёжи. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, чтобы избавиться от нищеты, бесправия и невежества.
С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. На протяжении всей многовековой истории Казахстана проблема патриотизма является предметом особого внимания. Не одно тысячелетие насчитывает процесс воспитания патриотизма у казахстанского народа. У нас, граждан Казахстана, сформировалась культура, основой которой является народность, патриотизм, духовность, солидарность и уважение к традициям. Важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Известно, что многие известные учёные, выдающиеся педагоги, талантливые писатели, философы и публицисты в своих трудах уделяли особое место патриотическому воспитанию.
Любовь к родине и к своему народу можно увидетьи в трудах Абая Кунанбаева. В стихах Абая звучит тревога за будущее своего народа.
Время — пряди тумана вдоль гребней гор.
Ты с надеждой глядишь в туманный простор,
Ты следишь за потоком безликих дней,
В вечной сменою их утомляя взор.
В творениях Абая явно
прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и
независимой нацией. Великий мыслитель более века назад призывал нацию родиться, родиться, стать новым.
Поэт хорошо понимал, что единственное спасение казахов,
лишившихся земли, самостоятельности, свободы, в сбережении своего духовного
мира, человеческого достоинства и чести. Лишь в таком случае можно сохранить
свой национальный менталитет. Ради этой цели он жил и боролся.
Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа, за его будущее. Он и сегодня является примером настоящего патриота своей Отчизны. Великий сын казахского народа, Абай Кунанбаев, оставил в наследие прекрасные творения. Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем.
Актуальны сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и нравственных ценностей в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о «божественной предопределённости» морали. По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности. Все понятия о добродетели, все правила поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Он призывает молодых:
Не кидайся на всё сгоряча,
Дарованьем своим гордись:
И ты, человек, кирпич мирозданья
В здание жизни самой ложись [2].
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения так же является ключевым фактором успешного развития страны. Темпы и характер развития общества зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Абай один из первых отразил все болевые точки нашего общества.
В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека: не быть бездушным, не проводить время бесцельно и бездумно, не жить против совести… Абай утверждает, что «Злословье, ложь, хвастовство, безделье и мотовство- пять врагов» человека. «А разум и доброта, упорство, скромность и труд – вот пять друзей». В один ряд с такими добродетелями человеческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность, он ставил труд. Он был убежден, что только благодаря труду человек достигает морального совершенствования, что главный смысл и цель человеческой жизни - трудолюбие.
«Поколение новое вижу. Оно научилось ловчить, но не хочет трудиться» - эти строки показывают о переживании поэта за подрастающее поколение.
У него нет почти ни одного произведения, где не говорилось бы о значении труда в жизни человека. Абай воспевает труд как жизненную потребность человека и как основу его нравственности
Абай стремится убедить молодёжь, что истинное богатство-это знания. Веками кочевник считал, что его богатство- скот. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства: « знанье — истинный клад».
Стихи, поэмы, цитаты Абая написаны на такие злободневные темы, которые актуальны и сегодня:
«Добро, справедливость - вот наши друзья. Справедливость - вот свет души».
В напряженных поисках выхода к истине Абай всесторонне осмыслил национальный склад своего народа, определил всю глубину его трагической участи.
«О, казахи, мой бедный народ!
Если зову чести не будешь внимать,
Отвернётся от сына отчизна-мать»
Защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества:
«Не надо воин, и благо благ –
Да будет мир в стране родной!»
В начале третьего тысячелетия, когда потеряны многие ценности, проблемы, которые поднимал Абай в своих произведениях особенно актуальны сегодня.
Наследие ярчайшего представителя великой степи Абая Кунанбаева, мы должны взять за основу образования и воспитания.
В своей поэзии Абай раскрывает менталитет казахского народа, его быт, мировоззрение и мудрость. Главной ценностью он считает человека, его личность, его духовный мир и нравственность. Его стихи наполнены заботой о том, чтобы духовность и нравственные ценности, любовь и уважение к своей Родине продолжали оставаться основой человеческой жизни. Поэт призывает нас, в любых жизненных ситуациях оставаться человеком:
«К порывам юные сердца зову,
Я человечность ставлю во главу»
Таким образом, можно утверждать, что провозглашенные в прошлом столетии Абаем моральные нормы, осуждающие с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, с другой — возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изучении науки, его высший этический идеал «Адам бол!» не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым.
Литература
1.Нурлигенова, З. Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы.
2.Назарбаев Н. Слово об Абае. - Алматы: Рауан, 1995
3..АБАЙ. Двадцать стихотворений на трёх языках. Астана: Аударма,2008.
4.Абай. Тридцать семь стихотворений. Сост. и пер.М. Адибаев. - Алматы: Дом печати Эдельвейс,2006.
5..Абай. Лирика. - Алма-Ата. Жалын,1980.сост.К.Бакбергенов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.