Большинство людей верят, что прогресс Запада там, где он достигнут, обеспечен нашей традиционной системой мышления с присущим ей поиском абсолютной истины, с ее классификациями и категоричностью суждений, с ее спорами и дебатами. Я не верю в это. Главной движущей силой западного прогресса всегда была система «возможностей», или «вероятностная» система. Эта система чрезвычайно мощная и важная. Ведь как устроен человеческий мозг? Будучи шаблонной системой, мозг «видит» только то, что он подготовлен видеть. Анализ информации не рождает новых идей, а рождает лишь очередную подборку идей существующих. Только вероятностная система позволяет выдвигать новые гипотезы.
ВОЗМОЖНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Большинство людей верят, что прогресс Запада там, где он достигнут,
обеспечен нашей традиционной системой мышления с присущим ей поиском
абсолютной истины, с ее классификациями и категоричностью суждений, с ее
спорами и дебатами. Я не верю в это. Главной движущей силой западного
прогресса всегда была система «возможностей», или «вероятностная»
система. Эта система чрезвычайно мощная и важная. Ведь как устроен
человеческий мозг? Будучи шаблонной системой, мозг «видит» только то, что
он подготовлен видеть. Анализ информации не рождает новых идей, а
рождает лишь очередную подборку идей существующих. Только
вероятностная система позволяет выдвигать новые гипотезы.
Имея гипотезу, мы можем фокусироваться на поиске дополнительной
информации, как сыщик, имеющий гипотезу, знает, куда смотреть и где
искать. Когда у нас есть гипотеза, мы можем создавать специальные условия
для ее проверки, как это делается в ходе научных экспериментов. Гипотеза
позволяет организовать имеющуюся информацию, опыт и восприятие в
соответствии с этой гипотезой. Гипотеза сама по себе вообще ничего не
доказывает: она служит просто организующей точкой отсчета.
Другой частью системы возможностей является «воображение»,
способность представить, где мы мо
жем оказаться. Затем мы можем двигаться к цели, которую вообразили. Все
это кардинально отличается от простого анализа — описания того и суждения
о том, «что есть» в данный момент.
Вероятностная система открывает двери творчеству. Вы можете пробовать,
не боясь ошибиться. Вы не обязаны быть «правыми» на каждом этапе. Вы
можете менять парадигмы вместо того, чтобы подвергаться оценкам и
суждениям в рамках уже существующих парадигм.
Две тысячи лет назад технологии в Китае развивались очень быстро. Китай
далеко опережал западную цивилизацию. А потом прогресс остановился —
как только ученые все постигли, все аккуратно описали и пометили ярлыками.
Эксперименты, провокации и допущение возможностей не были разрешены в
«академическом» мире. Кажется, в Китае так и не поняли истинную ценность
гипотезы.
Западная система мышления, система образования и культура в
значительной степени недооценивают силу и важность вероятностной
системы. Нам неуютно с нею именно потому, что она с трудом укладывается в
традиционные методы мышления, разработанные «Бандой Трех».
Вспомните, как резко реагировал Платон с его фашистскими тенденциями
на предложенный софистами хаотический мир, где истина была
относительной, где восприятие ставилось во главу угла и где царила
неразборчивая интеллектуальная культура, для которой «годится всё».
Реакцией на этот хаос стал сильнейший перекос в сторону абсолютной и
неизменяемой «внутренней истины» и «идеальных форм». Возможность была
отвергнута, чтобы освободить место для определенности.Суды, в том виде, в каком они работают у нас, обязаны приходить к
определенным выводам. Виновен человек или невиновен? Суждение
выносится четкое, недвусмысленное, абсолютное. Конечно, случаются ошибки
и осуждают невинных. Но это цена, которую приходится платить за
эффективно работающую судебную систему. Главное же в том, что решения
выносятся совершенно определенные, опираясь на свидетельства,
имеющиеся на данный момент времени.
Последовательное мышление требует определенности и абсолютов.
Параллельному мышлению это не нужно.
Существуют также немалые (и искренние) опасения по поводу того, что
допущение «возможностей» попросту откроет шлюзы для всякого рода
бессмыслицы и чепухи. Если учителя спрашивают о способах спасения из
горящего здания, должен ли он допускать «возможность» того, что откуда ни
возьмись прилетит Супермен и спасет детей? Провести различие между
реалистичными возможностями и фантазиями не слишком трудно. Дети
обычно очень хорошо чувствуют правила «игры», в которую они играют. Это
игра в реальность или игра в фантазии?
Практическим затруднением, связанным с вероятностной системой,
является то, что она не позволяет навешивать на вещи традиционные ярлыки
типа истина/ложь, правильно/неправильно. Вещи лишаются четко очерченных
границ.
Самое главное, что в мире возможностей допустимо существование
противоречий. Западная логика неявно базируется на неприятии
противоречий. Многие логические опровержения строятся на доказательстве
того, что занимаемая позиция «противоречива». Если у вас есть определение
«стула», и вы судите о некоем предмете мебели, вы решаете, «является» этот
предмет стулом или «не является». Предмет не может одновременно «быть» и
«не быть» стулом. В этом самый корень традиционной системы мышления.
Допущение же «возможностей» разрушает этот логический процесс:
«Может, это стул, а может, и не стул».
«Может быть, это стул и одновременно не стул».
Традиционное мышление не может принять противоречия, потому что
действия предопределяются включением объекта в определенную ячейку или
исключением из нее, и вы не можете действовать и не действовать
одновременно.
В системе параллельного мышления вы можете легко допускать
противоречия как «параллельные» утверждения, способные сосуществовать
бок о бок. Затем внимание переключается на вопрос «Что нам делать
дальше?». Упор делается не на суждение об объекте, а на проектирование
действия.
Многие конфликты неразрешимы потому, что есть убежденность, что одна
сторона права, а другая — не права. Поскольку стороны вступают в
противоречие, занижая взаимоисключающие позиции, -возникает ощущение,что конфликт не может быть разрешен никогда. И мы стараемся вынести
суждение о правоте той или иной стороны. Более конструктивный подход —
допустить параллельное существование противоречащих друг другу взглядов
и затем выработать решение.
Западные привычки мышления столь укоренились в нас, что даже в
повседневных разговорах мы зло-
Истина авторитета
употребляем понятиями «все», «никто», «всегда», «никогда».
«Во всех ресторанах есть меню».
«Кошки не умеют плавать».
«Никто из политиков не достоин доверия».
«Все мужчины — скоты».
«Все женщины лживы».
В результате мы либо ошибаемся, либо, есл*г#іе хотим ошибиться, вообще
не может сформулировать свою мысль. Однако ценность ваших ремарок
ничуть не снизится, если вы будете использовать другие слова:
«Бол ьш инство...»
«Как правило...»
«Довольно часто...»
«Некоторые...»
«Бывает, что...»
Есть возможность произвести на собеседника впечатление или поделиться
своим опытом, вообще не прибегая к системе «абсолютов». Как раз в этом
ключевая разница между исследованием и суждением. Суждение требует
четкой определенности. Исследование допускает параллельное
существование возможностей без необходимости сразу же выносить
суждения на их счет.