Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных технологий»
на тему: « Вежливость на каждый день»
Подготовила: преподаватель
Махукова Инна Сергеевна
г. Луганск 2023-2024 уч.год
1. Подготовка классного руководителя
2. План воспитательного часа
3. Литература
1. Классный руководитель методом наблюдения и в процессе индивидуальных бесед с учащимися выявляет актуальность темы и необходимость проведения воспитательного часа.
2. Классный руководитель подбирает необходимый материал по теме воспитательного часа.
3. Разрабатывает план и сценарий классного часа.
4. Классный руководитель инструктирует учащихся по поводу поведения на воспитательном часе.
Ø Воспитательный час вежливости реализует культурно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности.
Ø Главное назначение данного мероприятия – формирование навыков общения и культуры поведения студентов, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация и общечеловеческие ценности.
Ø Воспитательный час предполагает решение следующих задач:
Ø Обучение навыкам культурного общения;
Ø Формирование у студентов навыков речевого этикета и культуры поведения;
Ø Развитие коммуникативных умений в процессе общения;
Ø Развитие культурных человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Воспитательный час
Тема: «Вежливость на каждый день» (урок вежливости).
Цель: Дидактическая: Вспомнить и закрепить основные понятия вежливости, взаимопонимания и правил хорошего тона, актуализировать знания нравственных правил общения, формировать умение оценивать собственную вежливость и вежливость других, а также ценностную ориентацию, навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Развивающая: Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами поведения.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся понимание важности соблюдения нравственных правил общения, нравственные качества такие как: доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, культуру общения, уважение и чуткость друг к другу.
Формы проведения: индивидуально-групповая
Методы проведения: информационно-иллюстративный, игровой
Методическое обеспечение: слайд-презентация, методическая разработка воспитательного часа
Планируемый результат: реализация культурно-нравственного воспитания обучающихся. Уважительное отношение к людям, доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, уважение и чуткость друг к другу.
Сценарий проведения воспитательного часа
Тема: «Вежливость на каждый день»
Цель: Дидактическая: Вспомнить и закрепить основные понятия вежливости, взаимопонимания и правил хорошего тона, актуализировать знания нравственных правил общения, формировать умение оценивать собственную вежливость и вежливость других, а также ценностную ориентацию, навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт взаимоотношений в коллективе.
Развивающая: Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами поведения.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся понимание важности соблюдения нравственных правил общения, нравственные качества такие как: доброжелательность, умение дарить тепло и доброту, культуру общения, уважение и чуткость друг к другу.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, бумага, ручки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Приветствие!
2. Сообщение темы и цели воспитательного часа
Преподаватель: - Посмотрите пожалуйста на экран, предлагаю вам разгадать ребус и узнать тему нашего с вами воспитательного часа (Слайд 1)
Преподаватель: - Да, совершенно верно – «вежливость». Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Тема: «Вежливость на каждый день».
(Слайд 2,3)
Цель занятия: усвоить один из нравственных принципов – вежливость, которым должны руководствоваться все люди; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе, учиться высказывать свою точку зрения в вежливой форме, воспитать привычку соблюдать нормы нравственности при общении с окружающими. (Слайд 4)
Преподаватель: - Итак, сегодняшняя наша с вами беседа о вежливости.
3. Мотивация
Преподаватель: - Давайте послушаем замечательное стихотворение, которое каждый из вас уже неоднократно слышал и видел и задуматься над его словами. (Слайд 5)
Не зли других и сам не злись,
Мы только гости в этом мире тленном
И если что не так – смирись,
И будь умнее – улыбнись!
Ведь в этом мире всё закономерно
Зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно!
Задумайтесь пожалуйста:
- Всегда ли вы вежливы со своими родителями, родственниками, друзьями, одногруппниками, преподавателями?
- Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми и поэтому людям с ним легко и приятно? (Ответ: ВОСПИТАННЫМ).
- Конечно, воспитанным. Ведь вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.
4. Основной этап
Историческая справка
Преподаватель: - А сейчас краткая историческая справка (Слайд 6)
- Что такое «вежливость» и когда появилось это понятие?
До 16 века «вежа» - означало «знаток», тот, кто знает правила приличия.
Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Толковый словарь даёт такое определение вежливости: (Слайд 6)
Вежливость – моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Нельзя конечно не обратить внимание на толкование понятия «вежливости» по словарю нашего с вами земляка В.И Даля (Слайд 7)
Вежливость – это учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.
Преподаватель: - Какие слова вежливости вы знаете? (Ответы учащихся).
- А теперь чтобы лучше вспомнить слова вежливости давайте с вами поиграем в игру «вежливость на каждый день».
Игра «Вежливость на каждый день» (Слайд 8)
· Назовите слова приветствия. (Здравствуйте, добрый день, добрый вечер)
· Выскажите просьбу. (Пожалуйста,…. Вас не затруднит…?)
· Какими словами лучше всего начать знакомство? (Привет, я….)
· Как принято извиняться? (Прости, извини).
· Слова благодарности. (Спасибо, благодарю).
· Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свиданье, был очень рад вас видеть).
· Даша говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать”. Права ли Даша? (Нет).
Преподаватель: А теперь давайте с вами поговорим о происхождении некоторых слов «вежливости».
«ЗДРАВСТВУЙТЕ» (Слайд 9)
Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:
«СПАСИБО» (Слайд 10)
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
«ПОЖАЛУЙСТА» (Слайд 11)
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
«ИЗВИНИТЕ» (Слайд 12)
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Составление «дерева вежливости»
Итак, мы с вами рассмотрели понятия, что значит вежливый человек, а теперь давайте каждый из вас скажет вежливое слово, напишет его на листочке, которые у вас у каждого есть на столе (обучающиеся пишут слова вежливости на листочках и крепят их на ствол дерева на доску).
Вот так выглядит наше с вами дерево вежливости. Мы видим что в корне всех добрых, ещё можно сказать «волшебных» слов стоит конечно же ВЕЖЛИВОСТЬ.
Обсуждение ситуаций
Преподаватель: - Давайте с вами вместе обсудим следующие ситуации:
- Если вы звоните другу, но попали не туда куда нужно, каковы ваши действия? (Ответ учащихся)
- Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос? (Ответ учащихся)
- В коридоре колледжа разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела своего преподавателя/мастера и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? Что нужно было сказать? (Ответ учащихся - (Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
- На перемене мальчики бегали по коридору. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на преподавателя, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здравствуйте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова? (Ответы учащихся – Он должен был извиниться)
Преподаватель: А теперь нам с вами нужно усвоить какие же правила нужно соблюдать, чтобы по праву быть вежливым человеком.
(Слайд 13)(Преподаватель раздаёт памятки вежливости каждому учащемуся)
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
6. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
7. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
8. В общении не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься.
9. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Преподаватель:- А теперь я предлагаю вам проверить себя, на сколько же вы вежливые люди. Хочу чтобы вы прошли тестирование и подсчитали свои баллы, и тем самым узнаете на сколько вы вежливы
да,
почти всегда – 2 балла
иногда – 1 балла
нет, почти никогда – 0 баллов
1. Ты вскрываешь подарок при дарителе и сразу благодаришь за него.
2. Ты здороваешься с родителями друзей, к которым ты приходишь в гости.
3. Ты пропускаешь вперед старших при входе в двери.
4. Ты говоришь «спасибо» после обеда.
5. Каждое утро ты говоришь своим домашним «С добрым утром».
6. Ты говоришь своим домашним перед сном «Спокойной ночи!».
7. Ты никогда не отвечаешь на грубость другого человека.
8. Ты всегда здороваешься с одноклассниками, когда входишь в класс.
9. Ты стараешься выслушивать собеседников, не перебивая их.
10. Ты всегда доносишь мусор до урны.
11. Если ты встречаешься с друзьями, то приходишь на встречи вовремя, не заставляя других ждать.
12. Ты стараешься прекратить разговор, если кто-то начинает говорить тебе сплетни про других.
13. Порой ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение.
14. Иногда ты терпеливо выслушиваешь даже то, что тебя не очень интересует.
15. Ты стараешься не включать дома музыку громко, чтобы не потревожить ни соседей, ни домашних.
16. Ты уступаешь в транспорте место пожилым, беременным и мамам с маленькими детьми.
17. Если кто-то что-то обронил, ты наклонишься, чтобы помочь ему это поднять.
18. Обращаясь к взрослому человеку, ты стараешься назвать его по имени-отчеству (если знаешь) и употребляешь при этом вежливые слова: простите, извините, будьте добры, спасибо, пожалуйста и пр.
19. Ты здороваешься с соседями.
20. Ты извиняешься, если кого-то случайно толкнула.
21. Ты предупреждаешь родителей, куда ты ушла и когда вернешься.
А теперь посчитайте, сколько баллов вы набрали:
0–10 Увы. Ты совсем не вежливый человек. Общение с тобой, будем говорить честно, порой бывает мучительным даже для самых близких тебе людей. Тебе явно надо работать над собой. Будем надеяться, что через некоторое время ты вернешься к этому тесту и на все вопросы ответишь «да, почти всегда».
Совет: Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей.
11–15 В принципе, ты вежливый человек, но от случая к случаю. Тебе есть над чем работать, ведь ты общаешься уважительно далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готова на все, с остальными ты порой держишься холодно и отстраненно.
Совет: Нравится тебе другой человек или нет, надо стараться вести себя ровно со всеми.
17–21 Молодец! Ты очень вежливый человек. (Надеемся, что ты честно отвечала на вопросы). Тебя можно назвать очень внимательным слушателем и собеседником. Ты хорошо воспитана, умеешь общаться с другими людьми, и поэтому окружающие тянутся к тебе, доверяют свои тайны. У тебя наверняка много друзей.
Совет: Так держать!
5. Подведение итогов. Рефлексия
Преподаватель: - Ребята, давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.
(Слайд 14)
Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. Самым «грубым и невежливым» городом был признан индийский Бомбей.
- Давайте, постараемся, чтобы учащиеся нашей группы были самыми вежливыми людьми не только в колледже, но и за его пределами.
- Ребята, вам понравился наш классный час?
Преподаватель: Если вам было интересно, полезно, познавательно, радостно и понравилась наша беседа, вы хорошо оцениваете свою работу на занятии, то поднимите зеленый смайлик, если вам в принципе всё понравилось, но вы считаете что не достаточно хорошо проявили себя, в следующий раз постараетесь лучше, то поднимите жёлтый смайлик, если же «нет» и вам было скучно и грустно, поднимите красный смайлик (Слайд 15)
Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое вежливость и вежливые слова. Давайте постараемся быть вежливыми каждый день и везде!
- Всем спасибо за внимание, до свиданья! (Слайд 16)
Памятка вежливости
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
6. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
7. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
8. В общении не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься.
9. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Памятка вежливости
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
6. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
7. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
8. В общении не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься.
9. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.