Актуальность вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста связана с тем, что именно в дошкольном детстве закладываются основы для позитивного профессионального самоопределения личности в будущем. Современные тенденции в развитии дошкольного образования связаны с созданием условий для развития ребенка как субъекта отношений с сами собой, другими детьми, взрослыми и миром. Формирование субъектной позиции ребенка-дошкольника связано с использованием таких образовательных ресурсов, которые позволяют включить ребенка в активные виды деятельности, развивающие общие и допрофессиональные способности. Одним из таких средств, на наш взгляд, является лэпбук.
Лэпбук – (lapbook), или как его еще называют "тематическая папка", - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал .
- Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к составлению связных выступлений.
- Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
-Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствует творческой самореализации педагога.
К преимуществам лэпбуков можно отнести следующие:
- возможность использования в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей;
- направленность на решение не только образовательных, но и развивающих задач;
- реализация принципов вариативности и возможность дифференцировать игровые задания по уровню сложности и направленности;
-возможность использования как в индивидуальной, так и в совместной деятельности.
Использование лэпбуков в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
- формирование элементарных представлений о трудовых функциях людей, орудиях труда, инструментах и технике (занятых в профессии, отражаемой тематикой пособий);
- формирование позитивного отношения к труду, содействие осознанию общественной значимости результатов труда взрослых, необходимости и незаменимости каждой профессии;
- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- содействие развитию инициативности и самостоятельности ребенка в деятельности.
Рассмотрим возможности использования лэпбука для организации разных видов деятельности на примере пособия .
Таким образом, использование лэпбука как средства ранней профориентации дошкольников позволяет решать образовательные и развивающие задачи в комплексе, организовывать вариативные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.
Варианты игровых заданий
Раздел лэпбука, задачи |
Иллюстрация (при наличии) |
Варианты игровых заданий |
Виды детской деятельности |
Стихотворения о профессиях Расширять представления о группах профессий |
– |
В сборнике представлены стихотворения о профессиях: птичница, пастух, ветеринар, доярка |
Восприятие художественного текста (чтение) |
Дети на ферме закреплять представления детей о работе сотрудников на ферме |
– |
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» В конверте - фотографии для рассматривания. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и организуются ситуации устного общения (кто изображен на картинке? Где работает? (в каком помещении) Что делает?) |
Коммуникативная, познавательная |
Орудия труда Уточнять представление об орудиях труда и их функциональном назначении |
|
Коммуникативная ситуация «Кому что нужно для работы?» Детям предлагается назвать профессию, для выполнения трудовых функций в которой необходимы изображенные на рисунках орудия труда |
Коммуникативная |
«Кто где работает?» («карусель») уточнять представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место
|
|
Составить рассказ о профессии по иллюстрации Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и рассказать кто где работает (пастух, доярка, птичница - на ферме; Врач - ветеринар - в ветеринарной лечебнице) Найди по описанию Педагог дает характеристику профессии. Задача ребенка угадать и совместить изображение. |
Коммуникативная, игровая, познавательная
Возможна работа в паре или подгруппе |
Д/и Лото «Кому что нужно для работы?» расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.)
|
|
Настольно печатная игра состоит из больших и маленьких карточек. В игре могут участвовать одновременно четыре человека. Ведущий поочередно показывает маленькие карточки, а игроки выбирают свои и закрывают большую игровую карту. Тот, кто закрыл свою карту первым, является победителем.
|
Игровая, познавательная |
Польза от домашних животных Уточнять представления о домашних животных и пользе, которую они приносят людям |
– |
Педагог предлагает рассмотреть картинки и найти соответствие между иллюстрациями с изображением домашних животных и «продуктов», которые получает человек. Организуется коммуникативная ситуация |
Коммуникативная, познавательная |
Домашние животные и их детёныши / Домашние птицы и их детеныши Закрепить знания детей о домашних птицах, животных и их детенышах, правильно их называть
|
|
Альбом для рассматривания Вариант игрового задания: взрослый называет «маму», а ребенок – «детеныша»; Ребенок по картинкам называет пары слов – «мама – детеныши». |
Коммуникативная, игровая
Возможна работа в паре или подгруппе |
Отгадай загадку Развивать способность выделять основные признаки предметов (объектов); Стимулировать речевую активность |
– |
Взрослый предлагает отгадать загадки о животных или о профессиях на ферме. |
Коммуникативная, игровая Возможно внесение элементов соревнования |
Дыхательная гимнастика развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствовать правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков |
|
«Подуем на плечо» (тренажер для развития речевого дыхания). Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох (губы трубочкой). Голова прямо - вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза: Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Подуем на живот, Как трубка станет рот. Ну а теперь на солнышко И остановимся пока. Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять «Подуй на бабочку» Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно сдуваем бабочку с цветка «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. |
Двигательная |
Разрезные картинки Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей Стимулировать речевую активность, развивать связную речь |
|
1) За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку (тема «Профессии на ферме). 2) «Составь рассказ по картинкам» Ребенку предлагается составить описательный рассказ по картине |
Игровая Возможна работа в паре или подгруппе |
Дополнительный материал (оборотная сторона лэпбука) Стимулировать самостоятельную детскую деятельность
|
|
Карточки с заданиями можно использовать для организации совместной и самостоятельной детской деятельности: – Тактильные дорожки – Лабиринты – Шнуровка – Зашумленные изображения – Ребусы, загадки, викторины – Иллюстрации для раскрашивания |
Игровая, продуктивная, познавательная активность |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.