Восприятие темы "Класс" Автоматизация звука "Л"

  • doc
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Класс. Автоматизация звука л.doc

Учитель индивидуальных занятий Киреева Евгения Геннадьевна

Класс:  1 класс.

Предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Тема: Автоматизация звука «Л» в словах и фразах. Восприятие темы  «Класс».

Цели: Восприятие речевого материала, знакомого по звучанию в

ситуации наглядного выбора, выполнение заданий адекватно воспринятому материалу.

Образовательные задачи:

Учить воспринимать на слухо-зрительной основе и на слух части текста, фразы (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми).

Тренировать произносительные навыки

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие слухового восприятия на материале темы.

 Развитие артикуляционной моторики (автоматизация звука л в процессе проговаривания речевого материала ( в словах, фразах)

Развитие речевого дыхания

Обогащение пассивного и активного словаря.

развитие внимания, памяти

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательную активность.

Самоконтроль за навыками произношения.

воспитывать культуру речи;

Форма проведения: индивидуальная.

Дидактические средства: текст, раздаточный материал, индивидуальные слуховые аппараты.

План занятия:

1. Орг.момент.

2. Работа над произношением звука Л.

3. Физкультминутка.

4. Развитие слухового восприятия.

5. Работа над текстом «Класс»

6. Подведение итогов.

Ученица Вера Сух на индивидуальных занятиях занимается с индивидуальными слуховыми аппаратами «PHONAK». Аппараты носит постоянно.

 

 

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Орг. момент

- Вера  здравствуй.

- Ты слышишь хорошо?

- Будем заниматься, будем правильно говорить и слушать.

- Что будем делать?

 

- Какое сейчас время года?

- Какой сегодня день недели?

- Сколько тебе лет?

 

 

Здравствуйте

Да

 

 

Будем заниматься, будем хорошо говорить и слушать

Осень

Вторник

7 лет

           

Вера,  перед тобой разные «солнышки».  Вот это солнышко, которое тебе улыбается, ты получишь, если будешь слушать внимательно, хорошо говорить звуки, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания. Это солнышко с тучкой ты получишь, если допустишь немного ошибок.  А вот эту тучку ты получишь, если у тебя будет много ошибок.

 

 

II. Работа над формированием произносительной стороны речи

 

Выполнение дыхательной гимнастики.

 Вдох – нос     выдох – нос

Вдох – нос     выдох рот

Вдох – рот     выдох – рот

Вдох – рот     выдох – нос

Ученица выполняет дыхательную гимнастику вместе с учителем

Выполнение артикуляционной гимнастики

Упр. « Накажем язычок».

 

Упр. «Параход гудит».

Упр. «Часики».

 

Упр. «Жевачка».

Упр. «Болтушка»

 

 

Хлопает по языку верхней губой[ пя – пя – пя].

[ ы – ы – ы].

Языком движет ритмично вправо – влево.

Покусывает язык зубами

Выполняет быстрые движения языком из стороны в сторону с голосом

Модуляция голоса (громко-тихо)

Говори тихо, если предмет рядом и громко – если далеко. Следи за дыханием.

 

 

]-АААААаааа

]-ооооООООО

Автоматизация звука [Л]

Проговори слоги и слова (2-3раза)  

Ла – ла – ла – лапы         ол – ол – ол -пол

Лы – лы – лы – лыжи     ул – ул – ул - стул

Ло – ло – ло – лось         ал-ал-ал-пенал 

Лу – лу – лу – лупа        ыл-ыл-ыл—был         

Лэ – лэ – лэ – ЛЭП        кл -кл -кл -класс

 

Выполнение поручений со звуком «л»

Покажи ластик. Что это?

Покажи лампу. Что это?

Возьми мел. Что ты взяла? Покажи пластилин.

Где стол?

Встань около окна. Где ты встала?

Работа с картинками по выбору слов со звуком «л».

Найди  картинки и назови слова со звуком Л.

Составление предложений по выбору:

Закончи предложение

Лена достала линейку          в пенале

Карандаш и ручка лежат      из портфеля

                                               в классе

  Физкультминутка – игра

Прослушивание слов на звуки и выполнение определённого действия при наличии звука л.

Слушай внимательно слова, и когда услышишь слово со звуком л, присядешь.  Если  звука в слове нет, то хлопнешь в ладоши.

Класс,  окно, стол, парта, стул, шкаф, пол.

                

 

 

 

Проговаривает слова и слоги

 

 

 

 

Показывает и говорит что это.

 

 

 

 

 

Показывает и называет предметы ( лак, лапа, лавка…)

 

 

Развивает логику  правильным подбором слов.

 

Игра на внимание и развитие фонематического восприятия.

Ребёнок учится различать и выделять  звук л и подтверждать свою догадку действиями.

РСВ

Работа с текстом «Класс» (восприятие текста на слух и составление аппликации)

"Класс"

Класс большой и светлый.

В классе стоят парты.

На партах микрофоны и наушники.

На стене висит доска.

Около окна стоит шкаф.

В шкафу лежат книги, тетради, карандаши.

В классе два окна. На окнах стоят цветы.

Задания к тексту:

Будешь слушать предложения и делать аппликацию. Что нам нужно для аппликации?

Нам нужен лист бумаги, возьми, картинки, а клеить будем позже.

Слушай меня внимательно, повторяй за мной

Картинки по запросу кабинет в школе для слабослышащихКартинки по запросу в кабинет в школе для слабослышащ около окна стоит шкаф

Как называется текст, который мы составили? («класс», «спальня»)

 

Итог: что мы делали на занятии?

Тебе понравилось занятие? Вот тебе солнышко за твоё старание.

 

 

Вторичное восприятие текста по предложениям и выполнение задания к нему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист бумаги, клей, картинки.

Класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирает из 2 предложенных названий

 

Говорили хорошо звук л

Составляли аппликацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень        Вторник

Ла – ла – ла – лапы         ол – ол – ол -пол

Лы – лы – лы – лыжи     ул – ул – ул - стул

Ло – ло – ло – лось         ал – ал – ал - пенал 

Лу – лу – лу – лупа        ыл – ыл - ыл—был     

Лэ – лэ – лэ – ЛЭП        кл -кл -кл -класс

 

 

Лена достала линейку         

Карандаш и ручка лежат

в пенале

из портфеля

 в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Класс"

Класс большой и светлый.

В классе стоят парты.

На партах микрофоны и наушники.

На стене висит доска.

Около окна стоит шкаф.

В шкафу лежат книги, тетради, карандаши.

В классе два окна. На окнах стоят цветы.

Задания к тексту:

Посмотри на картинку.

Что висит на стене?

Расскажи, что лежит в шкафу.

Где стоят цветы?

Повтори: большой (светлый) класс, парты, на партах, окно, около окна, на окнах.

Картинки по запросу кабинет в школе для слабослышащих

Картинки по запросу в кабинет в школе для слабослышащ около окна стоит шкаф