"«Воспитательная значимость стихотворений Абая Кунанбаева»."
Оценка 4.6

"«Воспитательная значимость стихотворений Абая Кунанбаева»."

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
воспитательная работа
4 кл
28.11.2021
"«Воспитательная значимость стихотворений Абая Кунанбаева»."
Видное место в воспитании Абай Кунанбаев отводил литературе и прежде всего поэзии. Многие произведения Абая Кунанбаева имеют воспитательное значение.
«Воспитательная значимость стихотворений Абая Кунанбаевича»..docx

     «Воспитательная значимость стихотворений Абая Кунанбаева».

        Видное место в воспитании Абай Кунанбаев отводил литературе и прежде всего поэзии. Многие произведения Абая Кунанбаева имеют воспитательное значение. Хотя он не писал специальных педагогических произведений и не занимался педагогической деятельностью, во многих произведе­ниях, особенно в прозаических «Назиданиях», можно найти методические  и дидактические наставления по воспитанию и обучению молодёжи. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, чтобы избавиться от нищеты, бесправия и невежества.

       С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. На протяжении всей многовековой истории Казахстана проблема патриотизма является предметом особого внимания. Не одно тысячелетие насчитывает процесс воспитания патриотизма у казахстанского народа. У нас, граждан Казахстана, сформировалась культура, основой которой является народность, патриотизм, духовность, солидарность и уважение к традициям.  Важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Известно, что многие известные учёные, выдающиеся педагоги, талантливые писатели, философы и публицисты в своих трудах уделяли особое место патриотическому воспитанию.

      Любовь к родине и к своему народу можно увидетьи  в трудах Абая Кунанбаева. В стихах Абая звучит тревога за будущее своего народа.

       Время — пряди тумана вдоль гребней гор.

       Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

       Ты следишь за потоком безликих дней,

       В вечной сменою их утомляя взор.

       В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией. Великий мыслитель более века назад призывал нацию родиться, родиться, стать новым.
       Поэт хорошо понимал, что единственное спасение казахов, лишившихся земли, самостоятельности, свободы, в сбережении своего духовного мира, человеческого достоинства и чести. Лишь в таком случае можно сохранить свой национальный менталитет. Ради этой цели он жил и боролся.

       Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа, за его будущее. Он и сегодня является примером настоящего патриота своей Отчизны. Великий сын казахского народа, Абай Кунанбаев, оставил в наследие прекрасные творения. Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем.

       Актуальны сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и нравственных ценностей в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о «божественной предопределённости» морали. По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности. Все понятия о добродетели, все правила поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Он призывает молодых:

        Не кидайся на всё сгоряча,

        Дарованьем своим гордись:

        И ты, человек, кирпич мирозданья

        В здание жизни самой ложись [2].

        Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения так же является ключевым фактором успешного развития страны. Темпы и характер развития общества зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

       Абай один из первых отразил все болевые точки нашего общества.

В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека: не быть бездушным, не проводить время бесцельно и бездумно, не жить против совести… Абай утверждает, что «Злословье, ложь, хвастовство, безделье и мотовство- пять врагов» человека. «А разум и доброта, упорство, скромность и труд – вот пять друзей». В один ряд с такими добродетелями чело­веческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность, он ставил труд. Он был убежден, что только благодаря труду человек достигает морального совершенствования, что главный смысл и цель человеческой жизни - трудолюбие.

«Поколение новое вижу. Оно научилось ловчить, но не хочет трудиться» - эти строки показывают о переживании поэта за подрастающее поколение.

У него нет почти ни одного произведения, где не говорилось бы о значении труда в жизни человека. Абай воспевает труд как жизненную потребность человека и как основу его нравственности

       Абай стремится убедить молодёжь, что истинное богатство-это знания. Веками кочевник считал, что его богатство- скот. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства: « знанье — истинный клад».

       Стихи, поэмы, цитаты Абая написаны на такие злободневные темы, которые актуальны и сегодня:

«Добро, справедливость - вот наши друзья. Справедливость - вот свет души».

       В напряженных поисках выхода к истине Абай всесторонне осмыслил национальный склад своего народа, определил всю глубину его трагической участи.

      «О, казахи, мой бедный народ!

      Если зову чести не будешь внимать,

      Отвернётся от сына отчизна-мать»

       Защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества:

      «Не надо воин, и благо благ –

        Да будет мир в стране родной!»

       В начале третьего тысячелетия, когда потеряны многие ценности, проблемы, которые поднимал Абай в своих произведениях особенно актуальны сегодня.

      Наследие ярчайшего представителя великой степи Абая Кунанбаева, мы должны взять за основу образования и воспитания.

       В своей поэзии Абай раскрывает менталитет казахского народа, его быт, мировоззрение и мудрость. Главной ценностью он считает человека, его личность, его духовный мир и нравственность. Его стихи наполнены заботой о том, чтобы духовность и нравственные ценности, любовь и уважение к своей Родине продолжали оставаться основой человеческой жизни. Поэт призывает нас, в любых жизненных ситуациях оставаться человеком:

     «К порывам юные сердца зову,

     Я человечность ставлю во главу»

     Таким образом, можно утверждать, что провозглашенные в прошлом столетии Абаем моральные нормы, осуждающие с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, с другой — возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изучении науки, его высший этический идеал «Адам бол!» не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым.

 

       

 

 

 

Литература

1.Нурлигенова, З. Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы.

2.Назарбаев Н. Слово об Абае. - Алматы: Рауан, 1995

3..АБАЙ. Двадцать стихотворений на трёх языках. Астана: Аударма,2008.

4.Абай. Тридцать семь стихотворений. Сост. и пер.М. Адибаев. - Алматы: Дом печати Эдельвейс,2006.

5..Абай. Лирика. - Алма-Ата. Жалын,1980.сост.К.Бакбергенов


 

Воспитательная значимость стихотворений

Воспитательная значимость стихотворений

По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности

По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности

Не надо воин, и благо благ –

Не надо воин, и благо благ –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2021