Статья " Моя методика преподавания правовых дисциплин в СПО"
Моя методика преподавания правовых дисциплин в СПО
Обучение праву само по себе априори соотносится с определённой мерой ответственности за уровень, качество и грамотность преподавания, т.к. все эти знания будут применены на практике и автоматически повышают или понижают уровень правовой грамотности населения. Кроме того, не стоит забывать и о престиже учебного заведения, от имени которого ведётся преподавание праву.
Право – это универсальный инструмент, с его помощью можно помочь и навредить, спасти и уничтожить. А следовательно относится к преподаванию такого тонкого и мощного инструментария как право следует весьма тщательно.
В системе СПО преподавание правовых предметов имеет свои особенности. Кроме речи, внешнего вида, наличия знаний, других универсальных требований, в СПО есть следующие:
Во – первых – возраст обучающихся ( от 16 до 23-х лет на очном отделении ). Это скорее положительный момент ввиду того что, усвоение сложных юридических терминов и категорий требует наличие хотя бы минимальных базовых знаний, что с возрастом тем или иным способом достигается весьма быстро. Однако, с точки зрения дисциплины, этики и морали поведения учащихся процесс преподавания может быть затруднён ввиду девиантных проявлений поведения студентов.
Во – вторых – сам преподаваемый материал.
И наконец – требования к преподавателю. При работе со взрослыми людьми и подростками старше 16 лет, необходимо обладать не только базовыми знаниями в разных областях (не только права!), но и уметь ориентироваться а постоянных изменениях законодательства, владеть правилами работы с НПА различного уровня, грамотно применять на практике законодательство РФ. Кроме того, требуются навыки работы с любым информационным оборудованием и уверенное владение Интернет- ресурсами.
Преподавая в этой системе правовые предметы уже более 19 лет, я прихожу к выводу, что для наиболее эффективного преподавания ( то есть, чтобы тебя слышали, понимали, отзывались на просьбы и выполняли не только классные, но и домашние задания и наконец, чтобы твой предмет любили) как сторонний наблюдатель скажу, что необходимо самому преподавателю любить свой предмет, знать и совершенствовать его содержание, не бояться ошибиться и признать свою ошибку перед студентами, всегда доводить начатое до конца и предъявлять требования не только к студентам, но и в первую очередь к себе.
Как преподаватель - считаю необходимым разработать свою методику и также постоянно её совершенствовать. Гибкость и возможность дифференцированного подхода в каждой группе – это уже часть успеха. Вторую часть, на мой взгляд, составляют методики, приёмы и способы преподавания.
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 она осуществляется в том числе по следующим основным направлениям: правовое просвещение и правовое информирование граждан и развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Именно этому и должны способствовать уроки права на различных уровнях образовательного процесса.
Как я уже говорила, немаловажным является вопрос о применяемых методиках, приёмах и способах преподавания. Право – это крайне динамичная дисциплина. Кроме того, она неразрывно связана с процессом реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Показать этот процесс в теории иногда бывает весьма затруднительно не столько для преподавателя, сколько для восприятия студентами. Поэтому, считаю необходимым сочетать приёмы наглядности ( например, деловые игры, решение ситуативных задач ) с теорией. Причем, даже во время игры необходимо акцентировать внимание на теоретических вопросах ( например, сроках, полномочиях и пр.) для наиболее лучшего усвоения.
Кроме того, право нельзя вычленить из жизни и сделать его чем-то отдельным от других отраслей знаний. Оно – в каждой отрасли, а тем более в учебной дисциплине непременно присутствует и более того, без него эта отрасль / учебная дисциплина просто не может существовать ( от нормативно-правового регулирования, до непосредственно правовых отношений). Например, в истории - это международно- правовые отношения на основе пактов, договоров, сообществ, конфедераций и пр.; отношения внутри страны – подразумевают изучение формы государства (формы правления, гос. устройства, политического режима) и пр. В машиностроении – это ГОСТы, ОСТы, нормативы и пр. таких примеров – множество, что подчёркивает еще одну уникальность права как явления и как учебной дисциплины.
Для себя лично я сделала вывод, что одна методика, даже самая лучшая, не даст нужного эффекта. Поэтому я выбрала наиболее подходящие для правовых дисциплин и уровня подготовки студентов несколько интересных методик и приёмов преподавания и объединила их в название – метод логико - практической ориентации.
Метод включает в себя несколько этапов:
1. Ознакомительный. Сюда входит входной контроль знаний студентов с целью выяснить уровень начальной подготовки. На этом этапе можно применить формы дискуссии ( в небольших группах), опроса, тестов, мини- задач и пр.
Здесь главное – выяснить насколько глубоко ребята обладают знаниями.
2. Постановки целей. Этот этап решает – как и в какой форме предоставить материал, чтобы студентам было возможно понять, запомнить и воспроизвести, да еще и применить на практике изученный материал. Здесь необходимо поставить задачи не только перед собой, но и перед студентами, чтобы они сами знали - к чему стремиться.
3. Основной. Это само преподавание учебного материала.
Всегда начинаю с классической лекции, по ходу которой изучаю восприимчивость группы, наличие обратной связи. И далее – все меньше уделяю время на данную форму работы. Она перекликается с играми (ролевыми и деловыми), семинарами ( в форме обсуждения, заслушивания сообщений или докладов с последующим их обсуждением, дискуссии, коллоквиума), решением ситуативных задач, дискуссиями ( в форме «Круглого стола», панельной дискуссии (заседания экспертной группы), форума, симпозиума, дебатов – при определённом уровне квалификации группы).
Но увлекаться игровыми и вообще активными технологиями не стоит. Иначе – будет обратный эффект - ребята не смогут усваивать обычные лекции, что приведёт к потере качества обучения.
На этом этапе важна гибкость преподавателя, т.е. умение быстро «переформатировать» урок. Например, изначально преподаватель готовил лекцию, но по каким – либо причинам группа не в состоянии усвоить лекционный материал ( повышенная возбудимость, отсутствие внимания, отсутствие обратной связи и пр.). Тогда приходится в экстренном порядке лекцию переводить в ролевую игру для того чтобы перевести активность в позитивное русло. Для таких ситуаций применимы следующие приёмы: работа в фокус – группах, приёмы прямого или обратного мозгового штурма с элементами соревнования, технология критического мышления, анализа правовых казусов.
Немаловажно здесь и такая форма работы как интегрированные занятия. Это необходимо проводить в том числе для формирования профессиональных навыков. Например, если программист изучает право, то предупреждая его вопрос – зачем мне эта дисциплина - можно провести интегрированный урок право и информационные технологии в профессиональной деятельности на тему « Авторские права в сети Интернет». Для модельера – конструктора – право и профессиональный модуль по разработке изделий из кожи - на тему «Интеллектуальные права при разработке и реализации изделий из кожи» и прочее.
Крайне необходимо пользоваться не только стандартной системой оценок. Иногда, при изучении например, тем избирательного, налогового, трудового права, и др. можно выбрать рейтинговую накопительную систему баллов, которая потом переводится в оценки. Эта система весьма эффективна, т.к. стимулирует даже слабых учеников к получению балла повыше.
К стандартным формам работы стоит отнести работу с документами ( действующими нормативно-правовыми актами, а не только с учебником) – это анализ нормативного акта – общий и специальный, изучение его отдельных положений, решение задач и пр.
4. Мониторинг. Его стоит проводить преподавателю постоянно - как после каждой проверки знаний, так и после промежуточной аттестации. В этом процессе могут участвовать и студенты. Они точнее укажут на недостатки и на ту форму, которая им понравилась более всего.
5. Выводы. Этот этап может не обязательно быть положительным. Все зависит от того, насколько эффективно было применение методов и приёмов работы. Особенностью преподавания правовых дисциплин в СПО является то, что на следующий год они не переходят и необходимо так поставить работу, чтобы студенты усвоили материал сразу и смогли применить потом его на практике.
Ввиду этого и для закрепления результата считаю также необходимым вести и дополнительное правовое образование путём создания правового кружка, который работает и после того, как дисциплина уже закончилась. В техникуме мною организована « Правовая приёмная». в рамках которой мы не просто отвечаем на интересующие правовые вопросы студентов и преподавателей, но и проводим правовой ликбез.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.