Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"
Оценка 4.9

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
20.01.2020
Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"
Воспитательский (классный) час для детей с ОВР 12-14 лет о толерантности
Жить в мире с собой и с другими1.docx

Жить в мире с собой и с другими

Цель: создание условий для формирования компетенций в самостоятельно-познавательной деятельности

Задачи:

О.- расширять и укреплять понятия «толерантность, интолерантность»; уточнять принципы мирного общения; учить договариваться, не прибегая к физической силе; раскрыть характеристики толерантности и интолерантности.

К.- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности разными способами;

В.- воспитание терпимости к отличиям людей

Форма: тренинг

Материалы и оборудование: ноутбук и телевизор, презентация, ручки, бумага, карточки, видеоролики.

 

Ход занятия:

Добрый день, дорогие гости! Добрый день, воспитанницы! Мы начинаем наше занятие. Сегодня, наше занятие пройдет в форме тренинга.

СЛАЙД1. На столах у вас тоже есть эти правила, которые надо соблюдать обязательно:

·                    Доверительный стиль общения.

·                    Общение по принципу "Здесь и теперь".

·                    Искренность в общении.

·                    Конфиденциальность всего происходящего в группе.

·                    Активное участие в происходящем.

·                    Оцениваем не участника, а его действия и поступки.

·                    Уважение говорящего.

Вводный этап.

Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят за столами. Воспитатель приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Вика, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Вика выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вы думаете, какой вывод можно сделать из этого упражнения? /Хоть мы все и разные, но все равно чем-то похожи/

 

А раз у нас у всех есть то, что объединяет нас, то мы должны быть терпимее к нашим отличиям.

И как же в современном мире мы называем терпимость к чужому мировозрению, вероисповеданию, образу жизни и обычаям? /Толерантность/

СЛАЙД 2. Совершенно верно. Именно о терпимости и о нетерпимости мы будем говорить сегодня. И проведем наш тренинг на тему: «Жить в мире с собой и с другими»

 

Основной этап

Кто знает, как давно появилось понятие толерантная личность?

СЛАЙД 3 На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

 

СЛАЙД 4 Видео о толерантности

А что означает тогда слово интолерантность?

Интолерантность — несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность.

То есть противоположность толерантности.

 

СЛАЙД 5. Упражнение толерантный домик

Посмотрите какой аккуратный, надежный, на первый взгляд, домик. Кирпичи лежат плотно. На кирпичиках надписи. Среди них есть как толерантные, так и интолерантные высказывания. Зачеркнуть кирпичи с интолерантными надписями.

Список:

1.     Признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

2.     Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

3.     Доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);

4.     Уважение культурной самобытности и языков других наций;

5.     Позитивное отношение к людям других национальностей.

6.     Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

7.     Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

8.     Умение договариваться без оскорблений и применения физической силы;

9.     Ставить себя выше остальных;

10. Неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;

11. Пренебрежительное отношение к другим людям    

12. оскорбления, насмешки, игнорирование(отказ в беседе, в признании);

13. понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной национальности как лучшей по сравнению с другими национальностями;

14. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

15. преследования, запугивания, угрозы;

16. Отсутствие чувства солидарности;

 

СЛАЙД 6 Что у нас получилось? Дом с дырами. Вы ведь понимаете, что в таком доме жить не слишком уютно. Но значит ли это, что мы должны отказаться от своего собственного мнения в угоду окружающих? Давайте подумаем

 

СЛАЙД 7 Упражнение «Линейка»

Цель: осознание характеристик толерантного и интолерантного человека.

Психолог:  У стены встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (воспитанники располагаются в комнате согласно своему решению, далее проводится опрос о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.

СЛАЙД 8 Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».

Последний вариант отражает позицию толерантного человека.

 

СЛАЙД 9 Давайте, посмотрим небольшой видеоролик. Что можно сказать о детях в видеоролике? Толерантны ли одноклассники? Почему новенький так отреагировал на заботу? То есть, быть толерантным – не значит навязывать свою заботу, шумно заявлять о том, что человек тебе приятен, но при этом быть навязчивым. Что именно хотели донести до новенького одноклассники? Получилось у них? То есть умение разговаривать очень важно – ведь нужно найти такие слова, чтобы донести свое мнение и мысль не обидев собеседника.

Недопонимание часто является причиной неприязни. Неприязнь может перерасти в ненависть и неприятие. Давайте попробуем пообщаться

 

Упражнение «Белоснежка» (30 минут)

Как вы помните, Белоснежку, приютили гномы, когда злая мачеха приказала Охотнику отвести ее в лес и убить. Одна участница будет играть роль Гнома. Другая – Белоснежки. А остальные – будут Злыми колдуньями (или колдунами), которые притворяются Белоснежкой. Ваша задача – убедить гнома, что именно вы – настоящая Белоснежка.  Задача гнома – распознать среди злых колдуний настоящую Белоснежку. Сейчас вы выберете карточку и узнаете, кем именно вы должны стать.

Колдуньям и Белоснежке дается 5 минут на подготовку, можете записать свои тезисы. Помните, вы должны быть очень убедительны. Совет Гному – будь внимателен.

Рефлексия: (5 минут)

Вопрос для обсуждения.

§     Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

§     Какие выводы об общении ты можешь сделать после этого упражнения?

 

1.Важна каждая мелочь: мимика интонация громкость, жесты

2.Чтобы убедить кого-либо в своей правоте не обязательно кричать и волноваться

3.Люди могут обмануть вас, вы можете довериться не тому человеку. Но не стоит сразу всех записывать в обманщики

4.Правильное общение может помочь даже в безнадежной ситуации.

 

Почему люди становятся интолерантны, что этому способствует?

Давайте, посмотрим сейчас отрывки из фильмов и вы мне скажете, где именно и почему мы видим нетерпимость к чему-либо. Вы можете записывать на лист. После просмотра вы можете немного посовещаться своими подгруппами

СЛАЙДЫ 10, 11, 12 Просмотр, обсуждение

Так где именно вы увидели интолерантное отношение? Почему вы так решили?

 

СЛАЙД 13 Психологи выделяют 4 основные группы причин интолерантного отношения.

Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Даже если у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «зима – это обязательно – снег, мороз и метель», но ведь даже наши зимы не всегда так суровы.

Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, на основании не личного знакомства с ним, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.  Например, мы не доверяем людям кавказской национальности, потому что они все боевики и террористы.

Дискриминация – негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определенных прав на основании наличия какого-либо признака. Так же может быть связана с полом, национальностью, уровнем дохода и вероисповеданием. Пример вы видели в отрывках из фильма «Пианист». Притеснение, гонение людей еврейской национальности.

 

Предлагаю вам оценить себя и свою толерантность. Короткая анкета. Теперь подсчитайте, пожалуйста число совпадений плюсов в колонке А и в колонке В. Есть ли у кого-либо на одну и ту же черту совпадение,  0 и +? Можешь сказать на какую, если не стесняешься. А что это означает?

 

А теперь представьте такую ситуацию: Вы идете по улице. Видите грязного, оборванного человека. Он попрошайничает у прохожих. Какие первые мысли приходят в голову? Только искренне.

На самом деле такой человек нуждается в помощи. И не важно – оказался он сам виноват в такой ситуации или так сложились обстоятельства. Можно много говорить «Я толерантный человек, я хорошо отношусь к людям разных профессий, доходов, социальных слоев…». И ваши слова, жесты, мимика будут убедительны для окружающих. Вам будут верить. Но однажды встретиться с обычным БОМЖом и выплеснуть на него свое неприятие, нетерпимость и презрение. Слова без реальных поступков останутся просто словами.

 

Упражнение на невербальную поддержку

Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему,  видеть нуждающихся в помощи.

Участники с закрытыми глазами сидят в кругу, близко друг к другу. Ведущий ходит вокруг, дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, обнимают его с двух сторон. И так поочередно.

Что ты почувствовал, когда по твоему  сигналу к тебе подошли «спасатели»?

 

Что ж, мы много сегодня обсудили. И это не последний наш разговор на эту тему. Но наш тренинг подходит к концу. Думаю, вам стоит вернуться к своим именам и личностям. Как вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? Что было непонятным?

Рефлексия «Дерево толерантности» (творческое задание)

Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наша группа, ваш детский дом, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

§     Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

§     Не ссориться, стараться понять друг друга

§     Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

§     Больше общаться, узнавать друг друга

§     Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

 

Спасибо за работу на занятии.

 

 

 

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"

Воспитательский час:"Жить в мире с собой и с другими"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020