Воспитательное занятие "О правильном питании"

  • docx
  • 21.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала восп зан..docx

Воспитательное занятие «О правильном питании»

 

Цель: формирование основ правильного питания.

Задачи: расширять знания детей о продуктах, которые наиболее полезны и необходимы человеку; формировать представления о разнообразии витаминов; овощей и фруктов, их полезных свойств и значении для организма; закреплять знания детей о режиме питания и его роли для здоровья; развивать память, внимание, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

 

Оборудование: картинки с изображением продуктов, презентация, вопросы для викторины с ответами-картинками, карточки для игры «Приготовь блюдо».

       

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

      Ребята, сегодня мы поговорим о правильном питании.

2. Актуализация знаний

      Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.

      Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за своим питанием. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.

      - Зачем человек ест? (ответы детей)

       Мудрые философы говорят: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей», как вы это понимаете? (ответы детей)

      Вывод: человеку необходимо питаться.

3. Игра: «Полезное – неполезное» Выберите продукты, которые полезны для вас и прикрепите на доску слева.

      Рыба, пепси-кола, кефир, фанта, чипсы, геркулес, мясо птицы, чупа-чупс, мороженое, подсолнечное масло, пирожное, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб, картофель, эклер, жевательная резинка.

      Назовите неполезные продукты. Прикрепите на доске справа.

4. Беседа (сопровождается просмотром презентации).

- Сколько раз в день необходимо питаться? (ответы детей)

Завтрак

Второй завтрак

Обед

Полдник

Ужин

     «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть?» - почему так говорят? (ответы детей)

      Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей.

      Режим питания играет тоже очень большую роль в правильном питании. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным.

      Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех – пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона питания, так в ужин съедается до 65 % от всей пищи, положенной на день, а ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед и лишь 20 % должны принадлежать ужину.

      Давайте построим пирамиду здорового питания, разработанную НИИ Питания РАМН, состоящую из пяти групп пищевых продуктов.

      Важно помнить два принципа:

      Ежедневно организм должен получать все необходимые пищевые вещества.

      Количество пищевых веществ должно соответствовать индивидуальной суточной потребности человека в энергии.

Жиры, масло, сахар, кондитерские изделия – ограниченное потребление;

Мясо, рыба, птица, яйца, бобовые, орехи – 2 порции в день;

Молочные продукты – 2-3 порции в день;

Овощи – 3-5, фрукты – 2-4 порции в день;

Зерновые – 5-7 порций в день.

Завтрак:

      То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу. Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.

Второй завтрак:

      Второй завтрак - это, как правило, более легкая еда или закуска, помогающая восполнить энергию.

Обед:

      Обед — второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища

   - Чем можно заняться после обеда? (ответы детей)

Полдник:

      - Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.

      - Какие вы знаете молочные продукты? (ответы детей)

 Пора ужинать:

      Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.

      Белки, жиры и углеводы.

      Ученые установили, что примерно половину всей пищи, которую человек съедает за день, должны составлять продукты, содержащие углеводы.  Это хлеб, крупы, картофель, овощи, зелень. Третью часть дневного рациона должны составлять белки – это мясо, рыба, молоко, яйца. А шестую часть жиры – сливочное и растительное масло.

      Питание должно быть разнообразным – разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в организм необходимых веществ.

      Пища должна тщательно пережевываться – пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельченная пища легче переваривается.

      Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется. Последний прием пищи должен быть не позднее 2-х часов до сна.

      Не торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при двух. Так достигается насыщение без переедания.       

      Витамины и минеральные вещества.       

      Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов — состояний, вызванных недостатком витаминов. Это — быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это — следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь.

     Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.

      Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В2, В3) и жирорастворимые (А, D, Е).

      Витамин С улучшает самочувствие и повышает иммунитет. Содержится в чесноке, капусте, луке и др. овощах, фруктах и ягодах.

      Витамины группы B – участвуют в энергетическом обмене, нужны детям для роста, и для нормального развития нервной системы. Содержатся в зерновых, крупах, дрожжах, семечках, печени рыб и животных, рыбе, мясе, мясных субпродуктах, морепродуктах, зелёных овощах, бобовых, картофеле, сухофруктах.

      Витамин А – это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

      Витамин D сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Содержится в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

      Витамин Е улучшает питание клеток, укрепляет стенки кровеносных сосудов. Содержится в растительных маслах, крупах, хлебе, овощах, фруктах, орехах.

      Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами и минеральными веществами — увеличение потребления овощей и фруктов.

      Вывод: Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и минеральных веществ.

      А, сейчас, мы с вами отдохнем немножко.

       Оздоровительная минутка «Вершки и корешки»

      Я буду называть овощи. Если едим подземные части, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Морковь, помидор, картофель, огурец, свекла, тыква, баклажан, редис, лук, кабачок, чеснок)

       5. «Фруктово-ягодная» викторина.

     - А хорошо ли вы знаете ягоды и фрукты?

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко)

В сушеном виде эта ягода называется изюм. (Виноград)

Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)

«Бархатная» слива (Абрикос)

Самый «нежный» фрукт. (Персик)

В саду эта ягода бывает и красная, и черная, и белая. (Смородина)

Сестра земляники. (Клубника)

Этот желтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он, как краешек Луны.

Вы, его все знать должны. (Банан)

Ягода – любимое лакомство медведей. (Малина)

Медовая и сладкая, как мяч лежит на грядке.

На ломтики разрезается, как будто улыбается. (Дыня)

   6. Молодцы с вопросами справились. Продолжаем смотреть презентацию.  Повторим и запомним правила правильного питания:

Никогда не переедайте.

Ешьте в одно и тоже время, простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается.

Тщательно пережевывайте пищу.

Воздерживайтесь от жирной пищи.

Берегитесь очень острого и соленого.

Употребляйте достаточное количество жидкости.

Не злоупотребляйте сладостями.

      7. Игра «Приготовь блюдо»

Задание: приготовьте традиционное русское блюдо «Окрошка» (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда)

вода, молоко, чай, квас;

яйца, картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, зеленый лук, редис, укроп;

соль, сахар;

майонез, сметана.

      8. Итог.

- О чём мы с вами говорили?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Расскажи о своем любимом блюде. Чем оно полезно?

       Питайтесь правильно! Будьте здоровы!