Воспитательный потенциал уроков родного языка
Оценка 4.6

Воспитательный потенциал уроков родного языка

Оценка 4.6
docx
15.12.2023
Воспитательный потенциал уроков родного языка
СТАТЬЯ.docx

Воспитательный потенциал уроков родного языка

Барсукова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка,

муниципальное общеобразовательное

учреждение средняя школа с.Еделево,

433763, Ульяновская область, Кузоватовский район,

с.Еделево, ул. Советская, д. 50 А,

89378762469, tatyanka.barsukova.1990@mail.ru

 

«Народ, лишенный традиций, превращается

                                                                  В стадо говорящих животных» -

                                                                                                                      Конфуций.

 

Сегодня, когда в мире так сильно обостряются национальные конфликты, проблема воспитания детей в духе гармонии, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре и языку очень важна. История собственного народа и, как следствие, культура и история других народов. Изменения в общественной жизни нашей страны, изменения в сфере образования делают особенно актуальными проблемы духовности, нравственности, этики, принятия моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любви к своему народу, земле, Отчизне, осознания национальности, уважения к культуре своего народа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одним из приоритетов общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка формирования и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Анализ работы профессиональных образовательных учреждений показывает, что технология использования материалов этнографии и народной педагогики в образовательном процессе разработана не в полной мере, не определены и не обоснованы педагогические условия эффективного использования этнокультурного потенциала образовательной среды в современных социокультурных условиях. Полиэтническая антипедагогическая среда занимает особое место в реализации различных воспитательных задач.

Профессиональное обучение - сложный и многогранный процесс, обусловленный объективными явлениями, происходящими в обществе: научно-техническим и социальным прогрессом, социально-экономической и политической ситуацией и т.д. В период профессиональной подготовки учебное заведение имеет широкие возможности влиять на подрастающее поколение. Это формирует знание и уважение к истории своей страны в целом и региона в отдельности, культуре, национальным традициям и обычаям, религии представителей разных национальностей.

В настоящее время психологи отмечают, что подростковый возраст является важнейшим этапом формирования этнической идентичности. Поэтому в случае целенаправленного воздействия, которое чаще всего проявляется через систему образования, становится возможным формирование этнической толерантности, духовной связи с малой родиной, знания и уважения к ее истории. Культура, национальные традиции, адаптивность к региональным условиям, необходимость быть востребованным на региональном рынке труда. Знания и коммуникативные навыки, приобретенные в ходе профессиональной подготовки, должны помочь, с одной стороны, человеку осознать свои корни,
 и тем самым иметь возможность определить место, которое он занимает в мире, реализовать себя как представителя определенного народа, носителя культурных, национальных, религиозные ценности. А, с другой стороны, привить ему уважение и интерес к другим культурам, умение эффективно сотрудничать с их представителями.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Отношения в семье проецируются на отношения в обществе и формируют основу гражданского поведения человека.

Следующим этапом становления гражданином России является осознанное принятие человеком традиций, ценностей, особых форм культурной, исторической, социальной и духовной жизни своего родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение,  такие понятия, как "Отечество", "малая родина", "родная земля", "родной язык", "моя семья и близкие", "мой дом" наполняются конкретным содержанием. Высшим этапом духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая сегодня особенно актуальна и не может быть решена без глубокого знания духовного богатства своего народа, приобщения к народной культуре. Особенность народной культуры в том, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформации, мутации благодаря вековому отбору реального, ценного, правдивого, воплощающего народную мудрость.

Поскольку в поликультурном регионе невозможно полностью изучить все аспекты национальной культуры, более эффективно знакомиться с различными народными традициями и ценностями, используя следующие параллели:

1) народная философия как основа существования этнокультуры;

2) человек в природе: взаимоотношения с космосом, природой, правила поведения на природе;

3) семья: отношение к родству и его значимости, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т.д.;

4) народное творчество: игрушки, фольклор, костюм, быт и т.д.;

5) отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т.д.;

6) народные традиции, обряды, ритуалисты; *ценностные ориентации.

Этнокультурная составляющая стала важным фактором в образовательном процессе. Я строю этот процесс, руководствуясь следующими принципами:

1) Принцип патриотизма. Воспитание и воспитательная работа должны: соответствовать истории, характеру, традициям народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России;

2) Принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться информацией об истории развития соответствующих наук;

3) Принцип воспитательного тренинга. Дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности студентов.

При изучении родного языка каждому предоставляется возможность самореализоваться как представителю определенной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурной средой; растущая личность вовлекается в цивилизационные процессы, основанные на этнокультурных общероссийских и общечеловеческих ценностях. Содержание учебного материала уроков родного языка потенциально позволяет овладеть системой знаний о различных аспектах этнических культур: особенностях повседневной жизни, традициях семейного воспитания, особенностях традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного образа жизни. Реализуя эти направления, я вместе с другими преподавателями провожу календарные и ритуальные праздники.

Фольклорные произведения являются основным средством формирования эстетических и духовных потребностей учащихся, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отечеству и Отчизне-матушке. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - значит дать дельный совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к своей малой родине на основе развития национального самосознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Это чувство возникает от общения человека с природой, с семейной историей, языком, родной землей.

Почти на каждом уроке я выделяю время на фольклорные минуты, которые помогают закрепить изучаемую тему, повторить материал или просто снять напряжение, усталость. Необычные формы занятий, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают творческие способности, обогащают и развивают детей. Я стараюсь проводить нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии, презентационные занятия с ребятами.

Можно сделать вывод, что этнокультурное образование, реализующее принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность внедрения в образовательный процесс контента, связанного с историей, традициями и культурой своего региона.

Таким образом, я считаю, что богатство народа - это не только развитая экономика, но, прежде всего, высокое национальное самосознание. Знание истории своего народа, использование родного языка, культуры и уважение к народным традициям являются главными задачами для школьников нашей школы. И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к себе, к другим людям, то мы должны вернуть подрастающему поколению все лучшее, что создавали наши предки на протяжении веков.

 


 

Воспитательный потенциал уроков родного языка

Воспитательный потенциал уроков родного языка

Важнейшей целью современного отечественного образования и одним из приоритетов общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка формирования и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина

Важнейшей целью современного отечественного образования и одним из приоритетов общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка формирования и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина

А, с другой стороны, привить ему уважение и интерес к другим культурам, умение эффективно сотрудничать с их представителями

А, с другой стороны, привить ему уважение и интерес к другим культурам, умение эффективно сотрудничать с их представителями

Этнокультурная составляющая стала важным фактором в образовательном процессе

Этнокультурная составляющая стала важным фактором в образовательном процессе

Фольклорные произведения являются основным средством формирования эстетических и духовных потребностей учащихся, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое…

Фольклорные произведения являются основным средством формирования эстетических и духовных потребностей учащихся, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023