Воспитательное занятие « Моя Семья – моя опора»
Цель: Формирование семейных ценностей как высших ценностей в жизни человека.
Задачи:
1.Обобщить знания воспитанников о семье, родственных отношениях, о роли семьи в жизни человека; познакомить с историей семьи на Руси; поднять престиж института семьи;
2. Развивать мыслительные процессы, речь учащихся, пополнять словарный запас;
3. Способствовать формированию у учащихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.
Занятие строится на применении активных и интерактивных методов и форм обучения: мотивационная беседа, работа с карточками, дидактическая игра, заполнение таблицы.
Предлагаются следующие формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята.
- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте обернемся, поздороваемся с ними глазами, подарим свои улыбки и получим улыбки в ответ. На этой приятной ноте начнем наше занятие.
Занятие посвящено тому, без чего не может быть счастлив ни один человек, что защищает и оберегает нас, где нам всегда рады. Вы догадались, о чём мы будем говорить?
II. Осн. часть. Семья – это великий дар. Эту простую истину знали даже древние. Семье посвящено много песен и литературных произведений, притчей и пословиц.
1. Задание « Скажи пословицу».
(Ведущий говорит часть пословицы, участники называют пословицу полностью.)
1) Дома и стены помогают;
2) Мой дом - моя крепость;
3) В гостях хорошо, а дома лучше;
4) Не нужен клад, когда в семье лад;
5) Семья воюет, а один – горюет;
6) Вся семья вместе, так и душа на месте;
7) Где любовь и совет, там и горя нет;
8) Не красна изба углами, а красна пирогами;
9) Один с сошкой, а семеро с ложкой;
10) Каково на дому, таково и самому.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Л. Н. Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
2. Задание. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: « Что для вас счастливая семья?» ( Ребята в парах записывают свои ответы).
Есть такая пословица: « Счастье не птица – само не прилетит».
В том доме царят уют, тепло, гармония, где каждый член семьи занят своим делом. А там, где все заботы по дому лежат на одном человеке, как правило, селятся раздражение и непонимание. Сейчас мы поучимся равномерно распределять работу по дому.
3. Задание. Заполните таблицу.
(Каждой паре раздаются листы бумаги с таблицей, в графы которой необходимо вписать обязанности, выполняемые в семье родителями и детьми).
Выполняют работу по дому
№ |
Родители |
Дети |
|
|
|
|
|
|
( После выполнения задания детям предлагают подумать, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.)
В народе говорят «Дом не велит, да лежать не велит». Эту пословицу на Руси чтили во всех семьях крестьянских семьях. Известно, что традиционные крестьянские семьи были большими, обычно в них росло семь – девять детей. Все обязанности по дому распределялись между всеми членами семьи.
Вот воспоминания Н. Н. Уховой из деревни Погорелка Архангельской области (воспоминание зачитывает один из воспитанников).
« Дети с пяти лет рвали траву для скота, мыли посуду, поливали и пололи грядки, подметали пол. В шесть лет – уж нянька. Зыбку качай да лоскуток из – под ребенка смени. С семи лет носили воду, дрова, девочки учились прясть, тростить пряжу. Лет в восемь мальчики начинали ездить на конях. В десять лет абсолютно все косили, гребли, ребята пасли скот, лошадей. Возили навоз, снопы. А девочки лен рвали, жали хлеб.»
4. Задание. « Нянька». ( Задания выполняются в группах, где самостоятельно решают, кто будет выполнять предложенные задания )
Нужно повязать платки на воздушный шар. Кто быстрее?
(Шары висят на нитке.)
5. Задание. « Рукодельница».
Нужно стростить пряжу. Кто быстрее?
(Выбирается самая дружная команда)
Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело. Все праздники праздновали вместе. Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д.), сими мы связаны незримыми нитями. Говорят: « Тот род силен, который предков помнит и чтит». На сколько хорошо вы разбираетесь в родственных и семейных отношениях мы сейчас проверим?)
6.Задание «Подбери карточку к определению»
- Поиграем в игру. В конвертах находятся карточки. Достаньте их, прочтите.
- О ком говориться в карточках?
- Правильно, о родственниках.
- Я буду читать определение, а вы поднимите ту карточку, которая, по-вашему мнению, подходит к этому определению.
Например, я читаю ЖЕНА ПАПЫ. Кто это?
- Правильно, это мама. Поднимите карточку.
- Но, к сожалению, не всегда так бывает, что жена папы это родная мама. Тогда мы говорим, что это …
- Посмотрите, может быть, найдете нужную карточку?
- Правильно, мачеха.
- Понятно? Тогда начнем?
МУЖ МАМЫ (папа, отчим)
ОТЕЦ ПАПЫ
или МАМЫ (дедушка)
МАМА ПАПЫ
или МАМЫ (бабушка)
СЫН ПАПЫ
и МАМЫ (брат)
ДОЧЬ ПАПЫ
и МАМЫ (сестра)
ДОЧЬ СЕСТРЫ МАМЫ (двоюродная сестра)
СЫН БРАТА ПАПЫ (двоюродный брат)
- Молодцы. Так мы повторили родственные связи в семье.
III. Физминутка
- Давайте немного отдохнем.
- Встаньте в круг. Начинаем погодный массаж.
- На улице тепло, ясно, светит солнышко (поглаживания спины)
- Вдруг начал подниматься ветер (в одну сторону гладим, потом в другую)
- Стал накрапывать мелкий дождик (2 пальцами)
- Дождь усиливается (всеми пальцами)
- Пошел проливной дождь (ладонями)
- Началась настоящая буря (сотрясания тела)
- Но вот все успокоилось. Выглянуло солнышко (ладони на плечи)
- Спасибо. Присаживайтесь
Продолжаем говорить о родственных связях
7. Задание «Ответь на вопрос»
Вопросы.
1. Отца гражданина зовут Николай Петрович, а сына его – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
( Владимир Николаевич)
2. У двух слепых был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Кто были эти слепые?
( Сёстры)
3. Сидят братья за столом по углам. Напротив каждого брата – ещё по три брата. Сколько всего братьев за столом?
( Четверо)
4. Сколько разрезов нужно сделать, чтобы весь батон поделить на 5 членов семьи?
(Четыре)
5. К вам в гости пришли муж с женой, бабушка с внучкой, мать с дочкой и дочь с отцом. Какое минимальное количество гостей к вам могло придти?
(Четверо)
6. Сидит на дороге ребенок и плачет: « Есть у меня отец, есть и мать, да только я им не сын». Может ли такое быть?
(Это дочь)
7. Сколько у матери детей, если ей пришлось купить восемь рукавичек?
( Четверо)
8. Задание « Солнечный лучик »
На плакате с солнцем дети дорисовывают луч и подписывают свои пожелания своим близким.
15 мая отмечается международный день семьи. Не забудьте сказать, людям которые вас окружают, что вы их любите. Наше занятие подошло к концу, спасибо за работу.
III. Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Мы вспомнили свои семьи, своих родственников, разобрались в родственных отношениях.
- А как вы думаете, зачем человеку нужна семья?
- Ребята, у каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно здесь нас выслушают и поймут. Именно самым близким людям мы можем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться с ними.
- Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Вы становитесь, год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Пусть она будет большой, крепкой и счастливой, чтобы каждый из вас мог сказать: «Моя опора - моя семья!»
Закончить наше занятие мне хочется притчей « Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы кажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой счастливой семьи. – И, подумав, добавил: - и мира тоже.
Я очень хочу, чтобы ваши семьи были счастливые. Не забывай, что благополучие ваших семей зависит и от вас, помните совет старика. Любите своих близких, дарите им тепло и заботу!
- Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.