БМПК
Методическая разработка урока-викторины
«Наш герб»
Дата проведения: 30.11.2022 г.
Группа 1ЛД9-9
Разработчик: Проценко Ксения Сергеевна
Бердянск, 2023
Цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба,
показать воспитательное значение отечественной государственной символики,
сформировать чувство уважения к Государственному гербу Российской Федерации.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Продолжительность занятия: 1 час
Форма занятия: урок-викторина
Ход урока
Студент 1 Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые, зеленые леса.
В колодцах наших, реках и озерах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,
Листва березок молодых…
Здесь людям радостно живется,
Здесь славен мирный труд людей.
Все это Родиной зовется:
Великой Родиной моей.
«Герб для умеющих разбирать его –
есть алгебра и язык.
Вся история второй половины
Средних веков написана в гербах…».
В.Гюго
Преподаватель :
Мы с вами граждане великой страны. Как и каждое государство в мире Российская Федерация имеет свои символы. Каждый гражданин должен знать их и проявлять уважение к государственным символам. Конечно, вы знаете, что герб – важнейший символ любого государства. День герба Российской Федерации отмечается сегодня 30.11. и сегодня ровно 30 лет со дня восстановления нашего герба в качестве государственного символа. Давайте узнаем, почему так важно для государства иметь свои символы, учреждать в их честь праздники? Почему так важно каждому гражданину нужно уважать любой государственный символ? В чем проявляется уважение? Какое значение герба и его элементов?
Перед началом игры представление жюри.
Класс делится на 4 команды.
Каждая команда выбирает способом жеребьевки название своей команды.
(Команда «Пламя», Команда «Патриот», Команда «Крепость», Команда
«Родина»). Каждая команда выбирает капитана
По очереди команды представляют себя: вместе озвучивают название команды и девиз.
Названия команд Команда «Пламя»
Девиз:
Разгорайся ярче пламя, Светом доброго огня! Это пламя, словно знамя, Для тебя и для меня!
Команда «Патриот»
Девиз:
Всегда идем только вперед, Ведь мы команда — Патриот! Ловкие и смелые,
Все для победы сделаем!
Команда «Крепость»
Девиз:
Словно крепость мы крепки,
Пусть заданья нелегки, Все преодолеем,
Победим, сумеем!
Команда «Родина»
Девиз:
Кто Родине верен
И в бою примерен,
Тот, пусть всякий знает, Всегда побеждает!
Студент 2 Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы. Наш сегоднешнее мероприятие мы посвятим символу России – государственному гербу.
Государственный герб, как и государственный флаг, - это официальный отличительный знак государства.
Герб – один из этих символов государства. С помощью этого отличительного знака каждое государство как бы напоминает людям, чьими гражданами (или подданными) они являются. Поэтому на документах, удостоверяющих личность человека, изображен государственный герб его страны.
Студент 1 Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Студент 2 Описание и порядок использования Государственного герба России содержится в Федеральном Конституционном Законе РФ «О Государственном гербе Российской Федерации» (пособие 2, стр.39):
«Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
Студент 1 Давайте рассмотрим герб Российской Федерации и вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.
Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Студент 2 Орлиный взор – налево и направо,
Чтоб никогда врага не пропустить!
Российский Герб, ты – символ всей державы!
Ты есть – и никому страну не победить!
Георгий на коне Победоносец –
Он наш отважный, славный покровитель!
Россия – главный на планете миротворец,
А стольная Москва – святого православия обитель!
И три короны, что наш мудрый герб венчают,
Как сердце золотое всей Отчизны!
Они нам Родину любить навеки завещают,
Даря бессмертие прекрасной нашей жизни!
Студент 1 История российского герба охватывает несколько веков существования нашего государства. Если у вас есть желание узнать о том, как оно развивалось, то одним из путей его исполнения станет обращение к истории нашего национального символа. Итак, первый раз двуглавый орёл появился на печати великого князя Ивана III в далёком XV веке. До этого орёл использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. Важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в этот же время стал применяться двуглавый орёл в качестве герба.
Студент 2 В дальнейшем внешний вид герба менялся. Например, у орла крылья стали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающим змею. Цвет орла был чёрным, серебряным, а потом золотым. Величие Российской империи выражал Большой Государственный герб. На крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России и признали над собой власть российских царей и императоров. Они напоминали о героических страницах истории России: взятие Астрахани и присоединение Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона) в XVIII веке и другие события. В 1993 году двуглавый орёл был восстановлен в качестве государственного символа. Золотой орёл размещён на красном щите, в центре находится герб со Всадником, поражающим змею, вокруг него цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного ещё в правление первого русского императора Петра I. Сегодня герб символизирует единство нашей истории, связь между прошлым и настоящим российского государства и народа.
Студент 1 А теперь мы проведем викторину «Наш герб» и узнаем насколько хорошо вы знаете историю и значение символов нашего герба. За каждый правильный ответ и выполненное задание команда будет получать карточки с гербом . В конце мероприятия мы подсчитаем баллы и определим победителя.
Студент 2
Задание 1
Блиц-опрос (по 1 карточке ведущие дают за правильный ответ)
1. Назовите самые распространенные символы современной России? (ответы гимн, герб, флаг)
2. Как называется историческая наука ,занимающаяся изучением гербов?(геральдика)
3. Что означает слово «герб » в переводе на русский язык? (наследие, наследство)
4. На печати какого князя впервые появился двуглавый орел и когда это произошло? (Иван III, в 15 веке)
5. Справедливо ли утверждение, что глядя на герб РФ, только слепой не заметит еще один герб? (внутри российского герба изображен герб Москвы-объединительницы русских земель)
6. Куда смотрит орел на гербе Росии?(направо и налево)
7. Какой именно всадник изображен на гербе?(Святой Георгий Победоносец)
8. Какое оружие у всадника ?(копье)
9. Кого всадник поражает копьем?(змия)
10. Знаками чего в древние времена служили скипетр и держава?(знаками царской власти)
Студент 1
Задание 2. Подчеркните и назовите здания, которые украшены гербом или флагом с изображением герба Российской Федерации? (за верно подчеркнутое 3 карточки, если были ошибки меньше карточек)
(администрация города, дворец правосудия (городской суд), отдел полиции, военный комиссариат, здания в центре города в период праздничных мероприятий, школа, больница, поднятие Флага – символ победы российских спортсменов на соревнованиях и символ поддержки со стороны болельщиков на трибунах, Флаг нашей страны размещён во всех зарубежных посольствах).
Текст для карточек
Администрация города, дворец правосудия (городской суд), отдел полиции, военный комиссариат, подсобное помещение, здания в центре города в период праздничных мероприятий, школа, больница, поднятие Флага – символ победы российских спортсменов
на соревнованиях и символ поддержки со стороны болельщиков на трибунах, Флаг нашей страны размещён во всех зарубежных посольствах, рабочий кабинет руководителя, остановка общественного транспорта
Студент 2
Задание 3. Расставьте в историческом порядке герб РФ, используя текст. Раздается таблица с описанием и изображение герба. Приклеить в нужный столбик в соответствии с описанием (за правильно выполненное 3 карточки, если были ошибки-меньше)
|
|
|
|
Первый раз двуглавый орёл появился на печати великого князя Ивана III в далёком XV веке. До этого орёл использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России.
|
|
В дальнейшем внешний вид герба менялся. Например, у орла крылья стали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающим змея. Цвет орла был чёрным, серебряным, а потом золотым.
|
|
Величие Российской империи выражал Большой Государственный герб. На крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России и признали над собой власть российских царей и императоров. Они напоминали о героических страницах истории России: взятие Астрахани и присоединение Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона) в XVIII веке и другие события |
|
В 1993 году двуглавый орёл был восстановлен в качестве государственного символа. Золотой орёл размещён на красном щите, в центре находится герб со Всадником, поражающим змея, вокруг него цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного ещё в правление первого русского императора Петра I. |
|
Первый раз двуглавый орёл появился на печати великого князя Ивана III в далёком XV веке. До этого орёл использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в |
|
России. |
|
В дальнейшем внешний вид герба менялся. Например, у орла крылья стали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающим змея. Цвет орла был чёрным, серебряным, а потом золотым. |
|
Величие Российской империи выражал Большой Государственный герб. На крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России и признали над собой власть российских царей и императоров. Они напоминали о героических страницах истории России: взятие Астрахани и присоединение Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона) в XVIII веке и другие события |
|
В 1993 году двуглавый орёл был восстановлен в качестве государственного символа. Золотой орёл размещён на красном щите, в центре находится герб со Всадником, поражающим змея, вокруг него цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного ещё в правление первого русского императора Петра I. |
|
Студент 1
Задание 4
Напишите ,что изображено на гербе РФ и установите соответствие цветового значения (за правильно выполненное 3 карточки, если были ошибки-меньше)
Студент 2
Задание 5
Разгадайте филворд
(за правильно выполненное 3 карточки, если были ошибки-меньше)
Всего у вас будет 15 слов
Е |
И |
Д |
Е |
Л |
С |
Ц |
Ь |
Д |
Д |
А |
А |
Т |
С |
О |
Р |
А |
Ь |
Щ |
Е |
Н |
С |
К |
Ь |
Ч |
Т |
Д |
Н |
Е |
О |
Р |
И |
В |
И |
К |
Г |
Р |
У |
Ш |
И |
М |
Ж |
К |
М |
Д |
О |
И |
Б |
М |
Ъ |
Н |
Ш |
А |
Т |
Р |
Ь |
П |
М |
А |
И |
Н |
Е |
О |
В |
Я |
Т |
Л |
Ь |
Н |
Н |
Д |
Е |
Ъ |
Б |
А |
Г |
Е |
А |
Е |
Н |
О |
Б |
Р |
Х |
Ф |
Л |
А |
П |
Р |
К |
О |
Р |
Р |
О |
О |
Д |
Р |
А |
И |
Е |
Ж |
Щ |
О |
Е |
Щ |
Р |
Г |
Ъ |
К |
К |
Г |
Т |
И |
Щ |
Г |
Л |
Е |
Л |
Н |
О |
С |
ДРАКОН, СКИПЕТР, ОРЕЛ, НАСЛЕДИЕ, ГЕРАЛЬДИКА, ФЛАГ, КОРОНА, МУДРОСТЬ, ЩИТ, КОПЬЕ, ДЕРЖАВА, ВСАДНИК, ОБЪЕДИНЕНИЕ, ГЕРБ, МОЩЬ
Студент 1 Итак, дадим слово нашему жюри.
(Выступают гости)
Давайте подсчитаем сколько баллов у команд.
Команда «Пламя»-
Команда «Патриот»-
Команда «Крепость»-
Команда «Родина» -
Поздравляем команду ….
Преподаватель: Наш Государственный герб отражает богатейшую историю России. Однако в нем запечатлелась не только память о прошлых величайших достижениях. В нем – устремленность России к будущим, еще более значительным успехам и победам.
Пришло время подвести итог нашего мероприятия. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.