Из опыта работы. Профориентационная работа, работа по организации самоуправления в классе и психологическая подготовка к ГИА - три ступени социализации старшеклассников. Данный материал будет полезен классным руководителям старшеклассников. Я работала по данному направлению три года, материалы упоминаемые в этой публикации вы можете найти на страничке моего сайта проекта Инфокрок
«Воспитательная система
класса, как одно из
условий социализации
Выступление Сечень Т.Г. на заседании
гимназиста»
МО от 10.01.2018 .
«Если человек
не знает, к
какой пристани
он держит путь,
для него ни
один ветер не
будет
попутным»
СЕНЕКА
Вступление
Молодой человек в современном мире является
субъектом собственной жизнедеятельности и
общественных отношений, ответственным за
принимаемые им решения. Он адаптируется к
существующей общественной реальности,
детерминированной требованиями социума и
внутренними потенциями личности.
Задача учебного заведения подготовить
воспитанника к жизни в социуме,
способствовать его успешной адаптации в
современном мире.
Вступление
Согласно ФГОС нового поколения
успешность современного человека
определяют ориентированность на знания
и использование новых технологий,
активная жизненная позиция, установка
на рациональное использование своего
времени и проектирование своего
будущего, активное финансовое
поведение, эффективное социальное
сотрудничество, здоровый и безопасный
образ жизни.
Вступление
Современный ребёнок должен сегодня не
только что-то делать и знать, он должен
научиться учиться, уметь применять
полученные знания в гимназии,
самостоятельно в любой жизненной ситуации.
Социальный опыт включает в себя много
составляющих, среди которых выделяются
две основные:
а) нормы, правила, ценности, отношения и
т.п. социальной среды;
б) культура труда, производственной и
других видов деятельности.
Вступление
Поэтому развитие у детей социальной активности это
процесс освоения личностью общественного опыта,
закрепленного в культуре, а одним из важнейших
направлений в этой работе является деятельность
воспитателя по организации гимназического самоуправления,
способствующего воспитанию у гимназистов социально
значимых качеств, гражданской активности личности. А
также проводить профориентационную работу в классе.
Актуальность темы
В рамках введения ФГОС знаковым является
наличие в нем воспитательного компонента,
который включается в государственные
стандарты впервые в истории отечественной
системы образования. Его необходимость
обусловлена ростом социального статуса
воспитания в российском обществе,
приоритетностью задач духовно-
нравственного развития личности, усиления
воспитательного потенциала школы,
призванной обеспечить готовность учащихся к
жизненному самоопределению, их
социальную адаптацию.
Социализация
Социализация — это процесс
получения ребёнком навыков,
необходимых для полноценной
жизни в обществе. В отличие от
других живых существ, чье
поведение обусловлено
биологически, человек, как
существо биосоциальное,
нуждается в процессе
социализации для того, чтобы
выжить.
Социализация
«Социализация
предполагает
многосторонние и
часто
разнонаправленные
влияния жизни, в
результате которых
человек усваивает
„правила игры“,
принятые в данном
обществе, социально
одобряемые нормы,
ценности, модели
поведения».
Этапы социализации
В таком случае становление и развитие
личности, как процесс овладения индивидом
социальным опытом и его наращивания,
приумножения в своем развитии может быть
представлен двумя условными этапами.
Первый состоит в формировании и
закреплении основных социальных и
психологических ценностей человека:
трудовых, нравственных, эстетических,
политических, правовых, экологических,
семейно-бытовых и др.
Это этап общей социализации личности.
Этапы социализации
Кроме того, осуществляется и
процесс овладения человеком
той или иной профессией,
специальностью. Это
этап профессиональной
социализации личности.
Оба этапа взаимосвязаны и
дополняют друг друга.
Социализация
Понимая всю важность социализации
гимназистов , я уделяла приоритетное
значение этой теме последние три года
воспитательной работы в классе. Сегодня
я подвожу итоги этой работы, т.к. начала
работу с новым классным коллективом. И
моя методическая тема «Адаптация
шестиклассников в условиях
поликультурной среды гимназии-
интерната», пока направлена на
социализацию воспитанников в гимназии.
Социализация
Подводя итоги работы по
социализации предыдущего классного
коллектива, можно сделать вывод, что
воспитательная система класса,
направленная на социализацию
личности гимназистов, включала в
себя:
профориентационную работу с
учащимися и их родителями,
самоуправление в классе и гимназии,
развивающие занятия по
психологической подготовке к ГИА.
Профориентация
Профориентация - это научно обоснованная
система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-
биологических и производственно-
технических мер по оказанию молодёжи
личностно-ориентированной помощи в
выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и
познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование
потребности и готовности к труду в условиях
рынка, многоукладности форм собственности
и предпринимательства.
профориентационной работы в классе
Цель
• оказания профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
• выработка у школьников сознательного
отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы
выбора сферы деятельности в
соответствии со своими
возможностями, способностями и с
учетом требований рынка труда.
Задачи
профориентационной работы в классе
• получение непротиворечивых данных о
• обеспечение широкого диапазона
• дополнительная поддержка некоторых групп
предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся для разделения их по типам
профессий;
нетрадиционных форм и методов, применяемых
на коррекционных профориентационных
занятиях и в воспитательной работе;
школьников, у которых легко спрогнозировать
сложности в выборе профессии;
старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального
образования, а также с предприятиями района,
республики.
• выработка гибкой системы сотрудничества
профориентациооной работы в классе
Принципы
Важно помнить, что профориентационная
работа приносит пользу только тогда, когда к
профориентационной работе привлечён весь
коллектив гимназии, и когда соблюдаются
следующие принципы:
Систематичность и преемственность -
профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только со
старшеклассниками. Эта работа ведется с
поступления по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный
подход к учащимся в зависимости от возраста
и уровня сформированости их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и
жизненных планах, от уровня успеваемости.
профориентациооной работы в классе
Принципы
• Оптимальное сочетание массовых,
групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с
учащимися и родителями.
• Взаимосвязь школы, семьи,
профессиональных учебных
заведений, центров профориентации
молодежи, службы занятости,
общественных молодежных
организаций.
(органическое единство
потребностями общества в кадрах).
• Связь профориентации с жизнью
Система профессиональной
ориентации школьников:
• Профессиональное просвещение;
• Профессиография;
• Профессиональная диагностика;
• Профессиональная консультация;
• Профессиональный подбор;
• Профессиональная адаптация.
Этапы и содержание
профориентационной работы в классе:
8-9 классы:
• уточнение образовательного запроса в
ходе факультативных занятий и
коррекционных программ;
• групповое и индивидуальное
консультирование с целью выявления и
формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения;
• формирование образовательного
запроса, соответствующего интересам и
способностям, ценностным ориентациям.
Этапы и содержание
профориентационной работы в классе:
10-11 классы:
• Обучение действиям по
самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных
качеств в избранном виде труда,
коррекция профессиональных
планов, оценка готовности к
избранной деятельности.
«Профориентационная
работа в классе, как одно из
условий социализации
гимназиста».
На классном часе «Путь
в профессию» я
познакомила ребята с
полезными советами для
выбора профессии, мы
рассмотрели ошибки,
которые часто делают
выбирая кем стать и
куда пойти учиться. Так
ребята поднялись на
первую ступеньку
профессионального
самоопределения.
«Профориентационная
работа в классе, как одно из
условий социализации
гимназиста».
Дальше было пять
Человек-художественный
образ
игровых занятий
профориентационной
коррекционной
программы. Мы
опробовали пять типов
профессий:
Человек-природа
Человек-человек
Человек-техника
Человек-знаковая
система
«Профориентационная
работа в классе, как одно из
условий социализации
гимназиста».
Мы также
знакомились с
профессиограмой
некоторых
профессий. И я
поставила перед
ними задачу
самим сделать
профессиограмы
понравившихся
профессий.
«Профориентационная
работа в классе, как одно из
условий социализации
Итог: 14 проектов. 9 печатных
гимназиста».
Аблямитов Эрвин - «Врач
профессиограмма «Бухгалтер»
одежды»;
проектов и 5 слайд-
презентаций. Это 78%
учащихся 9-А класса.
Ярандаев Тимур –
профессиограмма «Врач-
педиатр»;
Ромский Артём –
Сейтнеби Билял –
«Бухгалтер»;
Абдураимов Аким –
«Программист»;
Панкратов Рафис –
«Экономист»;
Жернеровский Алексей –
«Юрист»;
Исаев Арсен – «Архитектор»;
стоматолог»;
Бекиров Эннан –
«Программист».
Слайд-презентации:
Аджи-Асан Аким – «Учитель
английского языка»;
Гейд Максим – «Дезайнер
Аракельянц Степан –
Работы современных
дизайнеров»;
Осипчук Александр –
«Профессиограмма и
анализ профессий»;
Шейхаметов мурат –
«Художник».
САМОУПРАВЛЕНИЕ КЛАССА
Сегодня самоуправление помогает развитию
социальной активности подрастающего
поколения, а его выборные органы представляют
особую разновидность общественного детско
юношеского объединения. Готовясь к новым
социальным отношениям, гимназисты через
деятельность в органах классного и
гимназического самоуправления учатся умению
разрешать конфликты в социуме, участвовать в
общественном процессе, приносить пользу,
утверждать идеи добра, справедливости,
совершенствоваться и саморазвиваться.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
КЛАССА
Основная цель ученического
самоуправления класса: подготовка
воспитанников к участию в общественном
самоуправлении, воспитание
организаторов. Самоуправление
обеспечивает возможность каждому
гимназисту принимать участие в
организаторской деятельности. Это
помогает мне сделать процесс воспитания
в классе поистине демократическим,
открытым, гуманистическим.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
КЛАССА
Самоуправление гимназистов выражается
в самостоятельности проявлять
инициативу, принимать решения и
реализовывать их в интересах класса. Как
правило, в повседневной деятельности
самоуправление проявляется в
планировании деятельности коллектива;
организации этой деятельности;
в анализе своей работы;
подведении итогов сделанного и
принятии решений.
«Единство учебной и
гимназиста»
воспитательной работы в
социализации личности
В 2016-2017 учебном году я
работала над реализацией
методической темы:
«Единство учебной и
воспитательной работы в
социализации личности
гимназиста»
гимназиста»
Вначале учебного года я провела анкетирование
по профориентации учеников и родителей. По
результатам анкетирования
«Единство учебной и
воспитательной работы в
социализации личности
8 учеников выбрали профессию;
4 ученика выбрали, но ещё неуверенны;
Все учащиеся класса планируют продолжить
обучение в высших учебных заведениях.
Так же анкетирование показало, что родители
хорошо знают своих детей, расхождения в
ответах на вопросы незначительные. В основном
ответы родителей и детей не отрицают, а
дополняют друг друга.
«Единство учебной и
воспитательной работы в
социализации личности
гимназиста»
Хочу добавить, что вопросы анкеты были
одинаковые как для родителей, так и для
их детей. Так как одна треть учеников
класса не определилось с выбором
профессии, проведение профориентации
я посчитала актуальной и работала по
этому направлению. Но две трети ребят
уже выбрали кем быть и готовятся к
поступлению. Им нужна была помощь для
успешной сдачи ГИА.
воспитательной работы в
социализации личности
По рекомендации психолога я
гимназиста»
«Единство учебной и
занималась с учениками класса по
новой развивающей программе
«Психологическая подготовка к
ГИА». Занятия проходили два раза
в месяц в интерактивной форме. К
подготовке каждого занятия я
подходила творчески. Готовла
компьютерную презентацию,
подбирала музыку, фильмы,
оформляла памятки для классного
«Единство учебной и
гимназиста»
воспитательной работы в
социализации личности
Актуальность психологической подготовки к
ГИА трудно недооценить. Это связано и с тем,
что любой экзамен является стрессовой
ситуацией, и с тем, что ГИА как форма экзамена
появился сравнительно недавно и ввиду
внедрения каждый год меняются требования к
проведению экзамена, и с тем, что такая форма
проведения экзамена для многих выпускников
является непривычной и пугающей. Все это
привело к необходимости создания
тренинговой программы, позволяющей помочь
ученику более эффективно подготовиться к
экзамену и справиться с волнением.
«Единство учебной и
гимназиста»
воспитательной работы в
социализации личности
Программа включала в себя 14 занятий по
таким темам:
«Как лучше подготовиться к занятиям»;
«Поведение на экзамене»;
«Память и приемы запоминания»;
«Методы работы с текстами»;
«Как бороться со стрессом»;
«Обучение приемам релаксации»;
«Способы снятия нервно-психического
напряжения»;
«Как управлять негативными эмоциями»;
«Знакомство с приёмами волевой
мобилизации и приёмами самообладания»;
«Эмоции и поведение»;
Сайт ИНФОУРОК
На моём сайте вы можете найти эти
разработки слайд-презентаций и использовать
их по необходимости в своей работе. Также
классный час «Моя будущая профессия. Новые
профессии» есть на моём сайте.
Этот классный час прошёл, как первый урок в
учебном году. Были приглашены родители,
администрация гимназии. Всем было
интересно, как в игровой форме ребята
осваивали новые профессии и знакомили с
ними всех присутствующих. Море позитива и
креативности проявили ребята, вживаясь в
свои роли. Отзывы положительные и от
участников и от гостей.
Итоги
Все мои выпускники стали
студентами ВУЗов, все
стремятся получить профессию
и быть полезными себе и
обществу. Родители
благодарны нам и с гордостью
говорят о своих детях.
Список выпускников 11-А класса,
поступивших в высшие учебные
заведения.
1. Аджи-Асан Аким
ГБОУ высшего образования Московской области «Университет
Дубна» Институт системногоанализа и управления, бюджетная
форма обучения.
2. Аракельянц Степан
ГБОУ высшего образования Московской области «Университет
Дубна» Институт системного анализа и управления, бюджетная
форма обучения.
3. Жернеровский Алексей
КФУ Академия биоресурсов и природопользования.
Землеустройство и кадастр, заочная бюджетная форма
обучения.
4. Исаев Арсен
КФУ КИПУ Филология английской и крыско-татарской
литературы, бюджетная форма обучения.
5.Кудусов Рэм
ГБОУ высшего образования Московской области «Университет
Дубна» Институт системного анализа и управления, бюджетная
форма обучения.
6. Меметов Тимур
НМУ им. А.А. Богомольца, факультет стоматологии,
коммерческая форма обучения. Украина.
7. Осипчук Александр
ГБОУ высшего образования Московской области
«Университет Дубна» Институт системного анализа и
управления, фундаментальная информатика и
информационные технологии, бюджетная форма
обучения.
8. Ромский Артём
ГБОУ высшего образования Московской области
«Университет Дубна» Институт системного анализа и
управления, бюджетная форма обучения.
9. Сейтнеби Билял
КФУ ТНУ Институт экономики и управления, бюджетная
форма обучения.
10. Шейхаметов Мурат
НМУ им. А.А. Богомольца, факультет стоматологии,
коммерческая форма обучения. Украина.
11.Ярандаев Тимур
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!!!
Выступление подготовила
Сечень Т.Г.
2017-2018 уч.год.