Восприятие младших школьников
Восприятие — это одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. В его процессе человек познает не отдельные свойства предметов, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения.
В зависимости, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обоняния.
Процесс развития восприятия не происходит, само собой. Большую роль играет взрослый, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, он учит выявлять существенные признаки, явления и свойства предмета.
Важная задача учителя – это научить детей слышать, видеть и, воспринимать предметы и явления.
У маленького ребенка восприятие, еще несовершенно. У детей младшего школьного возраста восприятия обычно связанно с практическим оперированием соответствующими предметами, например, воспринимать предмет –это потрогать, пощупать, прикоснуться и манипулировать с ним (см приложение 4).
Нужно учить детей при рассматривание наглядных пособий осмотреть их в определенном порядке, в определенной последовательности. При этом учитель должен знать, какой запас представлений имеется у учащихся. Так же учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьникам мешает правильному восприятию.
Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.
При показе детям каких-либо предметов для наблюдения, учитель спрашивает у них, на что они похожи. После того, как установили сходство, то необходимо добиваться от детей, чтобы они сами могли указать на различия между предметами. Важно, как можно больше включать органов чувств в наблюдения, чтобы ученики могли пощупать предмет. Дальше необходимо постепенно переходить от описания, воспринимаемого к его объяснению.
Наблюдательность хорошо развивается у детей в играх, в картинных галереях. Существуют много полезных игр, в которых нужно обращать внимание на детали, уметь находить черты сходства и различия (см приложение 5,6,1,). Только процессе обучения школьник приучается к наблюдению как целенаправленной деятельности.
Перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию. Для того, чтобы они поняли, что должны увидеть на ней. Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное.
Наблюдательность хорошо развивается и во время экскурсии на природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться. (см приложение 3-5).
Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить и идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб). Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребенок совершает соотносящие действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков - сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким. (см приложение6-8).
Развитие зрительного восприятия младших школьников - одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, чтобы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания всестороннего и гармонического развития личности. Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики. (см приложение 9,6).
В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия –слушанье. Слушание - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми. Умение слушать - профессионально-значимое умение. Во-первых, учитель сам должен уметь слушать ответ ученика (быстро реагировать на ответ, перестраивать - в случае необходимости -формулировку вопроса и т.д.); диалог (поли лог) учеников; своих коллег, родителей и т.п. Во-вторых, учитель должен учить детей внимательно слушать, чтобы обеспечить усвоение учебной информации. (см приложение2).
Развитие наблюдения у школьника I класса связано с его общим развитием, совершенствованием его мыслительной деятельности. Основная направленность развития наблюдения — от пассивного созерцания к активному восприятию. Вначале у ребенка появляется стремление найти активные формы наблюдения путем аналогии со знакомыми предметами через действие с предметом, через мысленное действие и порой даже через доказательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крутецкий В. А... Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980. —352 с, ил.
2. 1.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. -- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с. 1999
4. https://studbooks.net/1602671/psihologiya/rekomendatsii_roditeley_pedagogov
1.«Сравни по длине, ширине, высоте»
Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение. Приложение
2. Игра «Угадай голоса»
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2--3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2--3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
3. Игра «Развиваем чувство времени»
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.
4. Игра " Что в свертке".
Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.
5. Игра "Развиваем наблюдательность"
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.
6. «От маленького к большому»
Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому.
7. Упражнение «Дорисуй фигуры"
Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать
8. «Срисовывание по клеточкам»
Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.
9. Игра «Развиваем глазомер»
Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.