Воспитательное занятие для старшеклассников "Когда говорят пушки, музы молчат?
Оценка 4.9

Воспитательное занятие для старшеклассников "Когда говорят пушки, музы молчат?

Оценка 4.9
docx
14.03.2021
Воспитательное занятие для старшеклассников "Когда говорят пушки, музы молчат?
когда говорят пушки....docx

Открытое занятие

«Когда говорят пушки, музы молчат?»

(в рамках проекта духовно-нравственного направления)

Возрастная группа –14-16 лет

Форма занятия – интерактивная беседа

 

Цель: активизация знаний  обучающихся о роли музыкального творчества в годы Великой Отечественной войны;

Задачи:

Образовательная: расширить представление обучающихся о роли музыки в годы Великой Отечественной войны; словарный запас.

 Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.

 Развивающая: закреплять навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь, эстетический вкус обучающихся.

Оборудование: презентация к занятию, сообщения учащихся, видеоролики.

 

Предварительная подготовка:
Подбор записей песен военных лет: «Священная война» муз.А.Александрова, «Синий платочек» муз. Е Петербургского, стихи М.Максимова, «Катюша» муз.М.Блантера, стихи М.И.Исаковского, «В землянке» муз.К.Листова, стихи А.Суркова, «В лесу прифронтовом» муз.М.Блантера, стихи М.Исаковского, «Шумел сурово брянский лес» муз.С.Каца, стихи А.Софронова, «Случайный вальс» муз.М.Фрадкина, стихи Е.Долматовского,  «Валенки».

 

План занятия.

·        Организационный момент;

·        Основная часть:

1.     Музыкальное творчество как часть искусства;

2.     Роль песен на войне;

3.     Артисты-исполнители военных песен;

4.     Классика тоже в строю.

·        Подведение итогов занятия.  Рефлексия.

 

Ход  занятия:

1. Организационный момент. Сообщение воспитателем темы и целей занятия.

 Вводное слово воспитателя.

Война — зловещее слово,  чудовищное событие в жизни любой страны. Существует древнее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». — Как вы понимаете эти слова?- Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат—Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Иначе говоря: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные  действия. В конце этой фразы я поставила вопросительный знак. В течение занятия мы с вами должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова (слайд №1).

Историю делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры. Память поколений бережно хранит имена тех, кто прославил родную землю трудовыми и ратными подвигами.

Сегодня мы с вами будем говорить о культурной жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

«Какое искусство могло быть во время войны?» спросите вы.

А оно было, только направлено было на помощь тем, кто воевал, для Победы. Каким образом это осуществлялось мы поговорим на нашем занятии. Для того, что бы начать наш разговор, ответьте мне на такие вопросы:

 

Вопросы учащимся:

 

1. Дайте свое определение искусства.

2. С какими жанрами искусства вы знакомы?

3Как вы думаете, какие жанры были особенно популярны во время Великой Отечественной войны и почему?

 

Воспитатель: Действительно, в годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес к музыкально-театральному  искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно (слайд №2).

Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Сообщение учащегося о творчестве Лидии Руслановой (слайд №3).

"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах".

М. Дудин

Воспитатель: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...» (слайд №4).

Сообщение  учащегося о творчестве Клавдии  Шульженко.

Воспитатель: В одной из популярных  песен были такие слова: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

 

«Священная война» (слайд №5)

Воспитатель: В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн «Священная война». Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.

«В землянке»  (слайд №6)

Воспитатель: Вначале это были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.

Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке” (музыкальный отрывок)

 

"В лесу прифронтовом"  (слайд №7)

Воспитатель: Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину,  которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как “В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс (музыкальный отрывок).

«Катюша» (слайд №8)

Воспитатель: Особую популярность песня получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве можно найти такие строчки: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела. Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил и какую там Катюшу ты на фронте полюбил". – "Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе: сроду я такого друга не встречал еще нигде. Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога. От любви и дружбы нашей нет покоя для врага" (музыкальный отрывок).

 

«Шумел сурово брянский лес» (слайд №9)

Воспитатель: Песня «Шумел сурово брянский лес» сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре. В ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил; «Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально написана для брянских партизан».

После этого песня стала популярной не только у партизанно и у фронтовиков. Однако на этом ее история не закончилась. Вторая «премьера» состоялась в годовщину освобождения Брянска – 17 сентября 1966 года. В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, в торжественной обстановке был открыт величественный монумент в память о воинах Советской Армии и партизанах, освободивших город от фашистских захватчиков. На постаменте – скульптурная группа партизан, хозяев брянских лесов и тут же слова:

Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.

Музыкальный отрывок из песни.

«Случайный вальс» (слайд №10)

 Воспитатель: Автор этой песни Марк Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?

Работа шла успешно, и вскоре песня была готова. Оставалось лишь проверить ее на слушателях. На всех остановках Фрадкин, аккомпанируя себе на трофейном аккордеоне, исполнял «Офицерский вальс» (так вначале называлось это сочинение) перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта.

Песня удалась. Об этом можно было судить по тому, с какой молниеносной быстротой она распространилась. Многие эшелоны обгоняли поезд, в котором ехали авторы, и увозили с собой «Офицерский вальс». «Приезжаем мы на какую-нибудь станцию, а там солдаты уже поют:

Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука...

Редко какая новая песня сразу же после своего рождения пользовалась на фронте такой популярностью, как эта. А когда ее спел по радио Леонид Утесов, то, пожалуй, не было человека, который бы ее не знал. Остается добавить немногое. Авторы решили изменить первоначальное название на «Случайный вальс». Ведь песня была не только «офицерской», но и солдатской...(музыкальный отрывок).

Сообщение  учащегося о Леониде Утесове (слайд № 11).

Воспитатель: Нельзя не вспомнить и о таком музыкальном жанре как симфоническая музыка. Мы с вами прекрасно знаем, как помогала выжить и победить музыка. Написанная Дмитрием Шостаковичем в блокадном Ленинграде и вошедшая в мировую музыкальную культуру как 7-я симфония была позже названа "Ленинградской".

Видеоролик с отрывком из 7-й симфонии Шостаковича (слайд №12)

3. Рефлексия. 

Воспитатель: Как вы понимаете тот вопрос, что я вынесла в тему нашего занятия: «Когда говорят пушки, музы молчат?» - ответы детей.

Что нового сегодня вы узнали?

 

Слайд № 13 «Синквейн» (правила синквейна)  Приложение.

 

Воспитатель: Попробуем составить синквейн по теме нашего занятия самостоятельно. Итак, тема синквейна – Творчество. Музыка. Война.

- Запишите.

Заслушиваются ответы обучающихся.

-  Вот какой синквейн составила я:

Музыка

Военная, боевая

Воевать, вдохновлять, помогать

Музыка – дело серьезное

Оружие!

 

Воспитатель: Таким образом, музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны была направлена на помощь фронту. Люди различных областей искусства вносили свой посильный вклад для Победы. Как пелось в одной известной песне: «Одной на всех!..» Мы не должны забывать о подвиге этих людей. Должны помнить и гордиться ими.

 

Использованная литература:

К истории патриотического мира. Родина: журнал.-1992.- № 6-7.

Сборник песен военных лет. М.,1976г.

«В тылу и на фронте» Издательство политической литературы. М., 1985г.

Павленко Н.Г. Была война… – М., 1994.

Соколов Б.В. Цена победы. – М., 1991

Написание синквейнов и работа с ними  (рус.). Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ)

Интернет-ресурсы

http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

https://vivanca.ru/voennye-pesni-41-45-godov/

https://www.youtube.com/watch?v=xu2wDkO0pb8

https://www.youtube.com/watch?v=F9vTj2ioFr0&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=5-LBIeg4LPc&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=pefW8euBLuM

 

 

Приложение.

 

Метод «Написание синквейна»

На этапе обобщения используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует в кратких выражениях резюмировать изучаемый материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

 

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Например, народ

Народ.

Могучий, храбрый.

Пел, сражался, победил.

Народ- герой войны.

 

Победитель!




 

Скачано с www.znanio.ru

Открытое занятие « Когда говорят пушки, музы молчат? » ( в рамках проекта духовно-нравственного направления)

Открытое занятие « Когда говорят пушки, музы молчат? » ( в рамках проекта духовно-нравственного направления)

Война — зловещее слово, чудовищное событие в жизни любой страны

Война — зловещее слово, чудовищное событие в жизни любой страны

Воспитатель: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца

Воспитатель: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца

Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал

Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал

Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре

Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре

И лежит у меня на ладони Незнакомая ваша рука

И лежит у меня на ладони Незнакомая ваша рука

К истории патриотического мира

К истории патриотического мира

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2021