Воспитательный час "Нет прав без обязанностей"
Оценка 4.7

Воспитательный час "Нет прав без обязанностей"

Оценка 4.7
docx
20.08.2024
Воспитательный час "Нет прав без обязанностей"
Нет прав без обязанностей.docx

Нет прав без обязанностей

Цель: способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обще­ством, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека).

Задачи:

И      познакомить учащихся с конституционными обязанно­стями в Российской федерации; И      воспитание ответственности за свое будущее; 0      формирование навыков нравственного и законопослуш­ного поведения. Интерактивные стратегии

38. Игра «Нет прав без обязанностей». ^

39. Игра «Необязательный человек». Дидактический материал

33.   Карточки с извлечениями из Конституции РФ для игры N818 перечнем прав и свобод.

Конституция Российской Федерации (Извлечение)

Статья 17

«...»

2. Осуществление прав и свобод человека В гражданина не должно

нарушать прав и свобод других лиц.

Обязанности человека делятся на четыре рода:

1. обязанности перед самим собой;

2. перед семьей:

3. перед государством;

4. перед другими людьми.

Гегель

Принцип единства прав и обязанностей граждан является важнейшим. Если гражданин уклоняется от выполнения обязанностей, то государство может применять по отношению к нему наказания (штраф, конфискация имущества, лишение свободы).

Ведь у государства по отношению к гражданам тоже есть обязанности, а важнейшие из них определены в статье 2 Конституции РФ. Это охрана

и зашита прав граждан.

Конституция РФ определяет 8 основных обязанностей.

Занятие 12. Нет прав без обязанностей

79

ОБЯЗАННОСТЬ - ЭТО УСТАНОВЛЕННАЯ ОБЩЕСТВОМ И

ГОСУДАРСТВОМ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕСТИ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ

И фа «Нет прав без обязанностей»

Инструкция.      Раздайте каждому участнику по «язычку» с извлечениями из Конституции или с названием одного из прав человека и гражданина.

В течение 3-4 минут каждый участник игры знакомится с содержанием своего «язычка». ,.

Свободно перемещаясь по аудитории, нужно найти свою «пару», т. е. объединиться в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей».

Шаг!.

Шаг 2.

Конституция Российской Федерации

» (Извлечение) Статья 15

2. <-..> граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 38

2. Забота о детях и их воспитание - равные право и обязанность родителей.

Статья 38

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 44

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культур­ного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

_____________ПО ЗАКОНАМ ДОБРА. Изучаем Конституцию Российской Федераций

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно

относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина

Российской Федерации.

Порядок выполнения вышеназванных конституционных норм опре­делен в конкретных законах и кодексах.

Основные права по Конституции РФ (найдите соответствие своих прав и свобод основным обязанностям):

^ право на образование;

> право на участие в культурной жизни;

^ право на свободу и личную неприкосновенность;        +•

> право на благоприятную окружающую среду;

> право на труд;

^ право на отдых;

^ право на охрану здоровья;

I право на социальное обеспечение;

> право на жилище;

> право на семью;

> право на детство;

^ свобода литературного, художественного, научного, технического

 и других видов творчества; ^ право на получение квалифицированной юридической помощи

и др.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАЖДЫМ

СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ___________

Притча «Как горели деньги»

Настало время сыну позаботиться о больных родителях, но он совер­шенно не был приучен ни к чему полезному. Отец сказал: «Будешь учиться кузнечному делу в моей кузнице». За сына вступилась мать: «Сам больной, сына надо поберечь, найдем ему работу полегче».

Тайком от отца она давала сыну каждый день немного денег. Вечером довольный, отдохнувший сын приходил домой и вручал деньги отцу. Отец брал их и тут же бросал в огонь. Сын спокойно вместе со всеми садился

Занятие 12. Нет прав без обязанностей

за стол ужинать. Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закон­чился запас денег. Пришлось сыну по-настоящему начать работать. В первый же день уставший, грязный, он протянул отцу заработанные деньги, и отец бросил их в огонь. Сын мгновенно выхватил из огня горя­щие деньги.

г

* Почему изменилось поведение сына, когда отец бросил заработан­ные сыном деньги в огонь? **

* Что не учитывала мать в воспитании сына?

* Какими правами пользовался сын, и какие обязанности он не выполнял?

Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо.

Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.

В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о един­стве прав и обязанностей:

*«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

»* «Как аукнется, так и откликнется»

*«Под лежачий камень вода не течет»

*" «Что посеешь, то и пожнешь»

*" «По Тришке и кафтан»

<*«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«•" «Долг платежом красен»

**•• «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»  и др.

Конституционная обязанность - это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая гражданину опреде­ленный вид поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах и т. д.

Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома.

Игра «Необязательный человек»

Инструкция.     Образуйте группы по 3-4 человека. Обсудите в группах по 1 статье Конституции РФ об обязанностях. Ответьте на вопрос: к чему приводит невыполнение конкретной обязанности?

6 – 6340

82_____________ПО ЗАКОНАМ ДОБРА. Изучаем Конституцию Российской Федерации Попробуйте инсценировать известные вам ситуации, когда человек не выполнял обязанности, но получал или надеялся получить права и свободы.

Вывод: независимо от желания, каждый обязан выполнять обязанности.

Задание Прочтите и обсудите житейскую историю. Притча «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хоро­ший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше нет. " А

- Гвоздей нет, а дырки остались...

Вопросы для обсуждения

1.     Что символизировали вбитые в столб гвозди?

2.     Почему мальчик заплакал?

Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто не привык выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказы­вать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей.

Материал для размышления

Обсудите с детьми фрагмент сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы -у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка. На кустике скоро появился бутон, и Маленький принц пред­чувствовал, что увидит чуда И вот, наконец, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Красавица роза сказала, позевывая:

- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Маленький принц не мог сдержать восторга:

- Как вы прекрасны!

-Да, правда?-был тихий ответ. — И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Скоро оказалось, что роза горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней

измучился. Он закрывал ее широкой ширмой от сквозняков, поливал ключевой

 

Занятое 12. Нет прав без обязанностей

83

водой, и, хотя полюбил прекрасный цветок, его капризы делали Маленького принца несчастным. Он решил странствовать с перелетными птицами. В последнее утро он старательно прибрал свою планету, заботливо прочистил два действующих вулкана. Когда вулканы чистишь, они горят тихо, без извер­жений. Люди на земле слишком малы и не могут чистить вулканы, вот почему они доставляют людям столько неприятностей. Когда он в последний раз полил чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.

- Прощайте, - сказал он розе.

- Я была глупая, - сказала розу с трудом. - Прости меня. Я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. И уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок.

Маленький принц побывал на разных планетах и наконец попал на Землю. Здесь он встретил Лиса и они познакомились.- *'

- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц.

- Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. - Я не приручен.

- А как это - приручить?

- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Я для тебя всего лишь Лис, такой же как сто тысяч'лисов. Яфебе не нужен. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты для меня будешь единственным в целом свете. И я для тебя буду единственным в целом свете...

- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза... наверно, она меня приручила • •

- Очень возможно, - согласился Лис. -Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза дорога тебе потому, что ей ты отдавал все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.

- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучик запомнить.

Контрольные вопросы

1.     Что значит быть в ответе за других? За кого ты в ответе?

2.     Кого называют безответственным человеком?

3.     Что такое обязанности?

4.     Почему человек должен нести обязанности?

5.     Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав без обязанностей».

ЗАПОМНИ!

Уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.

 


 

Нет прав без обязанностей Цель: способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обще­ством, в котором только и возможно свободное и полное…

Нет прав без обязанностей Цель: способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обще­ством, в котором только и возможно свободное и полное…

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома

Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома

Очень возможно, - согласился Лис

Очень возможно, - согласился Лис
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024