Вовлекающий урок: от формирования темы и цели до подведения урока
Оценка 4.6

Вовлекающий урок: от формирования темы и цели до подведения урока

Оценка 4.6
doc
24.02.2023
Вовлекающий урок: от формирования темы и цели до подведения урока
Вовлекающий урок от формирования темы и цели до подведения итогов..doc

«Вовлекающий урок: от формулирования темы и цели до подведения итогов».
Иванова Екатерина Николаевна
учитель математики
ГОУ ЛНР ССШ №18
им. В.Д. Болотова



Урок - это то, без чего невозможно себе представить даже самую современную школу. И иногда мы недооцениваем возможности этой формы организации учебного процесса, воспринимая её как нечто скучное и привычное. Поэтому надо мастерски владеть методикой преподавания своего предмета. Преподавать так, чтобы дети погружались в образовательный процесс, становясь его активными участниками.
Структура 
урока усвоения нового материала может быть следующей.
1 этап. Организационный. Мотивация. Целью данного этапа является создание условий для возникновения внутренней потребности вовлечения в учебную деятельность, эмоциональный настрой на учёбу. Во время данного этапа можно использовать приемы игровых технологий.
 2 этап. Актуализация знаний.  Подведение к формулировке темы и задач урока. Цель этапа: предъявление заданий, близких жизненному опыту детей, а также фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
Организуя работу по актуализации ранее изученного материала, учитель предлагает учащимся несколько видов работы, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы. 
Работа в паре, при этом оказывая друг другу взаимопомощь.
3 этап. Формулировка темы и задач урока. Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока учащимися через диалог с учителем.
Через диалог учитель помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока.
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения нового материала.
Через диалог выясняем признаки и отличительные особенности определительных местоимений. Учащиеся самостоятельно формулируют выводы. Подкрепляют выводы материалом учебника.
 5 этап. Первичная проверка понимания. Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке.         
6 этап.
 Физкультминутка. Цель: проведение психической и физической разгрузки.
Обязательным этапом является проведение физкультминутки, чаще всего в занимательной форме (видеофрагменты с мультипликационными героями). Это позволяет снять напряжение на уроке, сменив вид деятельности.
 7 этап. Первичное закрепление. Цель этапа: организация работы над совершенствованием нового навыка.
  Учитель организует работу по выполнению упражнений. На этом же этапе выполняем творческую работу. Задание оценочного характера. Первый правильно выполнивший задание получает отличную оценку.
 8 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Цель этапа: снятие возможных затруднений при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание, как правило, носит дифференцированный характер.
9 этап. Рефлексия. Цель этапа: организация проведения самооценки учениками работы на уроке. На данном этапе ученики, отвечая на вопросы учителя, показывают, насколько они усвоили новый материал, кто был доволен своей работой, что было самым интересным, самым трудным и т.д. Как приём, можно предложить детям поставить себе оценку за урок (например, напротив темы урока в тетради или выбрав смайлик на столе). Если кому-то было трудно выполнять упражнения урока, не понял до конца тему, то на полях с классной работой нужно поставить знак вопроса. Учитель при проверке тетрадей обратит внимание на работы этих детей, подготовит индивидуальные задания для устранения пробелов. Выставление оценок должно обязательно сопровождаться комментарием.
Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти. 
Цели урока открытия нового знания.

В 
ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

·                  Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.

·                  Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

·                  Моделируем способ открытия нового знания.

·                  Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.

·                  Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.

·                  В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.

·                  В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.

·                  Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.

·                  Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.

·                  Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.

·                  Составляем технологическую карту урока (конспект).

·                  Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

·                  «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

·                  «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;

·                  «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

·                  Психологический тренинг.

·                  Графический диктант.

·                  "Да - нет".

·                  Рифмованное начало урока.

·                  Эпиграф к уроку.

·                  Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.

·                  Начало урока с элементами театрализации.

·                  Прием "Фантастическая добавка".

·                  Прием "Оратор".

·                  Отсроченная догадка.

·                  Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).

·                  Интеллектуальная разминка.

·                  Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

·                  вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

·                  активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.

·                  при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

·                  Видеосюжет.

·                  Прием "Лови ошибку".

·                  Анализ выполнения домашнего задания.

·                  Лото.

·                  Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

·                  Ролевой сюжет.

·                  Отсроченная догадка.

·                  Смена ролей.

·                  Театрализация.

·                  Ряд ассоциаций.

·                  Интеллектуальная разминка.

·                  Мозговой штурм.

·                  Прием "Почини цепочку".

·                  Слепой текст.

·                  "ИДЕАЛ".

·                  Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

·                  Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

·                  В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

·                  Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

·                  Таблица ЗХУ.

·                  Мозговой штурм.

·                  Подводящий диалог.

·                  Прием "Яркое пятно".

·                  Группировка.

·                  Домысливание.

·                  Кластер.

·                  Составление алгоритма.

·                  Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

·                  Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

·                  На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

·                  Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

o           Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

o           Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

·                  Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

·                  Деловые игры.

·                  Дерево целей.

·                  Пресс-конференция.

·                  Эксперимент.

·                  Проблемный ряд.

·                  Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

·                  Вопросы к тексту.

·                  Доклад.

·                  Лови ошибку.

·                  Пресс-конференция.

·                  Проблемный диалог.

·                  Фантастическая добавка.

·                  Деловые игры.

·                  Проблемный поиск.

·                  Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

·                  Комментирование чтение.

·                  Вопросы к тексту.

·                  Лови ошибку.

·                  Отсроченная догадка.

·                  Синквейн.

·                  Пресс-конференция.

·                  Презентация.

·                  Прием "Снежный ком".

·                  Рассказ-эстафета.

·                  Прием "Удивляй".

·                  Фиш-боун.

·                  Аукцион.

·                  Реклама.

·                  Таблица "? + !".

·                  Прием "Я беру тебя с собой".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

·                  Щадящий опрос.

·                  Деловые игры.

·                  Прием "Да - нет".

·                  Прием "Реставратор".

·                  Найди соответствие.

·                  Творческие тесты.

·                  Работа на компьютерах.

·                  Мини-проекты или мини-исследования.

·                  Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).

·                  Блиц-контрольные.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

·                  Кластер.

·                  "Найди ошибку".

·                  Шесть шляп.

·                  "Верю-не верю".

·                  Тестирование.

·                  Различные виды опросов.

·                  Эссе, резюме.

·                  Составление кроссворда.

·                  Контрольная работа или диктант.

·                  Восстанови текст.

·                  Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

·                  уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

·                  ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

·                  Таблица "+ - ?".

·                  Свободный микрофон.

·                  Дерево настроение.

·                  Лестница успеха.

·                  Анкетирование.

·                  Цветотехника.

·                  Пантомима.

·                  Цветные поля.

·                  Толстые и тонкие вопросы.

·                  Синквейн.

·                  Прием "Шкатулка".

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

Рассмотрим приемы целеполагания на уроках математики.
Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.
Особое внимание необходимо уделять тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, способствуют развитию инициативы, ответственности и развитию критического мышления.

При организации данного этапа подбираются средства, приемы, мотивирующие учащихся на предстоящую деятельность. При выборе приемов целеполагания учитываются следующие условия: уровень знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания.

Визуальные

Аудиальные

Тема-вопрос

Подводящий диалог

Работа над понятием

Собери слово

Ситуация яркого пятна

Исключение

Исключение

Проблема предыдущего урока

Домысливание

 

Проблемная ситуация

 

Группировка

 

Прием “Яркое пятно”. Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие учитель концентрирует внимание на выделенном объекте. Или представляется сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и пр.)

Затем, совместно выясняется общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
1) Урок в 6 классе по теме “Простые и составные числа”

Учитель: “Знаете ли вы, что означает слово решето?”

Учащиеся высказывают свои мысли, дают описание этого предмета, место и цель его использования в жизни.

Учитель: “А можно ли и в математике использовать решето?”

Идёт обмен идеями, а после учитель даёт историческую справку о решете Эратосфена.

Учитель: “Как вы думаете, какова тема урока?”

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости корректируется тема урока и предлагается сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

2) Урок по теме “Трапеция” в 8 классе.

Предлагается рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

Вопрос учителя: “Среди представленных фигур, что вы заметили?”

Ответ учащихся: “Фигура № 4 выделена цветом”.

Вопрос учителя: “Что общего у этих фигур?”

Ответ учащихся: “Все фигуры являются четырехугольниками”.

Вопрос учителя: “Чем отличается выделенный четырехугольник от других?”

Ответ учащихся: “Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет”.

Вопрос учителя: “А кто знает, как называется этот четырехугольник?” Дети либо ответят, либо нет.

Знакомлю с названием объекта.

Учитель: “Как вы думаете, какова тема урока?”

Учащиеся формулируют тему урока.

Прием “Проблемная ситуация”. Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: побуждаю учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу.

3) Урок в 6 классе по теме “Основное свойство дроби”.

Организуется повторение, с включением проблемной задачи. Класс делится на группы и каждой группе предлагается решить задачу.

- Витя идёт в школу  часа, а из школы  часа. Как вы это объясните?

- Мама попросила Витю и Колю прополоть грядки. Витя прополол  своей грядки, а Коля  такой же грядки. Кто из мальчиков работал лучше?

- Мальчики соревновались в беге на 600 м. Саша за первую минуту пробежал  дистанции, а Лёша . У кого из мальчиков скорость больше?

Возникает ситуация, что обыкновенные дроби, у которых и числитель и знаменатель имеют совершенно разные значения, могут быть равны.

Формулируется проблема и цели урока.

Прием “Группировка”. Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос “Почему имеют такие признаки?” и будет задачей урока.

4) Урок в 5 классе по теме “Правильные и неправильные дроби”

Даны дроби: 

Предлагается провести группировку данных дробей. Дети группируют.

Учитель: “Что является основанием для классификации?”

Ученики: “Внешний признак: у одних дробей числитель меньше знаменателя, а у других знаменатель меньше числителя ”.

Учитель: “Если я первую группу назову правильными дробями, то как бы вы назвали вторую группу?”

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

5) Урок в 7 классе по теме “Равнобедренный треугольник”.

Данный пример показывает, что тема урока будет сформулирована после достижения целей.

Предлагаю провести группировку изображенных треугольников.

Дети группируют.

Учитель : “Что является основанием для классификации?”

Дети отвечают: “Внешний признак: две равные стороны”.

Учитель: “Если мы их выделили в общую группу, то значит, они заслуживают нашего внимания?” Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Приём “Тема-вопрос”. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

6) Урок математики в 6 классе. Тема урока: Как сложить два отрицательных числа?

У: “Прочитаем тему урока”.

Д: “Как сложить два отрицательных числа?”

У: “Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?”

Д: “Да, с помощью координатной прямой”.

У: “Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7”. Учащиеся дают ответ.

У: “Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?”

У: “Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?”

На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: “Какова цель урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?” Ученики: “Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой”.

Приём “Исключение”. Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.

7) Урок математики в 5 классе по теме “Степень числа. Квадрат и куб числа”.

Учащимся предлагаю рассмотреть ряд выражений:

  • 2 * 2 * 2 * 2;
  • 17 * 4 * 56 * 120;
  • а * а * а * ... * а;
  • 3 * 3 * 3 * 3 *3;
  • 4 * 4 * 4 * 4;
  • 7 * 7 * 7; 5 * 5.

Начинается диалог с вопроса: “Что вы заметили общего в этих выражениях?”

Д: “Все выражения содержат только действие умножения”. Задается следующий вопрос классу: “Как вы думаете, какое из этих выражений лишнее?” Ученики называют произведение 17 *  4 * 56 * 120. Далее ведётся диалог с учениками, задавая им следующие вопросы: “Что отличает другие выражения от произведения 17 * 4 * 56 * 120?”, “Как вы думаете, какие из этих выражений можно записать короче?”, “А кто-нибудь знает, как можно записать их короче? И как называются такие записи?” После каждого вопроса дети высказывают свои мнения. Выслушав ответы учеников, учитель знакомит с названием объекта и спрашивает класс: “Как вы думаете, какова тема урока?” Ученики формулируют тему урока. По необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.

Прием “Демонстрация множественности смыслов”.

Например, тема урока в 5 классе “Площадь прямоугольника”.

Предлагается учащимся объяснить значение слова площадь. Учащиеся перечисляют следующие словосочетания: Красная площадь, базарная площадь, жилая площадь, площадь прямоугольника и т.д. Какие же из этих понятий относятся к математике. Что понимается под понятием Красная площадь и что означает понятие площадь прямоугольника?

Предлагается классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.

Прием “Моделирование жизненной ситуации” Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала.

8) Урок математики в 5 классе. Тема урока: “Проценты”.

Предлагается решить задачу “На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?” Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос.

Учитель: “Какова тема сегодняшнего урока?”

Дети формулируют тему “Проценты”.

Учитель: “А часто ли данное понятие встречается в жизни и есть ли необходимость в его изучении?”

Ученики приводят примеры и жизни, где они сталкивались с понятием процент.

Учитель: “Сформулируйте цель урока”.

Ученики: “Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты”.

9) Урок в 5 классе по теме “Умножение десятичных дробей”

Предлагаю ребятам произвести расчёты по окраске парты во время ремонта.

Выясняем, какие данные им для этого необходимы – размеры парты, расход краски, её цена. Но после измерений сталкиваются с невозможностью произвести расчёты – не умеем умножать десятичные дроби. Формулируется тема урока.

Приём “Индуктор” Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской (технология педагогических мастерских). На первом этапе мастерской необходимо затронуть внутренние пружины сознания участников, пробудить желание включиться в учебный процесс, раскрепостить их и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности.

10) Урок геометрии в 8 классе по теме “Теорема Пифагора”.

Начинается урок с небольшого сообщения: “Доказательство этой теоремы считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum “ослиный мост” или elefuga - “бегство убогих”, так как некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть теорему, служившую для них вроде непреодолимого моста”.

Следующий вопрос – что же может объединять эту теорему и “стул невесты” и “теорему нимфы”, ставит учащихся в тупик и вызывает интерес. После сообщения названия теоремы, учащиеся формулируют цели урока.

Приём “Работа над понятием” Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в “Толковом словаре”. Далее, от значения слова определяется цель урока.

11) Урок математики в 6 классе по теме «Сложение целых чисел»
1.
Организационный этап.
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

«Итак, урок мы начинаем,

Всем успехов пожелаем,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!»

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки:

-На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки
2.
Актуализация знаний.
Учитель
предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа».
1) На доске записаны числа:

15; -13; 0; 5,7; -7¾; -18; 702; 9⅔; -0,5; -7,75; 9, -5; 18.

Из данных чисел выберите:

а) натуральные числа;

б) отрицательные числа;

в) целые положительные числа;

г) равные числа;

д) противоположные числа.

2) Сравните числа:

6 и 38;

-19 и -20, 8;

-128 и -13;

54 и -36;

-89 и -98;

-45 и -22.

3) Найдите сумму чисел:

40 +23=

1,2+ 4=

2,5 + 3,6=

-13 + 5=

-12 + (-16)=

36 + (-50)=

-12+12=

-140 + 0=

- Все ли числа вы смогли сложить? ( дети отвечают – нет)
- Назовите выражения, значения которых вы не смогли найти или вызвало затруднение?
Ответ.
--13 + 5=    -12 + (-16)=    + (-50)=    -12+12=   -140 + 0=

-Почему возникло затруднение?
Ответ. Н
е знаем правила.

-Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия?
Ответ. С
ложения.

-А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Дети выдвигают предположение о теме урока и формулируют тему.)

-Правильно.

-Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение целых чисел» (Записывают тему урока.)

- А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться?
Ответ. Н
аучиться складывать положительные и отрицательные числа.

-Значит цель нашего урока…( Формулируют цель: познакомимся с правилом сложения целых чисел, научимся их складывать)

 

-  Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
Дети ф
ормулируют задачи:

-вывести правило сложения двух отрицательных чисел;

-вывести правило сложения двух чисел с разными знаками;

-вывести правило сложения двух противоположных чисел;

-научиться их применять;

-изучить материал учебника по этой теме;

-внимательно слушать учителя;

-делать необходимые записи в тетрадях

-Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов.
Далее приступаем к изучению нового материала.

 
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

В урок я включаю:

·         Занимательные задания

·         Занимательное содержание материала

·         Игровой материал

·         Составление кроссвордов

·         Заслушать написанные рефераты

·         Конкурсы, соревнования

Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество. Дети с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь.
Устный счет.

Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу я начинаю урок с устного счета. В своей работе я применяю два вида устного счета. Первый – это тот, при котором числа демонстрируются перед учащимися. Второй вид устного счета – это когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление уменьшает интерес как к счету, так и к уроку вообще, поэтому в своей работе я использую различные приемы устного счета, например, игровые. 
Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут.
Например (6 класс):

1. Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
2. Самое маленькое целое положительное число.
3. Самое большое целое отрицательное число.
4. Дробь, равная 50%.
5. Числа, имеющие не более двух делителей.
6. Одна сотая часть числа.
7. Назовите дробь 3/4 в процентах.
8. Наименьшее положительное двузначное число.
9. Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.
10. Треть от трети.
11. Половина четверти.
12. Сумма противоположных чисел.
13. Набольшее отрицательное двузначное число….

Неоценима на уроках математики роль 
физкультминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.

Например:

1. У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх, неправильную - руки в стороны.
2. У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна - присели, положительна - встали.
3. На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.
Сообщение сведений из истории математики.

Вводной частью урока, возбуждающей инте­рес и внимание учащихся, может быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей мате­матики.
Исторический материал я использую на разных этапах урока. Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2— 5 мин урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме.
В своей работе я использую
разные виды тестов.

1) Тесты, в которых предполагают верное заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений, теорем, свойств здесь же, в тексте.

Так, например, тест в 7 классе по теме «Начальные сведения по геометрии».

1.    Слово «геометрия» в переводе с греческого означает ____________.

2.    Через любые _______ точки можно провести прямую и притом только одну.

3.    Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется __________.

4.    Точка отрезка, делящая его пополам, называется __________отрезка.

5.    Геометрическую фигуру, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки, называют _______________.

6.    Градус – угол, равный __________ части развернутого угла.

7.    Угол называется ___________, если он равен 90º.

8.    Для измерения углов используют ______________.



2) Тесты, в которых надо определить истинны или ложны следующие утверждения.

Тест в 7 классе по теме «Начальные сведения по геометрии».

1. Прямая простирается бесконечно в обе стороны.

2. Отрезок ВС содержит только точки прямой ВС, лежащие между В и С.

3. На данном рисунке изображен луч АО.

О________________А

4. Точка К на данном рисунке лежит во внешней области угла.

· К

5. Две фигуры, имеющие одинаковую форму, называются равными.

6. Луч, делящий угол на два равных угла, называется биссектрисой угла.

7. Неразвернутый угол меньше 180º.

8. Два угла, у которых одна сторона общая, называются смежными.

9. Смежные углы равны.

10. Сумма смежных углов равна 180º.

3) Тесты, в которых предлагается из предложенных ответов выбрать верный, отметить его в тексте кружочком или квадратиком.

Использую тест и для проведения промежуточной аттестации.

«Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».

                                                                                                                             В.А. Сухомлинский.


Поэтому необходимо вовлекать обучающихся в познавательной деятельности на всех этапах урока, используя различные эффективные приёмы вовлечения. Урок должен быть нескучным, интересным, увлекательным.

 



 


Скачано с www.znanio.ru

Вовлекающий урок: от формулирования темы и цели до подведения итогов»

Вовлекающий урок: от формулирования темы и цели до подведения итогов»

Если кому-то было трудно выполнять упражнения урока, не понял до конца тему, то на полях с классной работой нужно поставить знак вопроса

Если кому-то было трудно выполнять упражнения урока, не понял до конца тему, то на полях с классной работой нужно поставить знак вопроса

Структура урока открытия нового знания

Структура урока открытия нового знания

Прием "Почини цепочку". ·

Прием "Почини цепочку". ·

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и…

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и…

При организации данного этапа подбираются средства, приемы, мотивирующие учащихся на предстоящую деятельность

При организации данного этапа подбираются средства, приемы, мотивирующие учащихся на предстоящую деятельность

Ответ учащихся: “Все фигуры являются четырехугольниками”

Ответ учащихся: “Все фигуры являются четырехугольниками”

Даны дроби: Предлагается провести группировку данных дробей

Даны дроби: Предлагается провести группировку данных дробей

Приём “Исключение”. Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного

Приём “Исключение”. Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного

Учитель : “А часто ли данное понятие встречается в жизни и есть ли необходимость в его изучении?”

Учитель : “А часто ли данное понятие встречается в жизни и есть ли необходимость в его изучении?”

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: -На столах у вас лежат листы самооценки

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: -На столах у вас лежат листы самооценки

Все ли числа вы смогли сложить? ( дети отвечают – нет ) -

Все ли числа вы смогли сложить? ( дети отвечают – нет ) -

Далее приступаем к изучению нового материала

Далее приступаем к изучению нового материала

На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами

На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами

Тесты, в которых предлагается из предложенных ответов выбрать верный, отметить его в тексте кружочком или квадратиком

Тесты, в которых предлагается из предложенных ответов выбрать верный, отметить его в тексте кружочком или квадратиком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023