Воспитательное мероприятие. Путешествие в мир музыки
Форма проведения: устный журнал
Цели. Воспитывать у учеников любовь к прекрасному, способствовать формированию эстетического вкуса, научить слушать музыку, понимать значение ее в жизни человека.
Оборудование: записи классической музыки, плакаты с портретами известных композиторов, презентация
Ход занятия
Учитель.
Тихая, нежная, душевная мелодия несется в зале. Поднимается до самого купола и вырывается наружу в белых тучек,, запутывается в солнечном луче. Чувствуешь, что твоя душа трепещет, будто птица крыльями, вырывается из глубин и хочет слиться в одно целое с аккордами музыки. Какую великую силу имеет этот набор, казалось бы, на первый взгляд простых звуков. Но какая тайна спрятана в них, какое разнообразие стоит за этим, какое неповторимое, какое величественное явление, созданное человеком, зашифрованное знаками, согретое душой и воспетое, озвученное сердцем.
Сегодня мы путешествуем в прекрасный мир музыки, будем знакомиться с известными произведениями композиторов, которыми восхищается весь мир.
Послушаем разную музыку, но нужно знать хотя бы кое-что о классической, потому что это достояние мировой культуры. Поэтому окунемся в мир музыки Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шопена и Штрауса.
Слушая мелодию музыкального произведения, слушатель может представить различные образы, может нырнуть в океан радости, переживания, грусти и нежности, может затеряться среди тенет музыкального экспромта. И почувствовать все это сможет человек, наделенная удивительным чувством гармонии, чувством прекрасного, которое дается от природы, которое судьба дарит не каждому, но оставляет шанс хоть частично приблизиться к красоте музыки, дает шанс наслаждаться произведениями искусств гениев, корифеев музыкального таланта.
Многие люди хотят понимать музыку. А можно ли этому научиться?
Не один взгляд на эту проблему существует. Одни скажут «да», другие — «нет». Но приблизиться каждый может послушать и задуматься - тоже. Просто, один воспримет музыку слухом, а другой-душой
С чего же начинается музыка? (Дети выражают мысли).
Музыка начинается с музыкального произведения, с того, кто музыку создает, — с композитора, исполнителя, слушателя.
Музыкальное произведение воспринимается, если весь зал слушает с замиранием сердца каждый аккорд, каждую ноту произведения и думает о том, что звучит произведение, а не о каких-то побочных делах.
Настоящий композитор, создавая музыку, отдает ей все свои силы, душу, все свое сердце, свой ум. Так же и исполнитель, и слушатель, если хочет услышать ее так, как она создана и как она выполнена, тоже должен отдать ей все силы души, сердца и ума.
Чем больше мы отдаем душевных сил музыке, тем больше новых сил мы в ней черпаем, а невнимательное слушание, восприятие - утомляет.
Музыка становится частью нашей жизни еще с самого детства, когда мама начинает петь над колыбелью песенку. Это не искусство, а часть жизни. Так же танец и марш становятся для нас привычными и естественными, как и все, что нас окружает.
Мы любим читать книги, хотим научиться читать, чтобы узнать много нового.
А можно ли понимать музыку, можно ли научиться ее воспринимать? Какая была жизнь у выдающихся композиторов, что побудило их творить музыку?
Сегодня мы об этом узнаем.
Ф. Шуберт
Много мелодий пришло из народа. Некоторые композиторы ошлифовали их, а некоторые, созданные композиторами, стали народными, некоторые получили признание лишь после смерти. Так, например, Франц Шуберт только после смерти занял надлежащее место среди художников, умер в бедности, был похоронен у Бетховена, и на его могиле написали: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще прекраснее надежды». Ему было всего 32 года, а его вальсы остались чудом, от которого и по сей день получают наслаждение.
Ф. Шопен
Фредерик Шопен также заворожил нас своими вальсами. Он с 7 лет играл, импровизировал, составлял собственные композиции, был одаренным ребенком. Семнадцать вальсов-это концертные пьесы, увлекающие неописуемой красотой, грациозностью, мелодичностью; нежные, меланхоличные, мечтательные, блестящие и темпераментные.
Послушайте произведение Шопена "капли дождя".
Й. Штраус
Королем вальса считают Иоганна Штрауса. Он и его отец поделили девятнадцатый век - отец дирижировал только на балах, а сын - и в концертных залах. Его вальсы любили и богатые, и простой народ.
П. Чайковский
Музыка часто бывает связана с поэзией, прозой, драмой, с театром. Танец, балет без музыки существовать не могут. Нам известны отдельные танцы еще с детства, танцы со «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», танец лебедей из «Лебединого озера».
Послушайте известные отрывки из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» и вальс цветов из «Щелкунчика».
В. А. Моцарт
Известное всему миру имя Моцарта. Он начал писать музыку еще с 6 лет. Родился в Зальцбурге, выступал в Вене, блестяще играл на скрипке, клавесине. Его игра понравилась императору, а императрица подарила ему серебряную шпагу и плащ принца.
Римский папа также преклонялся перед мальчиком. Произведения юного Моцарта лежали в золоченом сундучке и оберегались стражей. Однажды он зашел в церковь, прослушал музыку и запомнил, а потом вынес ее в народ. Говорили, что украли музыку, но Папа простил парня и наградил «золотой шпорой», а ему было всего 12 лет. Моцарта отравили и, умирая, он писал «Реквием». Погребальная музыка звучала, как Повесть о мужестве страдающего человека, как утверждение не смерти, а человеческого творения. Еще одно очень известное его произведение-это»Турецкий марш".
Ж. Бизе
Блестящий, яркий, огненный, полный красочных переливов и самых захватывающих мелодий-марш из гениальной оперы Жоржа Бизе "Кармен". Вот только послушайте.
(Звучит сочинение).
Л. Бетховен
Музыка — искусство звуков, ими можно играть раскаты грома, пение птиц, завывание ветра, звон колоколов, артиллерийские залпы, жужжание шмеля, шелест леса, лязг мечей. Каждое произведение имеет свою историю создания. Каждый композитор отражал в своих произведениях собственные переживания. Вот например, Третья симфония Бетховена была написана под влиянием идей Французской революции и трагедии самого автора, ведь его еще молодым поразила глухота. Его симфония — это борьба, траурная мелодия чередуется с мужественными, героическими мелодиями. Вершина его таланта-это»Лунная соната".
Когда Бетховену было 30 лет, он понял, что полностью оглохнет. Именно в это время к нему пришло настоящая любовь, он полюбил свою ученицу, но она не ответила взаимностью, а вышла замуж за бездарного композитора. Все свои переживания он вылил в этом произведении. Взрыв чувств, волна звуков, что заканчивается крепким аккордом, будоражит тишину и покой, отвергает отчаяние и страдания. Сколько энергии в этих звуках-гневных, сильных и решительных. Слушаешь эту музыку и испытываешь неудержимое желание человека вырваться из оков боли, безнадежности, отчаяния: «я схвачу судьбу за горло. Совсем поставить меня на колени ей не удастся». Вслушайтесь и вы в эту мелодию страданий. (Звучит сочинение).
И. С. Бах
Учителем считали все композиторы великого Баха. Это был фундамент всей классической музыки. Бах садится за орган, медленно окунает руки в клавиатуру и содрогается воздух, как от далекого горного обвала, аккорд за аккордом меняется, а мы не можем произнести и слова, так поглощает нас его музыка.
(Звучит музыка Баха).
Итог занятия.
Конечно, мы только краем глаза заглянули в мир музыкального искусства. Нам нужно еще учиться понимать музыку душой. Надо знать, что не только есть популярная, легкая музыка, но есть и музыка, которая заставляет задуматься над жизнью, тревожит сердце и душу своим величием и неповторимостью.
Пусть в ваших сердцах звучат аккорды героизма Бетховена, величия Баха, искренности Шопена и нежности Штрауса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.