Восприятие младших школьников
Оценка 5

Восприятие младших школьников

Оценка 5
docx
28.03.2024
Восприятие младших школьников
восприятие младших школьников.docx

Восприятие младших школьников

 

Восприятие — это одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. В его процессе человек познает не отдельные свойства предметов, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения.

    В зависимости, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обоняния.

   Процесс развития восприятия не происходит, само собой. Большую роль играет взрослый, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, он учит выявлять существенные признаки, явления и свойства предмета.

   Важная задача учителя – это научить детей слышать, видеть и, воспринимать предметы и явления.

    У маленького ребенка восприятие, еще несовершенно. У детей младшего школьного возраста восприятия обычно связанно с практическим оперированием соответствующими предметами, например, воспринимать предмет –это потрогать, пощупать, прикоснуться и манипулировать с ним (см приложение 4).

    Нужно учить детей при рассматривание наглядных пособий осмотреть их в определенном порядке, в определенной последовательности. При этом учитель должен знать, какой запас представлений имеется у учащихся. Так же учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьникам мешает правильному восприятию.

   Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

   При показе детям каких-либо предметов для наблюдения, учитель спрашивает у них, на что они похожи. После того, как установили сходство, то необходимо добиваться от детей, чтобы они сами могли указать на различия между предметами. Важно, как можно больше включать органов чувств в наблюдения, чтобы ученики могли пощупать предмет. Дальше необходимо постепенно переходить от описания, воспринимаемого к его объяснению.

   Наблюдательность хорошо развивается у детей в играх, в картинных галереях. Существуют много полезных игр, в которых нужно обращать внимание на детали, уметь находить черты сходства и различия (см приложение 5,6,1,). Только процессе обучения школьник приучается к наблюдению как целенаправленной деятельности.

   Перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию. Для того, чтобы они поняли, что должны увидеть на ней. Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное.

   Наблюдательность хорошо развивается и во время экскурсии на природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться. (см приложение 3-5).

   Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить и идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб). Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребенок совершает соотносящие действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков - сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким. (см приложение6-8).

   Развитие зрительного восприятия младших школьников - одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, чтобы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания всестороннего и гармонического развития личности. Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики.  (см приложение 9,6).

  В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия –слушанье. Слушание - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми. Умение слушать - профессионально-значимое умение. Во-первых, учитель сам должен уметь слушать ответ ученика (быстро реагировать на ответ, перестраивать - в случае необходимости -формулировку вопроса и т.д.); диалог (поли лог) учеников; своих коллег, родителей и т.п. Во-вторых, учитель должен учить детей внимательно слушать, чтобы обеспечить усвоение учебной информации. (см приложение2).

    Развитие наблюдения у школьника I класса связано с его общим развитием, совершенствованием его мыслительной деятельности. Основная направленность развития наблюдения — от пассивного созерцания к активному восприятию. Вначале у ребенка появляется стремление найти активные формы наблюдения путем аналогии со знакомыми предметами через действие с предметом, через мысленное действие и порой даже через доказательства.

 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Крутецкий В. А... Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980. —352 с, ил.

2.     1.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. -- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3.     Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с. 1999

4.     https://studbooks.net/1602671/psihologiya/rekomendatsii_roditeley_pedagogov

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.«Сравни по длине, ширине, высоте»                                                        

  Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.                                      Приложение

 2. Игра «Угадай голоса»

Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2--3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2--3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

 3. Игра «Развиваем чувство времени»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

4. Игра " Что в свертке".

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.

5. Игра "Развиваем наблюдательность"

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

6. «От маленького к большому»

Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому.

7. Упражнение «Дорисуй фигуры"                                                             

Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать

8. «Срисовывание по клеточкам»                                                                  

Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

9. Игра «Развиваем глазомер»

Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.


 

Скачано с www.znanio.ru

Восприятие младших школьников

Восприятие младших школьников

Перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию

Перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию

Развитие наблюдения у школьника

Развитие наблюдения у школьника

Сравни по длине, ширине, высоте»

Сравни по длине, ширине, высоте»

Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы

Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024