Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности- важнейшая цель обучения и воспитания.
В статье “ Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн писал : “ Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее”. Формирование личности происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его собственных поступков.
Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.
Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в
преобразовании своей личности важнейшая цель обучения и воспитания.
В статье “ Психологическая наука и дело воспитания”
С. Л.
Рубинштейн писал : “ Педагогический процесс, как деятельность учителя
формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог
руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее”. Формирование
личности происходит, главным образом, в процессе собственной
деятельности, его собственных поступков.
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо
еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы.
Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании.
Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания
в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший
школьный возраст, когда у детей своего рода
“расположенность к
самовоспитанию”. В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно
важных вопросов : “Кем быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит
переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное
самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию
своей пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о
будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях,
социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является
адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом
учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована
самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо
проводить психологические факультативы, на которых рассказывать
учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы,
склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей,
о роли и способах самовоспитания.