Воспитательный потенциал уроков родного языка
Барсукова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка,
муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя школа с.Еделево,
433763, Ульяновская область, Кузоватовский район,
с.Еделево, ул. Советская, д. 50 А,
89378762469, tatyanka.barsukova.1990@mail.ru
«Народ, лишенный традиций, превращается
В стадо говорящих животных» -
Конфуций.
Сегодня, когда в мире так сильно обостряются национальные конфликты, проблема воспитания детей в духе гармонии, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре и языку очень важна. История собственного народа и, как следствие, культура и история других народов. Изменения в общественной жизни нашей страны, изменения в сфере образования делают особенно актуальными проблемы духовности, нравственности, этики, принятия моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любви к своему народу, земле, Отчизне, осознания национальности, уважения к культуре своего народа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одним из приоритетов общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка формирования и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Анализ работы профессиональных образовательных учреждений показывает, что технология использования материалов этнографии и народной педагогики в образовательном процессе разработана не в полной мере, не определены и не обоснованы педагогические условия эффективного использования этнокультурного потенциала образовательной среды в современных социокультурных условиях. Полиэтническая антипедагогическая среда занимает особое место в реализации различных воспитательных задач.
Профессиональное обучение - сложный и многогранный процесс, обусловленный объективными явлениями, происходящими в обществе: научно-техническим и социальным прогрессом, социально-экономической и политической ситуацией и т.д. В период профессиональной подготовки учебное заведение имеет широкие возможности влиять на подрастающее поколение. Это формирует знание и уважение к истории своей страны в целом и региона в отдельности, культуре, национальным традициям и обычаям, религии представителей разных национальностей.
В настоящее
время психологи отмечают, что подростковый возраст является важнейшим этапом
формирования этнической идентичности. Поэтому в случае целенаправленного
воздействия, которое чаще всего проявляется через систему образования,
становится возможным формирование этнической толерантности, духовной связи с
малой родиной, знания и уважения к ее истории. Культура, национальные традиции,
адаптивность к региональным условиям, необходимость быть востребованным на
региональном рынке труда. Знания и коммуникативные навыки, приобретенные в ходе
профессиональной подготовки, должны помочь, с одной стороны, человеку осознать
свои корни,
и тем самым иметь возможность определить место, которое он занимает в мире,
реализовать себя как представителя определенного народа, носителя культурных,
национальных, религиозные ценности. А, с другой стороны, привить ему уважение и
интерес к другим культурам, умение эффективно сотрудничать с их
представителями.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Отношения в семье проецируются на отношения в обществе и формируют основу гражданского поведения человека.
Следующим этапом становления гражданином России является осознанное принятие человеком традиций, ценностей, особых форм культурной, исторической, социальной и духовной жизни своего родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение, такие понятия, как "Отечество", "малая родина", "родная земля", "родной язык", "моя семья и близкие", "мой дом" наполняются конкретным содержанием. Высшим этапом духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая сегодня особенно актуальна и не может быть решена без глубокого знания духовного богатства своего народа, приобщения к народной культуре. Особенность народной культуры в том, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформации, мутации благодаря вековому отбору реального, ценного, правдивого, воплощающего народную мудрость.
Поскольку в поликультурном регионе невозможно полностью изучить все аспекты национальной культуры, более эффективно знакомиться с различными народными традициями и ценностями, используя следующие параллели:
1) народная философия как основа существования этнокультуры;
2) человек в природе: взаимоотношения с космосом, природой, правила поведения на природе;
3) семья: отношение к родству и его значимости, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т.д.;
4) народное творчество: игрушки, фольклор, костюм, быт и т.д.;
5) отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т.д.;
6) народные традиции, обряды, ритуалисты; *ценностные ориентации.
Этнокультурная составляющая стала важным фактором в образовательном процессе. Я строю этот процесс, руководствуясь следующими принципами:
1) Принцип патриотизма. Воспитание и воспитательная работа должны: соответствовать истории, характеру, традициям народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России;
2) Принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться информацией об истории развития соответствующих наук;
3) Принцип воспитательного тренинга. Дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности студентов.
При изучении родного языка каждому предоставляется возможность самореализоваться как представителю определенной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурной средой; растущая личность вовлекается в цивилизационные процессы, основанные на этнокультурных общероссийских и общечеловеческих ценностях. Содержание учебного материала уроков родного языка потенциально позволяет овладеть системой знаний о различных аспектах этнических культур: особенностях повседневной жизни, традициях семейного воспитания, особенностях традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного образа жизни. Реализуя эти направления, я вместе с другими преподавателями провожу календарные и ритуальные праздники.
Фольклорные произведения являются основным средством формирования эстетических и духовных потребностей учащихся, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отечеству и Отчизне-матушке. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - значит дать дельный совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к своей малой родине на основе развития национального самосознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Это чувство возникает от общения человека с природой, с семейной историей, языком, родной землей.
Почти на каждом уроке я выделяю время на фольклорные минуты, которые помогают закрепить изучаемую тему, повторить материал или просто снять напряжение, усталость. Необычные формы занятий, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают творческие способности, обогащают и развивают детей. Я стараюсь проводить нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии, презентационные занятия с ребятами.
Можно сделать вывод, что этнокультурное образование, реализующее принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность внедрения в образовательный процесс контента, связанного с историей, традициями и культурой своего региона.
Таким образом, я считаю, что богатство народа - это не только развитая экономика, но, прежде всего, высокое национальное самосознание. Знание истории своего народа, использование родного языка, культуры и уважение к народным традициям являются главными задачами для школьников нашей школы. И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к себе, к другим людям, то мы должны вернуть подрастающему поколению все лучшее, что создавали наши предки на протяжении веков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.