Проектная деятельность по окружающему миру.
Выприцких Елена Анатольевна –
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей№8»
Трудно переоценить роль внеклассных занятий по предмету окружающий мир в начальной школе. Мало того, что они существенно укрепляют и углубляют знания, полученные учащимися на уроках, стимулируют развитие творческих способностей.
Внеклассные занятия позволяют выйти далеко за рамки программы, расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения.
Преимущество внеклассной работы в отличии от учебной, заключается в том, что в ней учитываются потребности, жизненные ориентиры, увлечения учащихся.
Деятельность детей приобретает для них личностный смысл, становится личностно значимой. При правильной организации внеклассной работы учащиеся чувствуют себя комфортно, создаётся атмосфера непринуждённости, раскованности, так как нет отметок и отрицательных эмоций.
Проведение внеклассных мероприятий по курсу окружающего мира способствует повышению интеллектуального уровня, интереса к учебно-познавательной деятельности, развитию межличностного общения воспитывает чувства любви и бережного отношения к природе и её богатствам.
Есть специальные разделы в программе окружающего мира для внеурочной деятельности. Вот некоторые из них «Животные», «Растения» для младших школьников. «Экология», «Знатоки природы», экскурсии «Экологическая тропа», «Не загрязняйте планету Земля».
Хотелось остановиться на одном из видов работы по теме «Экология» - это инсценировка сказок, рассказов, стихотворений. Можно использовать как авторские, так и сочинённые самими детьми. Вашему вниманию мы представляем сказку «Айболит», которую учащиеся четвертого класса подготовили для первоклассников. Такие выступления старшеклассников воспитывают экологически грамотных малышей, заботящихся о чистоте нашей планеты, предотвращении экологических катастроф.
Экологическая сказка
«Уроки Айболита»
Под звуки народной музыки Сказительница начинает повествование.
Сказительница.
Добрый доктор Айболит!
Он под ёлочкой сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Появляется Заяц, держащийся за живот.
Заяц.
Здравствуй, доктор Айболит!
У меня живот болит!
Айболит.
Что случилось, дорогой?
Ты морковку ел, Косой?
Заяц.
Да, сорвал – и сразу в рот,
А теперь болит живот.
Айболит.
Помогу тебе, дружок,
Но запомни мой урок.
Тут совет совсем простой:
Овощ мой перед едой!
Показывает детям предупреждающий знак.
Айболит.
Лето – жаркая пора!
И запомните, друзья:
Руки нужно с мылом мыть,
Чтоб микробов победить!
Даёт Зайцу мыло.
Сказительница.
Зайчик выучил урок,
Победить болезнь он смог!
Заяц.
Вам, ребята, я скажу:
С мылом я теперь дружу!
Вы здоровье сохраняйте,
Гигиену соблюдайте!
Убегает радостный.
Сказительница.
Следом Волки к Айболиту пришли
И унылую песню завели.
Волки.
Милый доктор, врач зверей,
Защити ты нас скорей!
Нам лекарство не поможет,
Твой наказ всего дороже.
Нету жизни нам, волкам:
Гонят, бьют и там и сям!
Если хищник, то злодей!
Так считают у людей.
Мы же тоже доктора:
Лечим целые стада,
От болезней мы спасаем,
Жизнь животным продлеваем!
Айболит.
Ладно, Серый, помогу,
Людям правду расскажу:
Зря волков не истребляйте!
Жизнь животных изучайте!
Звери разные нужны,
Звери разные важны!
Волк убегает. С шумом «прилетает» Сорока - белобока.
Сорока.
Ой! В лесу стр-р-ряслась беда!
Помощь скор-р-рая нужна!
Я – Сор-р-рока – белобока,
По лесу летаю,
На хвосте своём шир-р-роком
Вести собир-р-раю!
Айболит.
Так, Сорока, не трещи,
По порядку расскажи:
Что случилось? Где беда?
Поскорей веди туда!
Законы леса уважай,
Тишину ты соблюдай!
Сорока.
Люди лес безмерно губят:
То деревья они рубят:
То костры напрасно жгут…
Лес совсем не берегут!
В речке мутная вода –
Поскорей спешим туда!
На сцене – из полотна лёгкой голубой ткани моделируется река. На ткань прикреплены банки, бутылки, коробки, фантики и т.п.-разный мусор.
Айболит изучает и «Слушает» речку.
Айболит.
Наблюдаю за рекой –
И диагноз мой такой:
Здесь вчера туристы были,
Нашу речку загрязнили,
Все кувшинки посрывали
И ракушки потоптали!
Банки, склянки и отходы
Выбросили в эти воды.
Обитатели реки –
Рыбы, раки и мальки –
От обиды стонут,
А сказать не могут,
В грязи задыхаются,
Чуда дожидаются!
Айболит (думает про себя)
Что же делать? Как нам быть?
Реку как освободить?
Нет культуры у людей.
Всё исправим поскорей!
Обращается в зал к детям.
Эй, ребята, помогайте:
Речку быстро очищайте!
Зрители, подходят к речке и «убирают» мусор.
Река.
Ох, очистилась волна,
Ударяет в берега…
Вас, ребята, я хвалю,
За труды благодарю.
В гости всех к себе зову,
Искупаю, освежу!
Исполнение песни: «Помощники»
Сказительница.
Пока речке помогали,
Загрязненье убирали,
Принёс ветер дым костра.
Новая грозит беда!
Показывает детям плакат, на котором изображён огонь, а внизу – снующие муравьи.
Сорока.
Айболит, сюда скор-р-рей!
От огня спасай звер-р-рей!
На пути он всё сметёт!
Лес не скор-р-ро оживёт!
Муравей.
Помогите, помогите,
Муравейник наш спасите!
Пригодимся мы вам, люди!
Доброту не позабудем!
Лес мы зорко охраняем,
Гусениц мы поедаем.
Айболит (своим спутникам).
Против ветра вы быстрей
Уводите всех зверей!
Все лопаты враз возьмём –
Путь огню мы отсечём!
Сказительница.
Лес спасён, пожар потушен.
Айболиту отдых нужен.
Айболит вытирает пот со лба.
Сказительница.
Только сел он на пенёк,
Видит вырванный грибок!
Айболит.
Вот второй, а там и пятый:
Ножки нет, а шляпка смята!
Здесь невежа проходил,
Мухоморы погубил.
Было для него весельем
А для лося он спасенье –
Это каждый должен знать!
Вы запомните, друзья,
Что грибы топтать нельзя!
Сорока.
Айболит, скор-р-рей сюда!
Посмотр-р-ри на дер-р-ревца!
Айболит.
Здесь злодеи побывали:
Веточки пообломали
И кору всю истерзали.
Сок струится по берёзе,
И роняет она слёзы…
Стойте, люди, погодите!
Зря деревья не губите!
Украшает землю лес,
Чистит воздух до небес.
Это дом зверей и птиц –
Руки прочь с лесных границ.
Показывает детям плакат, призывающий к защите леса.
Айболит.
День закончился, но впрок
Надо повторить урок!
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
«Это не я, это не я, это не мои друзья!»
- Не развожу костров в лесу, берегу её красу!
- Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать!
- Любим мы в лесу шалить и кострища разводить!
- С берега кидаем в реку то пакеты, то газеты!
- Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать!
- Молодые деревца мы посадим у крыльца.
- В выходной мы в лес идём, музыку с собой несём,
Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться!
Исполнение песни: «Родная Земля».
Сказительница.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал, смотрел, молодец!
Спасибо за вниманье!
Говорю всем до свидания!
http://refdb.ru/look/3628138.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.