Возможности применения игрового набора «Разноцветные пуговицы» в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Возможности применения игрового набора «Разноцветные пуговицы» в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
05.04.2024
Возможности применения игрового набора «Разноцветные пуговицы»  в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности  у детей дошкольного возраста
Тезисы_Т. А. васильева.docx

Тезисы выступления

на IV Городских педагогических чтениях – 2024 им. В. И. Армянинова

«300 лет системе образования города Каменск - Уральского»

 

Возможности применения игрового набора «Разноцветные пуговицы»

в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности

у детей дошкольного возраста

 

Подготовила:

Т. А. Васильева, воспитатель

первой квалификационной категории

Детского сада № 10;

 

В современном мире, богатом техническими новинками, мы, педагоги перестали, обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица.  С точки зрения обучения дошкольников обычные пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Существует огромное множество игр с пуговицами. И все они разнообразны, имеют развивающий и обучающий эффект.   

Принимая во внимание вышесказанное, в нашем детском саду коллективом педагогов был разработан игровой набор «Разноцветные пуговицы», основным элементом которого стал набор разноцветных пуговиц разной величины и цвета с разным количеством отверстий. Игровой набор и методические рекомендации по его применению разработаны с целью создания условий для интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Задача нашего выступления – познакомить коллег с возможностями игрового набора «Разноцветные пуговицы» в части формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Проблема формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников является актуальной как для дошкольного образования, так и для начального общего образования, поскольку успешность обучения в школе определяется сформированностью важнейших базовых умений и навыков детей во всех областях образовательной деятельности. Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Дошкольное образование, как базис формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка с учетом требований ФГОС ДО, предусматривает формирование следующих предпосылок:математической и финансовой, социальной и коммуникативной грамотности; естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности.

Предлагаем Вашему вниманию несколько практических упражнений с применением игрового набора «Разноцветные пуговицы», направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Математическая грамотность- способность человекаопределять и понимать рольматематики в мире, в которомон живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоватьматематику так, чтобыудовлетворять в настоящем ибудущем потребности,присущие созидательному,заинтересованному имыслящему гражданину. В целях формирования предпосылок математической грамотностиу дошкольников, используя наполнение игрового набора «Разноцветные пуговицы», можно предложить дошкольникам сравнить пуговицы по величине и цвету, количеству отверстий (например, дидактическое упражнение «Найди такую же», «Разложи по величине», задания на сортировку пуговиц по определенному признаку).

Для закрепления навыков счета педагог может предложить детям следующее упражнение, для которого потребуется подготовить игральный кубик и набор пуговиц. Упражнение выполняется парами. Суть упражнения состоит в следующем: дети поочередно кидают игральный кубик, считают количество выпавших точек и помещают в общий контейнер столько пуговиц, сколько выпало точек на кубике. Игра продолжается до тех пор, покаконтейнер не будет заполнен полностью.Данноеупражнение дети могут выполнять в парах, на время или «кто быстрее?». Дети могут соревноваться парами.

Другой вариант игр предусматривает знания детьми цифр. Для выполнения упражнения педагогу понадобится игровое поле, разделенное пополам (на правое и левое), на котором изображены числа от 1 до 5. Педагог размещает вверхуигрового поля любые две пуговицы. Задача ребенка – обвести маркером на карточке все числа, обозначающие количество отверстий на пуговицах. При этом на правом поле обводим числа правой рукой, на левом – левой. Данное упражнение ребенок выполняет одновременно двумя руками.

Педагог может использовать пуговицы для осуществления количественного и порядкового счета, выполнения элементарных математических действий (сложение, вычитание, сравнение), решения и составление математических задач дошкольниками.

В целях формирования предпосылок финансовой грамотности можно предложить старшим дошкольникам сюжетно – ролевую игру «Детское кафе». На организационном этапе игры взрослый и дети договариваются о том, что в качестве денег будут использоваться пуговицы с разным количеством отверстий – это рубли. Для того, чтобы приблизить игровую ситуацию к реальности педагогу следует использовать в игре пуговицы с одним, двумя и пятью отверстиями, которые соотносятся с монетами – 1 рубль, 2 рубля и 5 рублей соответственно. Таким образом, все «финансовые» операции в игре осуществляются участниками с помощью пуговиц.

В рамках организации сюжетно – ролевой игры «Детское кафе» педагогу, осуществляющему руководство игрой, целесообразно разработать и включить в игру дидактические упражнения следующего типа. Например, стоимость пирожного в кафе составляет 4 рубля. Вопрос для участника игры – какими монетами ты произведешь оплату? Или участнику игры (ребенку) предлагают произвести оплату в размере 5 рублей, но не одной монетой, а несколькими.

Также можно предложить детям дидактическую игру «Накопи - КА», цель которой учить детей сравнивать количество монет. Для организации игры потребуется игровое поле, игральный кубик, кошельки на каждого ребенка и монеты. В качестве монет могут быть использованы пуговицы. В игре могут принять участие дети небольшими группами(до 3 детей). Содержание игры заключается в следующем. На игровом поле, в районе слова «Банк» располагаются монеты - пуговицы. Игрок бросает кубик и делает столько шагов, сколько выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой: +1, +2, +4, +5 - взять из «Банка» соответствующее количество монет; -1, -3 - вернуть в банк соответствующее количество монет. В игре побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество монет. Игру можно усложнить, предложив игрокам посчитать, сколько монет «на руках», а сколько осталось в банке.

В рамках формирования естественнонаучных представленийможно предложить дошкольникам сравнить пуговицы по величине различными способами, которые знают или придумывают дети; устроить соревнования «Чья пуговица укатиться дальше?» (пуговицы ставятся ребром); ответить на вопрос «Можно ли передвинуть пуговицу с помощью коктейльной трубочки?»; провести элементарные опыты «Легкая - тяжелая», «Тонет – не тонет», «Ломается – не ломается»; каким способом можно пришить пуговицу, какой из способов самый надежный.

Неотъемлемой частью в данном направлении является организация проектной деятельности и коллекционирование, которые позволят педагогу познакомить детей с историей появления пуговицы, узнать какие пуговицы существуют, чем они отличаются друг от друга, из каких материалов и как делали пуговицы и т. п.

Коммуникативная грамотность – это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться в стандартных коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме. Это знание законов, правил и приемов эффективной устной и письменной коммуникации. Таким образом, коммуникативная грамотность непосредственно связана с речевым развитием дошкольников.

В целях формирования предпосылок коммуникативной грамотности можно предложить детям сочинить совместную с педагогом сказку «Волшебные пуговицы».

Другое упражнение – «Подумай и скажи». Для организации данного упражнения педагог использует мешочек, в который заранее складывает пуговицы с различным количеством отверстий. Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек и вытянуть любую пуговицу, затем рассмотреть ее и сосчитать количество отверстий. Далее педагог предлагает ребенку вспомнить и назвать литературное произведение (сказку, рассказ, потешку и т. д.) в котором столько героев, сколько отверстий у пуговицы.

Можно применять пуговицы для моделирования литературных произведений. Например, после прочтения сказки «Репка» педагог предлагает ребенку рассмотреть пуговицы и выбрать ту, которая наиболее похожа на репку (дедку, бабку, внучку, жучку, кошку и мышку). Далее педагог предлагает ребенку объяснить свой выбор (почему ты выбрал именно эту пуговицу?) и разложить пуговицы в том порядке, в каком они встречаются в сказке. После педагог предлагает ребенку рассказать сказку, используя созданную модель.

Таким образом, мы считаем, что маленькие пуговицы обладают большими возможностями в обучении дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тезисы выступления на IV Городских педагогических чтениях – 2024 им

Тезисы выступления на IV Городских педагогических чтениях – 2024 им

Игра продолжается до тех пор, покаконтейнер не будет заполнен полностью

Игра продолжается до тех пор, покаконтейнер не будет заполнен полностью

В целях формирования предпосылок коммуникативной грамотности можно предложить детям сочинить совместную с педагогом сказку «Волшебные пуговицы»

В целях формирования предпосылок коммуникативной грамотности можно предложить детям сочинить совместную с педагогом сказку «Волшебные пуговицы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024