Государственные символы России.
Цели и задачи: воспитание у детей уважительного отношения к
государственным символам России – флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине.
Оборудование: государственные символы России – флаг, герб, гимн; карта
Российской Федерации; записи народной музыки «Золотое кольцо», плакаты со станциями.
Тихо звучит мелодия народной песни.
Ведущий. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей
стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.
Первая станция – «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни
постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого–либо понятия.
К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы
сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зеленый, это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это – символы.
Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные
организации, учебные заведения, спортивные общества.
Даются задания по группам: придумать и нарисовать символы, которыми
можно обозначить понятия – остановка автобуса; железно - дорожный переезд; книжный магазин, лесная зона.
- флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, ознаающие
суверенитет (независимость) государства.
Задание: Соединить стрелочками название государственного символа и
его определение:
Прикрепленное к деревку полотнице определенного размера и цвета |
Гимн |
Официальная эмблема государства |
Флаг |
Торжественная песня |
Герб |
- Мы прибываем на следующую станцию – «Наша Родина – Россия»
Россия – это страна, в котором мы живем. Росси занимает первое место по
территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы.
Столица нашей Родины – город Москва.
( Рассматривание карты Российской Федерации)
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас тут родное. А матушкой – потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережет нас.
Звучит мелодия народной песни. Ведущий сообщает, что следующая
станция – «Герб России».
В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о
самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука –
геральдика.
Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором
изображает золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава, над головой
орла мы видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всаднике на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, добра над злом.
Даются вопросы и задания:
- кто изображен на Гербе России?
- Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?
- Что вы можете рассказать об орле?
- Назовите цвета герба.
(На фоне народной музыки ведущий продолжает рассказ).
- «Мы прибыли на станцию «Флаг России».
Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.
Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Над зданием
Большого Кремлевского дворца подлет государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические
значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
Бело – синий – красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь
Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир божественный, белый.
Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и
яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, красная площадь и т.д.)
Даются вопросы и задания:
- Объяснить, что означают цвета флага?
- Зачем нужен флаг?
- Где его можно увидеть?
(Под музыку дети «попадают» на станцию «Гимн России»)
- Гимн – это торжественная песня\. Славящая кого-либо. При исполнении
гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так уважение к стране, чей гимн звучит.
Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях,
Например при награждении победителей международных спортивных соревнований.
(Детям читается текст Государственного гимна Р.Ф. включается его запись).
Классу даются вопросы и задания:
А) назвать авторов стихов и музыки гимна России;
Б) в каких случаях исполняют гимн России?
В) какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину?
Г) какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и
бескрайность нашей Родины?
(Подводятся итоги выполнения задания. Всех учащихся благодарят за труд.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.