Специфика познания ребенком мира заключается в том, что ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Ребёнок существо активное от природы, любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. В. Кудрявцев утверждает, что в индивидуальном развитии современного ребенка сказка существенно дополняет игру. И это не просто игровое воспроизведение уже известного ребенку содержания, а его достраивание, развитие.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В СЕНСОРНОМ
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Специфика познания ребенком мира заключается в том, что ребёнок
мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет
особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе
непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети
дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями.
Ребёнок существо активное от природы, любит не только слушать сказки, но и
действовать, творить, опираясь на них. В. Кудрявцев утверждает, что в
индивидуальном развитии современного ребенка сказка существенно
дополняет игру. И это не просто игровое воспроизведение уже известного
ребенку содержания, а его достраивание, развитие. Подобную форму
деятельности вполне можно рассматривать как особый способ активной
работы со сказкой.
Среди приемов работы со сказками можно использовать следующие:
1. «Карты Проппа». Фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки,
проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно
системе В.Я. Проппа, этих функций 31, но не каждая сказка содержит их в
полном объеме. В некоторых случаях нарушается и строгая функциональная
последовательность — возможны перескоки, добавления, синтез, которые не
противоречат ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с
седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять,
восстанавливать пропущенные события.
Главных функций В.Я. Пропп выделил 20: запрет или предписание,
нарушение, вредительство, отъезд героя, задача и т.д. Они и используются в
работе с детьми при составлении сказок. Преимущества карт Проппа
очевидны, поскольку каждая из функций изобилует перекличками с
собственным миром ребенка. Например, прочитав слово «запрет», онассоциирует его со своим личным опытом — с разного рода запретами, с
которыми ему приходилось встречаться в жизни.
2. «Новое свойство» к уже знакомым сказкам, придавая им новое
содержание. Персонажем нового сказочного сюжета могут быть обыденный
предмет, объект, если ему приписываются несвойственные качества.
Например, «свойства наоборот», когда знакомая сказка будет иметь героев с
прямо противоположными свойствами.
3. Работа с рисуночной схемой сказки. Этот вид работы применяется
при изучении сказок со сложным сюжетом. Например, ребенку предлагается
рисуночная схема сказки «Три поросенка»: лист бумаги, на котором
схематично изображены герои сказки волк и поросята. Педагог рассказывает
а ребенок находит изображения персонажей сказочного
сказку,
повествования.
4. Рисование сказки после её прослушивания.
5. Приём «Сказки в заданном ключе» модифицируют знакомые сюжеты.
Варианты:
«Я — герой сказки». В сюжет введен ребенок и дошкольники
фантазируют о том, что произойдет если, например, герои сказки придут к
нему в гости.
«Открытые сюжеты». Это рассказы, сказки, истории с незавершенным
финалом, который ребенок придумывает по собственному усмотрению.
Сначала ребенку предлагаются сюжеты, завершать которые можно по
аналогии (сказки «Теремок» — «Варежка»; «Конекгорбунок» — «Сивка
Бурка»). Текст рассказывается или читается до завязки, а ребенок
придумывает дальнейшее развитие и окончание сюжета, которое может быть
выражено в словесной форме, в инсценировке и т. п.
«Анализ ситуаций и ресурсов». Рассказывая детям сказку, предложить
им помочь главному герою решить проблемную ситуацию без помощи другихсказочных персонажей. Например, как в лесу Колобок может спрятаться от
зверей (повиснуть на яблоне — стать яблочком).
«Событийная цепочка». Этот прием помогает ребенку лучше понять,
почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Для
этого дети заглядывают в прошлое или будущее сказочных героев: что было
раньше с тем или иным героем, что может произойти потом (например, с
Колобком после того, как он вернется к бабушке и дедушке; как изменится
жизнь Красной шапочки после того, как ее и бабушку спасут охотники).
«Эмпатийное повествование». Ребёнок представляет себя на месте
одного из героев и рассказывает, что бы он почувствовал, как бы воспринял
существующее событие, проблему в зависимости от того, чьими глазами он в
данный момент пытается воспринимать окружающее. Ведь восприятие и
образ, например, добра и зла у различных персонажей будет отличным. Баба
Яга или Кощей Бессмертный, наверное, воспринимают добрые поступки как
зло в отношении себя, а Василиса Прекрасная — как оказание помощи
ближнему. Благодаря этому приёму ребенка появляется возможность не
только познать состояние героев, их настроение, точки зрения на
происходящие события, нравственные ценности, но и как бы прожить
несколько жизней.
6) Драматизация сказки позволяет развивать у дошкольников
творческие умения и навыки; учит умениям изготавливать предметы
декорации.
Драматизируя сказку, ребёнок переводит образы воображения на язык
жестов, мимики и слов. То, что первоначально он только слышал, становится
его собственным достоянием: слово с действием, с образом [2, с.28]. Игра
драматизация завершает процесс восприятия сказки, придаёт ей новую форму.
Этапы работы воспитателя над драматизацией сказки:
1) чтение сказки и понимание слов, словосочетаний, предложений и
текста в целом;2) работа с действующими лицами по сценкам, сценарию и музыкой в
целом, монтаж спектакля;
3) работа по художественному оформлению, предметами бутафории,
костюмами; показ спектакля и его оценка.
Для драматизации лучше брать сказки, построенные на многократном
повторении одного и того же сюжетного элемента, либо по принципу
кумулятивности, т.е. накопления.
7) Беседы с персонажами сказки проводятся сразу после прочтения
сказок. До чтения готовят персонажей, с которыми будет проходить общение
ребят. Сказочные герои могут быть самыми различными: от кукол со всеми
присущими им атрибутами до вырезанных из картона.
Обычно в качестве персонажей, привлекаемых к беседе, выбираются
противоположные по своим нравственным качествам герои, например,
падчерица и мачехина дочь из русской народной сказки «Морозко» и т. п.
Герои выясняют отношение каждого ребенка к ним (кто больше понравился и
почему).
8) Экспериментирование с опорой на наглядные или идеальные модели.
Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где
время потекло в обратную сторону. «Почему это представляет опасность?
"Потому что мы будем уменьшаться, уменьшаться... И совсем исчезнем,
рассуждают дети. Что же делать, может быть, не помогать жителям острова,
а как можно скорее уплыть отсюда?" "Нет, помочь нужно", решают
четырехлетки. "Так, как же быть?" "А нужно успеть сделать все, как можно
быстрее, чтобы не успеть исчезнуть", догадываются дошкольники средней
группы [1, с. 45].
9) Сюжетноролевая игра по материалам сказки. Например, Белкамама
никак не может разобраться, сколько же еды грибов, яблок, орехов нужно
принести ее голодным бельчатам.10) Игра – путешествие, где содержание сказки выступает как некое
правило действия для участников игры. Например, можно выбраться из
лабиринта, если действовать в строгом соответствии с заданным
содержанием.
11) Отгадывание загадок, которые включены в сказку в форме
познавательных задач. Например, волшебник покажет дорогу, если герой
сказки вместе с детьми решит загадки.
12) Придумывание сказочных задач. (Приложение 1)
13) Рассказывание сказки, известной всей группе. Каждый участник
группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование
разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того,
какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Ведущий может
участвовать в рассказывании. Такая форма работы может быть использована в
работе с детьми от 5,56 лет. С детьми занятие можно начать так: «Вы стоите
у ворот Волшебной страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в
страну тех, кто не умеет рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако
приказ Короля — закон. Я должен проверить, умеете ли вы рассказывать
сказки, и доложить об этом Королю. Садитесь в кружок и расскажите мне
сказку «...» (например, «Колобок»). Это любимая сказка нашего Короля.
Рассказывать сказку будете так. Ты — начинаешь, рассказываешь немного
(лучше давать первое слово наиболее активному и раскрепощенному
ребенку), а потом ты — (другой) продолжаешь. Так каждый из вас должен
внимательно следить за тем, что рассказывают ваши друзья. И когда очередь
дойдет до вас вам нужно продолжить сказку. Последний — сказку
заканчивает». Дети по очереди рассказывают по 23 фразы (по кругу). Если
ктото затрудняется, Страж тихонечко помогает ему. Когда сказка
рассказана, Страж говорит: «Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно
пустить в нашу страну Рассказию. Заходите, вы можете сегодня немного
погулять по ней, а в следующий раз ктонибудь из наших жителей, а может исам король, расскажет вам удивительные сказки». Дети могут «погулять» по
Волшебной стране: послушать пение птиц, превращаться в животных,
плескаться в «воде».
14) Групповое придумывание сказки.
Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: «В некотором
царстве, в некотором государстве...»), следующий участник группы
присоединяет к сказанной фразе свою одну или две фразы (текст
предыдущего участника не повторяется), и так далее. Желательно, чтобы
групповая сказка сложилась не более чем за три круга (т. е. каждый участник
выступал в качестве сказочника не более 3 раз) и имела хороший конец.
15) Придумывание и рассказывание детьми «нарисованной» сказки.
Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти;
спокойная музыка.
Ведущий говорит: «Сегодня удивительный день. Сказочная страна дает
нам возможность стать волшебниками. Мы сами будем создавать Сказочную
страну, сами будем придумывать героев и сами будем сочинять те
удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем
волшебный лист бумаги, положим его на середину. Каждый из вас (каждый из
волшебников) поставит рядом с собой краски, кисти и воду. Теперь по
очереди, каждый понемногу, мы нарисуем Сказочную страну. Но сначала
закройте глаза и представьте себе ту Сказочную страну, которую вы будете
создавать на бумаге. Каждый из вас, конечно, представляет свою страну и,
когда каждый из нас нарисует кусочек своей страны, у нас получится
Настоящая Волшебная страна... А теперь открывайте глаза, и начинаем
рисовать». После того как Сказочная страна нарисована, есть два варианта
работы:
1. Начать придумывать всем вместе, по очереди, что было в этой стране,
что там происходит сейчас и что там будет происходить.2. Попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и
придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной Сказочной стране.
При работе со сказкой Н.Я. Большунова рекомендует:
развивая представления о величине, форме, расстоянии, времени,
опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что перцептивные действия
необходимо организовывать через действия детей с предметами, причём
действие должно быть соотнесено с точным словом и желательно жестом;
развивая представления о величине предъявлять детям не менее двух
объектов, готовить детей к соизмерению предметов при помощи условной
мерки. Например, зайчик помогает ежику подготовить все необходимое к
приходу гостей, и чтобы узнать, какой длины должна быть скамейка для трех
зайчиков, проверяет собой (усаживаясь три раза по длине скамейки),
достаточна ли она по длине;
развитие представлений об эталонных мерах длины при помощи
сказочных героев. Например, братья Сантиметры, взявшись за руки и тесно
"побратски" прижавшись друг к другу, образуют новую меру – дециметр;
для измерения объема использовать опыты. Например, дети вместе с
Ильей Муромцем соизмеряют объемы камней, опустив их в воду, и измеряя
объемы вытесненных ими жидкостей;
развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется
посредством обследования их свойств, проявляющих себя внутри сказочного
сюжета, либо создание проблемных ситуаций. Например, чтобы открыть дверь
в сказку нужно найти правильный ключ (соответствующий по сечению
отверстию замка). В результате организуется анализ геометрической фигуры и
выделение ее особенностей, а также выделение ее существенных сторон
посредством сравнения, сопоставления с другими формами;
1)
закрепление представлений о сенсорных эталонах после
чтения сказки с помощью рисования, конструирования, лепки;2)
восприятие времени сделать наблюдаемым для ребенка,
чтобы он мог посмотреть на время как бы со стороны, представить течение
времени. Например, введение в сказку персонажа волшебник Время.
Отбор содержания сказок основывается на педагогических принципах:
целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной
стороны, и системность, с другой;
культуросообразности, который основывается на ценностях
региональной, национальной и мировой культуры;
возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор
тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и
возрастом детей.
Занятия со сказкой состоят из трех этапов:
1. Организационный этап нацелен на формирование у детей
познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. На этом этапе
дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желания и
потребности других детей.
2. Практический этап, где дети применяют на практике ранее
полученные знания и умения и приобретают новые.
3. Заключительный этап. Цель осмысление детьми полученных знаний
и умений, т.е. осознание ими возможности использования приобретенных
знаний и умений в различных ситуациях.
Структура занятия со сказкой следующая:
1.Ритуал входа в сказку позволяет создать настрой на совместную
работу.
2. Повторение пройденного на предыдущем занятии, чтобы
актуализировать знания.
3. Расширение знаний, опыта. Знакомство с новой сказкой.
4. Закрепление приобретённых знаний с помощь игр, упражнений.
5. Интеграция полученного опыта с имеющимся опытом, знаниями.6. Резюмирование. Итог занятия.
7. Ритуал «выхода» из сказки, чтобы подготовить ребёнка к
взаимодействию в привычной социальной среде. ( Приложение 2)
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Программа,
осуществляется с помощью разнообразных программ.
реализуемая в дошкольном образовательном учреждении это программа
многогранного развития и воспитания ребенкадошкольника в различных
видах деятельности, в процессе которых и происходит сенсорное развитие.
Поэтому младшего дошкольника надо учить выделять некоторые особенности
предметов на основе обследования, сравнения, элементарного анализа.
Ребёнка среднего дошкольного возраста в процессе деятельности учить
выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях
(цвет, величину, форму); осуществлять выбор нужного предмета среди
нескольких и т.д. Для оценки результативности работы по сенсорному
развитию разработаны нормативами, перечислены уровни усвоения
программы.
Н.Я. Большунова отмечает, что проблема организации обучения
дошкольников, в том числе сенсорным эталонам, обследованию является в
настоящее время наиболее сложной для решения [1, с. 21]. Даже
дидактическая игра представляет собой вариант все той же нормативной,
отчужденной от смыслов жизни ребенка учебной деятельности. Обучение
строится на многообразном восприятии того или иного явления посредством
включения разнообразных анализаторов и разнообразных материалов. Н.Я.
Большунова развитие представлений о величине, о форме, отношений решает
с помощью сказки, заменяющей логику взрослого человека. Сказка выполняет
в мышлении ребенка особые функции:1) позволяет детям в особой метафорической форме формулировать
для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира
(о Добре и Зле, о Жизни и Смерти и т.д.);
2) решать проблему неопределенности (т.е. прогнозировать события,
строить собственное поведение на основе создания целостной
мифологической картины мира).
В сказках постоянно происходят разнообразные превращения времени и
пространства, что позволяет ребенку обнаружить их существование и
осознать свои взаимоотношения с ними [1, с. 26].
В программе Н.Я. Большуновой средствами сказки у детей
дошкольного возраста формируются сенсорные эталоны величины. Вводятся
понятия: длина, ширина, высота, толщина. Развитие представлений о форме
предметов. Развитие сенсорных эталонов круга, квадрата, треугольника, овала
и т.д.
Сенсорное развитие дошкольников необходимо развивать средствами
сказки, в стратегии диалога между детьми и взрослыми, детьми между собой.
Например, Тема: Развитие сенсорной рефлексии.
Метод: Игра.
Предметно игровая среда: пейзаж или бытовая сценка.
Ход занятия
1.
Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся
«внутри картины» на лужайке.
Беседа. Вариант 1.
2.
Расскажите, что вы чувствуете, видите;
почему именно эти чувства и переживания рождает картина.
Начать игру может взрослый, особенно это рекомендуется, если дети
испытывают затруднения, например, «Я чувствую, как пригревает солнышко.
Как ты думаешь, с какой стороны светит солнышко. Представь, как оно
пригревает твои щеки?»; «Я чувствую, как в лицо мне плещут холодныебрызги. Ты чувствуешь их на губах, какого они вкуса?» и т.д. «Я чувствую
тревогу (радость, грусть), а ты что чувствуешь, находясь внутри картины?
Почему?». Затем, учитывая возраст детей, можно рассказать им о картине,
художнике, о том, с помощью каких средств передает художник свои чувства
и переживания, обратив внимание детей на цвет, оттенки, формы и т.д.
Можно предложить детям описать настроение картины, какими
средствами оно достигается.
Затем попросите подумать, как можно было бы изменить настроение,
что изменить в картине, чтобы настроение стало другим.
Вариант 2. Ктолибо из детей рассказывает о том, что изображено на
картине, какие он чувства испытывает и почему, остальные дети должны
угадать, о какой картине (из нескольких предложенных) идет речь.
Вариант 3. Предложите детям поиграть в «ассоциации». Для младших
детей воспитатель задает простые и прямые вопросы: Как вы думаете, какое
время года изображено на картине, сейчас там холодно или тепло, влажно или
сухо, радостно, тоскливо или спокойно?
Детей старшего дошкольного возраста воспитатель может попросить
перечислить свои ощущения так, чтобы другие дети могли догадаться, о
какой картине идет речь (в этом случае детям на занятии предлагается ряд
картин, например, пейзажи). Возможен также вариант игры в «ассоциации»,
когда один из детей задает, например, вопросы о том, какого это вкуса, на
какую музыку похоже, это теплое или холодное и т.д. На основании ответов
одного или нескольких детей водящему необходимо определить, о какой
именно картине рассказывают дети.
3. Определить, какие музыкальные произведения лучше отражают
настроение картины. Для этого нужно дать детям возможность прослушать
несколько специально подобранных музыкальных произведений.4. На материале литературных произведений (стихотворений,
прозаических отрывков) определить, какие музыкальные произведения лучше
отражают настроение картины.
5. По памяти после внимательного рассматривания и путешествия в
картину составить детальный коллективный рассказ о том, что изображено на
ней, каково ее настроение, при помощи каких средств оно выражено.
6. Заново рассмотреть картину, отметить верно выделенные детали,
дополнить незамеченное, зафиксировать ошибки.
Занятие по теме: Развитие сенсорных эталонов формы и цвета.
Метод: Игра по мотивам сказки.
Предметноигровая среда: Следы на снегу, краски с кисточками (или
карандаши), письмо.
Ход занятия
1. Воспитатель показывает детям письмо.
Ребята, послушайте, что со мной сегодня случилось: я пришла в детский
сад раньше всех. Вдруг, вижу, лежит прямо около двери на полу конверт. А на
нем написано: «Ребятам». Открыла я конверт, а в нем записка. Прочесть?
Слушайте: « Здравствуйте, ребята. Сегодня мы принесли вам подарок. Но
подарок этот не простой. Его нужно отыскать. Сначала догадайтесь по следам,
кто мы. А потом по нашим следам отыщите дорогу к нашему подарку. Потом
догадайтесь, что это за подарок: он многоцветный красный, синий, голубой,
оранжевый, зеленый, фиолетовый, и еще черный и белый. Как вы думаете, что
это?
При назывании каждого цвета показывается соответствующий эталон.
Если найдете подарок, то и нам сможете сделать приятное. А как,
догадайтесь сами. До свидания. Всего вам доброго и удачи». Вот здесь и
подпись внизу. Смотрите, ребята, какая интересная подпись. «Подпись»
представляет собой отпечатки лапок, например, вороны, воробья и белочки.2.Беседа. Внимательно рассмотреть подпись вместе с детьми, обсудить
варианты, предоставляя всем желающим детям возможность высказаться, при
необходимости рассмотреть соответствующие книжки, рисунки. Как вы
думаете, ребята, кто это нам письмо прислал? Сколько их? Пожалуй,
действительно, это ворона, белочка и воробей, это их следы их «подпись». А
почему это, интересно, именно к нам письмо пришло от воробья, вороны и
белочки? Можно поговорить о том, что мы не обижаем их, кормим, жалеем,
поэтому им хочется с нами дружить. Можно послушать рассказы детей о том,
как они дома делали кормушки, о своих домашних животных.
3. Прогулка по следам. На прогулке по следам, заранее приготовленным
воспитателем, дети находят подарок (карандаши или краски). При этом
нужно еще раз проверить в соответствии с письмом (сопоставить сенсорные
эталоны цвета с цветами подарка), то ли нашли, что нужно. Как вы думаете,
какой мы подарок с помощью этих красок можем
приготовить? Нарисовать?
4. Обсуждение тематики рисунка, выполнение рисунка группой или
индивидуально. А как же мы отдадим свой подарок белочке и птичкам?
Положим его в это же место? И тогда они догадаются, что мы правильно
прочли их письмо и разгадали «секрет».
5. В группе дети по своему желанию рисуют подарки.
Таким образом, для сенсорного развития детей дошкольного возраста
существует множество приёмов работы с содержанием сказки, где предмет,
явление, действие обнаруживают свои вещественные и прагматические
свойства. Н.Я. Большунова отмечает, что в «сказке постоянно создаются
такие ситуации, когда разнообразные смыслы отношений предметов, явлений,
людей актуализируются, становятся значимыми для ребенка [1, с. 53].