Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Цель:
создание условий для формирования у учащихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.
Задачи: Организовать деятельность, способствующую:
• выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
• осмыслению понятия «человек – личность»;
• развитию потребности к самоанализу;
• расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
• осознанию учащимися значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.
• Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе, как основу для открытого общения с собой и другими.
Я - личность.docx
Воспитательный час на тему:
«Я – личность».
Разработала мастер п/о
Овчинников М.С.
Торез, 2017
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Цель:
1 создание условий для формирования у учащихся осознанной потребности в
самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и
самоопределения.
Задачи: Организовать деятельность, способствующую:
выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
осмыслению понятия «человек – личность»;
развитию потребности к самоанализу;
расширению представлений о себе, определению важных сторон своей
личности;
осознанию учащимися
значимости определения ценностных
приоритетов, жизненных целей.
Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе, как основу
для открытого общения с собой и другими.
Оборудование: чистые листы, ручки, 2 набора для головоломки.
Ход занятия
Учитель
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на
первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что
у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для
развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела
новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга
обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу
использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме
своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом,
доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что
фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого
сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В
понятии “индивид” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом
можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и
высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по
существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как
индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество,
2 становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически
сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже
готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое
переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как
реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они
действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в
качестве члена общества, соучастника исторического процесса.
Студент
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество,
приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и
характеризующее меру представленности общественных отношений в
индивиде.
Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых
межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти
межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах
и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Студент
Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием
психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность,
составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера,
привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов
(восприятия,
в способностях,
индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с
одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей личность
человека неповторима в своей индивидуальности.
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из
окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и
психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как
“Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.
воображения),
памяти,
мышления,
Студент
Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса
развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который
3 обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать
отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются
находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2 – 3 лет, ребенок
отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных
действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя
последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в
качестве субъекта собственных действий и поступков ( в речи ребенка
появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей
среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).
Студент
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление
к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как
субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление
самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”.
Образ “Я” это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая,
переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом
себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я”
тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по
отношению к самому себе.
1. Психологический настрой
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует, на мой
взгляд, всех. Мы поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек –
самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что
человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого
себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И
каждый из вас посвоему будет прав, потому что все вы неповторимы и
индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ»,
«ПОМОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое
ёмкое
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»
Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – студент, студентка;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;
слово
«Я»?
4 Я – пешеход, т.д.
– Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда
оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет
назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!»
Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены
людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и
женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген
искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенно
стей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность.
Попробуем отыскать ее и мы. «Я – личность», – так и будет звучать тема
нашего классного часа.
2. Работа с понятиями
– Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных
источниках это понятие трактуется поразному.
Личность – человек как носитель какихто свойств. (С.И. Ожегов «Словарь
русского языка», 1987г.)
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности,
устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида
как члена общества
(Советский энциклопедический словарь, 1986г.)
Личность – результат социального становления индивида путём преодоления
трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8
класс». Автор Кравченко А.И., 2009г.)
3. Групповая работа
Учащиеся делятся на три группы.
– Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте
своё определение.
Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают
составленные ими определения.
– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной
стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны,
неразрывно связанный с обществом и, втретьих, прошедший в своём развитии
долгий путь.
Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века
считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся
5 ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и
каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли,
облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала
матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает
она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека».
Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с
определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности
новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний
продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих
усилий, результат кропотливой работы.
4. Индивидуальная работа
– В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы:
«Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас
подумает и запишет 2 – 3 качества характера, которые вам нравятся в себе.
Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся
написанным со своими одногрупниками.
5. Рефлексия
– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?
6. Дискуссия
– Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, посвоему
уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои
достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим
людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать
поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные
стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать
вас зрелой личностью?
Ответы учащихся
– По – настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому
свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я
назову вам эти черты. Это – бескорыстие, верность, уважение, терпимость,
трудолюбие, демократичность, сочувствие, доброта, отзывчивость,
ответственность, честность, смелость. Попробуйте дать определение каждому
6 из этих понятий. Я предлагаю вам выполнить следующее задание –
соотнесите понятие и его определение.
Каждая группа получает лист с заданием, обсуждают его в группах.
7. Рефлексия
– Скажите, какие качества личности помогли вам справиться с заданием?
Ответы учащихся
На доске – список качеств деловой личности.
– Существует мнение, что деловая успешная личность должна отличаться
оперативностью, расчётливостью, креативностью, организованностью,
коммуникабельностью, ответственностью, изобретательностью,
дисциплинированностью, собранностью.
Выберите из данного списка именно те качества, которые помогли вашей
группе быстро справиться с заданием.
От каждой группы выходит представитель и отмечает маркером
определённого цвета качества, которые выбрала группа. На доске чётко
видно, какие качества больше всего необходимы деловому человеку.
– Обладаете ли вы качествами деловой личности?
8. Релаксация
– Любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Предлагаю
немного расслабиться.
9. Ранжирование ценностей. Групповая работа
– Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи
человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими
нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы
зависим от него.
В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к
новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти
ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои
ценности» проведём исследование и обсудим результаты.
Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие
нравственные ценности:
Семья
Здоровье
7 Материальные ценности
Любовь
Дружба
Отечество
Творчество
Образование
Свобода
Интересная работа
Эти слова отображены на доске в двух вариантах. У каждой группы
может получиться свой вариант ранжирования.
10. Обсуждение результатов
– А почему вы именно так расположили ценности?
Ответы детей.
Используя результаты ранжирования, дети на доске рисуют дерево, в котором
корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его
поддерживает и является опорой в жизни;
ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней
жизни;
крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему
стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.
– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а
какие – крону.
Выполняют задание
– Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует
расположение этих важных понятий?
11. Работа с персоналиями
– Предлагаю вам ещё раз вернуться к определению понятия личность.
– Давайте обратимся к людям, проделавшим большой путь работы над собой,
чтобы стать личностью.
Учащимся предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как эти люди
добились того, что их имена стали известны всем в мире?», «Можем ли мы их
назвать успешными личностями? Почему?»
– Поделитесь мыслями, как стать успешной личностью, найти своё место в
жизни?
8 Ответы учащихся.
12. Подведение итогов
– Закончить наш классный час я хотела бы притчей.
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем
советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой
он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и
спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я
спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму
руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил
завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?».
«Все в твоих руках!»
Входя в дома любые –
И в серые и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
9 Источники:
1. Андреева А. М. Социальная психология. М., 1980. С. 46.
2. Белоус Бы. Б. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990. С. 5657.
3. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир особенности // Проблемы
общения в психологии. М., 1981. С .9.
4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как решить конфликты.
М., 1992. С 7475.
5. http://metodportal.net/node/1900
6. a rel="nofollow" href="http://metodportal.net/node/1900"
7. http://5fan.ru/wievjob.php?id=1794
10
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Воспитательный час на тему: «Я – личность!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.