Воспитательное мероприятие для среднего и старшего звена ко Дню снятия блокады Ленинграда
«900 дней мужества»
Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.
Задачи:
· дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
· познакомить с музыкальными произведениями посвященными блокадному городу;
· развивать навыки выразительного чтения;
· способствовать воспитанию уважительного отношения к
памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.
Реквизит: хлебные карточки, куски хлеба.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Ход мероприятия:
1.ВСТУПЛЕНИЕ
01. ЗАСТАВКА(видеоподклад)
1.Анна Геннадьевна:
Сегодняшний «Вечер Памяти» мы посвящаем семьдесят восьмой годовщине снятия блокады Ленинграда!
Софья:
Помните! Через века, через года,— помните!
О тех, кто уже не придет никогда,—помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, Мечтой и стихами,
жизнью просторной, каждой секундой,
каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,—помните!
Какою ценой завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг...
02. Левитан-начало войны+Вставай страна огромная(видеоподклад)
Жизнь изменилась, началась война!!!
22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вероломно, без объявления войны вторглись в нашу страну.
Их натиск был очень силен, они быстро продвигались вглубь страны и к концу лета 41 года заняли огромную территорию Советского Союза.
В том числе они вплотную приблизились к Ленинграду – второму по численности населения городу СССР.
К началу войны в городе проживало более трех миллионов человек.
Но самое главное заключается в том, что Ленинград имел очень важное стратегическое значение.
Захватить Ленинград – значит захватить побережье Балтийского моря, а это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского флота.
Вот почему захват Ленинграда был важнейшей целью Гитлера и его окружения.
03. Оборона и эвакуация(видеоподклад)
2.Богдан:
С июля 1941 года начинается строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, создаётся совет по эвакуации.
Поскольку положение на фронтах становилось с каждым днём всё тревожнее, с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы.
К концу лета было отправлено около ста предприятий и вывезено пятьсот тысяч жителей.
А между тем, немецкие войска наступали на всех фронтах.
Преодолев героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное ополчение, которые испытывали нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город.
Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Блокада города и вражеские обстрелы продолжались почти 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов.
В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима сорок первого-сорок вторых годов.
Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев.
За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло около одного млн. мирных жителей.
Большинство из них от голода. Люди умирали и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.
Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.
3.Софья: В блокадном городе жители страдали от холода: не работало центральное отопление; от голода: сгорели продовольственные склады, запасы закончились, а новые завозить в город почти не было возможности; от болезней, вызванных голодом и холодом; от постоянных бомбежек и обстрелов.
Не работал водопровод, и люди брали воду в Неве, зимой делали проруби.
И при всем этом город не просто выживал, он боролся, работал, сражался.
Он давал фронту танки и самолеты.
Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полутора тысяч самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, 12 000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
04.Видео “Блокада Ленинграда”(видеоподклад)
До января 1943 года, когда частично была прорвана блокада города фактически единственной связующей ниточкой между Ленинградом и как тогда говорили “Большой землей” была дорога по Ладожскому озеру: сначала на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по льду. Ее назвали “Дорога жизни”.
В Ленинград везли продовольствие, топливо, а обратно вывозили людей, прежде всего детей.
Немецкие самолеты постоянно держали под прицелом “дорогу жизни”, бомбили, ломали лед.
По статистике каждая четвертая машина уходила под воду, часто вместе с водителем.
05. “Дорога жизни”(видеоподклад)
И было
так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
06.1. Фото Ольги Берггольц(видеоподклад)
Жители Ленинграда – люди, сильные духом. Помогала им в этом как могла ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Она по радио читала свои стихи.
Спустя самое недолгое время, тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость города на Неве.
06.2. Видео Берггольц(видеоподклад)
4. Лида: Особенно тяжело в блокадном городе было детям. Их было более четырех сот тысяч. Наравне со взрослыми они переносили все невероятные лишения, которые выпали на их долю.
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.
Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях.
Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехОв и вносили свой вклад в разгром врага.
Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз.
В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм.
В блокадном хлебе муки практически не было.
Это была смесь из всевозможных ингредиентов: отруби, шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны, ветвей березы, целлюлоза.
А ведь этот хлеб был практически единственным продуктом питания.
Ольга Бергольц писала: “...сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам...”
07. Видео «Блокадный хлеб» (видеоподклад)
В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.
Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг.
Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах.
Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода.
У всех была общая болезнь – дистрофия.
Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.
Одна Маленькая девочка из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику.
Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц.
И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.
Ее история – история тысяч детей блокадного города, трагедия ее семьи – трагедия тысяч семей.
08.Таня Савичева(видеоподклад)
5.Дима: Несмотря ни на что, ленинградцы выстояли и победили.
27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей.
Радио объявило: “Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!”
09. Левитан-снятие блокады(видеоподклад)
Все выбежали на улицу, кричали: “Ура!”,- поздравляли друг друга. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял родственников, друзей, знакомых...
В честь победы в битве за Ленинград над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
10. Салют(видеоподклад)
Анна Геннадьевна:
Такого дня не
видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди...
Дима: Прошло 78 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны.
Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище.
Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.
11.Пискаревское кладбище(видеоподклад)
Анна Геннадьевна:
Опять война, опять
блокада, -
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне”.
И может показаться правы и убедительны слова,
Но даже, если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
Анна Геннадьевна: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания.
12. Метроном (видеоподклад)
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережИть ледяной ад. И не только пережИть, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Список литературы
1. Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе (1941-1944)/Шефановская И.-Наука,1996
2. Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ Ковальчук В.М., Чистиков А.Н.-Лики России,2014
3. Блокада Ленинграда. Полная хроника - 900 дней и ночей/А.Сульдин.-Аст,2015
4. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ, 2005
5. Классные часы.10 класс/Авт.-сост. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева.- М:ВАКО, 2015
6. Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / Крупенчик М.В. https://urok.1sept.ru/articles/650196/
7. Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов http://www.wysotsky.com/0009/533.htm
8. Фотографии для презентации http://1941-1945.at.ua/
9. Видеоматериалы https://www.youtube.com/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.