Воспитательное мероприятие учителя на тему «Международный день родного языка»

Воспитательное мероприятие учителя на тему «Международный день родного языка»

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

воспитательное мероприятие учителя.docx

Воспитательное мероприятие учителя

на тему «Международный день родного языка»

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Подготовительная работа: подборка информации учениками 2 класса о быте русских, башкир, подбор фотографий для презентации. Организация выставки народных промыслов. Разучивание сценки (приложение 1). Оформление зала изречениями известных людей о русском языке (приложение 2).

Ход мероприятия

1. Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

3. Я люблю свой родной язык!

 Он понятен для всех,

 Он певуч,

 Он, как русский народ, многолик,

 Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,

 Наших спутников и ракет,

 На совете

 За круглым столом

 Разговаривайте на нём:

 Недвусмысленный и прямой,

 Он подобен правде самой.

5. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

6. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В Челябинской области проживают носители различных языков.

7. Не случайно, мы сегодня перед вами предстали в русских народных костюмах. Мы являемся представителями данной национальности. Важно помнить, что

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в Конституции РФ. Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство. Давайте вспомним, что такое национальная культура.

 

8. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

 

9.«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа , эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа.  Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

 

10.У каждого народа есть свой костюм. Особенности русского народного костюма вы видите на нас, они также представлены на слайде. А знаете ли вы, что Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы.

11. У русских, как и у других народов есть свои традиционные праздники. Такие , как святочные недели, масленица, Пасха, Посиделки (супредки), которые  устраивались в осенне-зимний период, Сборы (хороводы, улицы), которое представлено как  летнее развлечение  молодежи  наоколице деревни, на берегу реки или у леса. 

12. Русское гостеприимство тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром  говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»  Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!»   Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

 

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

 

13. А знаете ли вы, Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей,  для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье.

14. Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Это только небольшая часть обычаев и традиции русского народа. На нашей маленькой выставке представлена только сотая часть русской культуры.

Ребята, а вы знаете, сколько национальностей проживает в Челябинской области? На слайде представлены данные переписи населения 2010 года, из таблицы видно…..

Наше учреждение нельзя назвать однонациональным, так как вместе с вами в учреждении обучаются дети таких национальностей, как татары, узбеки и башкиры. И сегодня нам бы хотелось представить небольшое повествование о культуре башкир. А поможет мне в этом (приглашенный гость)

Знакомство с культурой башкир.

15. Ребята, вы сегодня наглядно увидели представителей двух национальностей. Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно.."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький). Посмотрите, к чему может привести незнание простейших правил.

Сценка про апельсин, колечко и сосна. (приложение 1)

16. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Игра собери пословицу.

Пословицы.  На слайде «Собери пословицы»

Сначала подумай - потом говори.

 Не храбрись словом, а покажи делом.

 Меньше говори - больше дела твори.

 Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

 Говорить не думая, что стрелять не целясь.

У народа речь - союзница,

 Он в неё всю душу влил,

 В самом сердце, словно в кузнице,

 Все слова он закалил.

17. Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.

18. Родной язык!

Он с детства мне знаком,

 На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

 

19. Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

 

20. Вот и подошёл к концу наше мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!


 

Приложение 1

Сценка “Словечки-колечки”.

Автор.

Грустный, сонный, невеселый

 Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.

 И над книжками заснул.

 Тут явились три словечка

 “АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки.В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Вместе.

Что ты Женя сделал с нами?

 Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

 Я до слёз возмущена!

Сосна.

Можно только лишь со сна

 Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены

 Тем, что так искажены!

 Женя! Женя! Брось лениться!

 Так учиться, не годиться!

Колечко.

Невозможно без вниманья

 Получить образованье.

 Будет поздно! Так и знай:

 Станет неучем лентяй!

Сосна.

Если ты ещё хоть раз

 Искалечишь, мальчик, нас –

 Мы с тобой поступим круто:

 Нашей честью дорожа

 Имя Женя в полминуты

 Переделаем в ежа.

Вместе.

Будешь ты ежом колючим!

 Вот как мы тебя проучим!

Автор.

Женя вздрогнул, ужаснулся,

 Потянулся и проснулся.

 Подавил зевоту

 Взялся за работу.

Приложение 2

Высказывания о русском языке:

"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

 "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

 

Анализ воспитательного мероприятия «Международный день родного языка»

 

Дата проведения 13 февраля 2018 г, 2 «Б» класс.

Является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися 2 класса.

Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: - представлений учащихся о красоте родного языка, об истории его возникновения.

Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

Во вступительной части часа учитель организовала «Психологический настрой», который помог эмоционально и убедительно раскрыть цели и задачи мероприятия.

Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. Все дети активно участвовали и отвечали на вопросы. Обучающиеся, проявили  самостоятельность и инициативу

В ходе мероприятия было использовано множество приемов и методов, учащиеся приобрели знания лексического значения слова «язык», дети познакомились с высказываниями русских писателей о красоте родного языка. Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства прекрасного. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. В ходе проведения воспитательного часа учитель акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении, на то, что язык – это наша история народа.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)