Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Оценка 4.7
Руководства для учителя
pptx
физика
10 кл—11 кл
19.01.2017
Презентация составлена по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы", где я участвовала и в сборнике есть моя статья "Приёмы разрешения противоречий на уроках физики"в разделе "Формирование компетенций в образовательных процессах". Речь идёт об универсальных компетенциях, применимых в различных ситуациях и необходимых для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей (образовательная, социальная, личностная, проектно-исследовательская) и способах их формирования на уроках старшего звена.Руководство по способам формирования универсальных компетенций на уроках в рамках ФГОС
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально –.pptx
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Возможности формирования ключевых,
базовых и профессионально –
профилированных компетенций на уроках
физики профильного уровня.
НЕЧАЕВА ЕЛЕНА
АНАТОЛЬЕВНА,учитель высшей
категории (по материалам
Всероссийской научно-
практической конференции
апрель2010г)
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Основные задачи.
• Развитие творческих способностей
учащихся, их личностного потенциала;
• Развитие ключевых, базовых и предметных
компетенций, обеспечивающих выпускнику
готовность к продолжению
профессионального образования и
дальнейшей успешной социализации
• Формирование системы представлений об
окружающем мире, ценностных
ориентаций;
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Ключевые
компетенции
универсальные компетенции,
применимые в различных ситуациях и
необходимые для успешной реализации
человеком всех основных жизненных
ролей: образовательная, социальная,
личностная, проектно-
исследовательская и др.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Составляющие ключевых
компетенций
• Информационная (получение, анализ,
обработка информации)
• Коммуникативная (готовность к любым
формам социальной коммуникации)
• Кооперативная (готовность к эффективному
взаимодействию и сотрудничеству с другими
людьми для достижения общих целей)
• Проблемная (готовность самостоятельно
выявлять, осмысливать, находить пути
решения проблемы, доводить его до конца,
публично представлять результаты)
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Особенности преподавания
физики в старшей школе
• -создают предпосылки для
развития основных составляющих
ключевых компетенций: круг
явлений, подробно изучавших в
основной школе, не излагается
заново, а осмысливается на новом
уровне, для чего предъявляется
крупным блоком и комментируется
с выделением главного и
существенного, уточнением,
углублением или расширением
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование мировоззрения – одно из основных
направлений формирования личностной
компетенции.
• Выбор мировоззрения должен быть свободным.
• Однако для этого нужны приобретение знаний и
опыта, длительные и серьёзные размышления,
определённая личностная зрелость.
• Что находится за наблюдаемой Вселенной?
• Существует ли предел в процессе перехода на более
глубокие уровни строения вещества?
• Как возник наш мир и почему он оказался
населённым такими разнообразными формами
жизни?
• Что есть разум и какова роль человека в
мироздании?
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Изменения в методологических подходах
физической науки к описанию окружающего
мира
• Пересмотр понятий пространства и времени в общей
теории относительности А.Эйнштейна;
• Выяснение вероятностной природы процессов в
термодинамических системах;
• Статистическое толкование II закона Термодинамики;
• Развитие квантовой теории и осознание
невозможности описания её объектов и явлений с
помощью привычных понятий и представлений;
• Всеобщее признание теории Большого взрыва,
которая в какой-то мере может считаться
доказательством Библейского учения о сотворении
мира.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Умение противостоять негативному
влиянию и выработать собственное
мировоззрение – одна из важнейших
задач формирования личностной
компетенции
• Если постоянно откладывать
принятие столь важных решений,
как выбор своего отношения к
главным вопросам бытия, то легко
поддаться ежедневной текучке и
превратиться в безвольное
существо, лишённое
мировоззрения.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование креативности – одно из
основных направлений формирования
личностной и социальной компетенций.
Творческие решения в момент
релаксации, рассеивания внимания, а
не в момент, когда внимание
сознательно концентрируется на
решение проблемы. (Терстоун)
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование креативности возможно
лишь в социально организованной среде.
• Условия проявления креативности
• Полное раскрепощение личности, раскованность
мышления
• Всякое отсутствие боязни совершить ошибку и
получить в свой адрес негативную оценку или
другую неадекватную реакцию
• Независимое поведение
• На уроке приветствуется
• Дисциплинированность
• Исполнительность
• Доверие к авторитетам
• Чёткое следование алгоритмам и формулировкам
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Цель: воспитывать у учащихся
уверенность в своих силах,
формировать отношение к
собственным ошибкам и заблуждениям
как к стимулу для дальнейшего
продвижения в процессе развития.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Пути решения
проблемы
• Создать на уроке атмосферу открытости,
необходимой для раскрепощения учащихся,
воспитывать уважение к любому, пусть даже и
неправильному мнению, поощрять активность,
нестандартность решений и самостоятельность
суждений.
• Делать упор на необходимой закономерности
познавательной ценности ошибочных суждений в
процессе познания окружающего мира, выяснять
причину ошибок, находить в них рациональное зерно
и строить дальнейший разговор по теме именно в
таком русле. При этом гарантировано общее
внимание и высокий интерес к затронутым вопросам.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Пути решения проблемы
• Выстраивать курс физики не только как историю
великих открытий, но и как историю великих
заблуждений, в котором каждый раз подчёркивается
неизбежность и большое методическое значение
ошибочных воззрений выдающихся учёных
(предпрофильные и элективные курсы как первый шаг
на этом пути).
• Проводить диагностику уровня напряжённости
учащихся на уроке и принимать меры, понижающий
этот уровень (посильное индивидуальное задание,
помогающее раскрыться ученику; предоставление
свободного выбора форм контроля знаний; поощрение
любого желания высказать свою точку зрения и т.д. )
•
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование исследовательской
компетенции
• Построение школьного курса физики в
соответствии с логикой научного познания, делая
акцент на экспериментальной основе физической
науки
• Выстраивание системы элективных курсов
физического профиля (10класс) и
предпрофильной подготовки (9класс)на основе
последовательного включения учащихся в
проектную и исследовательскую деятельность.
• Организация внеурочной учебно-
исследовательской работы учащихся.
•
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Организация учебно-исследовательской
работы учащихся
• «Вхождение». Позиция педагога –
руководство деятельностью подростка,
находящегося в статусе «новичка».
• «Учебно-тренировочный уровень». Позиция
педагога- помощь подростку как начинающему.
• «Совершенствование». Консультирование
обучающегося, находящегося в статусе
«коллега».
• «Предпрофессионально-творческий
уровень». И педагог, и выпускник в статусе
«партнёр».
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Общий подход к системе оценивания
уровней сформированности компетенции.
• Количественный метод оценки заключается в
следующем..
• В каждой компетенции выделяется определенное
число структурных единиц: знания, умения,
ценностные ориентации.
• Вводятся весомые коэффициенты, например: для
знаний – 1, для умений – 1.5, для качеств
личности – 2.
• Затем, суммируя все значения, умения, качества
личности с учетом весовых коэффициентов,
получаемых максимально возможный результат.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Качественный и количественный способы
оценки степени сформированности
проектно-исследовательской компетенции
учащихся.
• Критерии и уровни мотивации:
• Внешние мотивы.
• Внешние и появление внутренних мотивов.
• Внутренние мотивы.
•
• Критерии и уровни способа получения знаний.
• Знания, полученные из учебника.
• Знания, полученные из учебника и рекомендуемых
учителем источников.
• Знания, полученные из учебников и самостоятельно
подобранных источников.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Умения, их критерии и
уровни.
• 1.Формулировать цель:
• Учащийся использует готовую цель, предложенную учителем.
• Может сформулировать цель с помощью учителя или других
учеников.
• Формулировать цель самостоятельно.
• 2.Планировать деятельность:
• Планирует проектную деятельность совместно с учителем.
• Планирует проектную деятельность совместно с другими
• Планирует исследовательскую деятельность совместно или с
учениками.
другими учащимися.
• 3. Выдвигать и обосновывать гипотезу:
• Не умеет.
• Умеет с помощью учителя или с помощью других учеников.
• Умеет самостоятельно
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Умения, их критерии и
уровни.
• 4. Выполнить эксперимент.
• Выполняет эксперимент по предложенному плану, используя известные
приборы.
• 6.Осуществлять рефлексию.
• Не умеет.
• Умеет с помощью учителя.
• Умеет самостоятельно.
• Выполняет эксперимент по совместно разработанному плану с учителем,
самостоятельно конструирует установку.
• Самостоятельно планирует и самостоятельно выполняет эксперимент.
•
•
• 5.Представлять результаты:
• Предлагает результаты работы в виде доклада.
• Предлагает результаты работы в виде доклада с разработанной совместно с
учителем компьютерной презентации.
• Предлагает результаты работы в виде доклада, а также оценку результата.
Разрабатывает компьютерную презентацию самостоятельно.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Общий подход к системе оценивания
уровней сформированности компетенции.
• Выявление знаний, умений и качеств
личности осуществляется по специально
разработанным показателям и критериям в
ходе наблюдения за деятельностью
учащихся, беседы с ними, анкетирования,
тестирования и др. Для повышения
валидности данного метода одни и те же
составляющие компетенции следует
проверять в различных ситуациях и при
использовании большего числа вопросов и
заданий.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
уровней сформированности компетенции.
• Выделяются уровни
сформированности компетенции.
Общий подход к системе оценивания
• До 50% - низкий.
• 50-70% - удовлетворительный.
• 70-90% - достаточный.
• 90% - высокий.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Эколого-валеологическая компетенция как
составляющая социальной компетенции.
• Учащийся, обладающий эколого-валеологической
компетенцией, должен знать:
• 1) физические параметры окружающей среды (температуру,
влажность воздуха, атмосферное давление, ускорение
свободного падения и др.) и их нормы для комфортного
состояния человека;
• 2) виды загрязнений окружающей среды (химические,
физические, биологические, тепловые, шумовые) и их
влияния на человека;
• 3) физические характеристики и возможности человеческого
организма (температура тела, артериальное давление,
сопротивление тканей, развиваемая скорость, мощность и
др.) и способы их определения.
• 4) методы состояния оценки окружающей среды.
• 5) пути и методы защиты окружающей среды.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Учащийся, обладающий эколого-
валеологической компетенцией, должен:
• Уметь:
1.оценивать экологическую ситуацию
(владение методами)
2.определять физические характеристики и
возможности своего организма;
3.эффективно использовать ограниченные
ресурсы природы человеческого организма;
Иметь ценностные ориентации:
• Забота о собственном здоровье и здоровье
окружающих;
• Бережное отношение к окружающей природе.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Описывать физическое явление; задавать зависимость
величин, его характеризующих, табличным,
аналитическим или графическим способом;
• Проводить аналогии между разными физическими
явлениями;
Формируемые на уроках физики
предметные (профессионально-
профилированные)
компетенции
• Ставить цель и планировать эксперимент, подбирать
необходимое оборудование и грамотно использовать его;
• Правильно оценивать уровень сложности задачи и
уровень своей готовности к её решению;
• С помощью рисунка, схемы, диаграммы, графика
изображать заданную физическую ситуацию;
• Находить общие подходы к решению задач одного
класса, формулировать алгоритм решения, выбирать
наиболее оптимальный способ решения и др.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Разработка общей программы естественно-
математического
образования как основу формирования
базовых естественно-математических
• Формирование ключевых компетенций
компетенций
средствами межпредметной интеграции;
• Сопряжённое целеполагание к
различным предметам;
• Перечень межпредметных тем;
• Разработка интегрированных уроков;
• Организация учебно-исследовательской
и проектной деятельности учащихся по
смежным темам и пр.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Цель урока
• Краткая историческая справка о создании теории
дифференциального исчисления
• Производная в математике: производная функции, её
геометрический смысл; исследование функции с помощью
производной.
• Производная в физике
• Тренировочные задания по темам:
• Производная в описании равноускоренного движения
• Производная в описании механических и электромагнитных
колебаний.
• Использование производной для описания процессов в
План урока «производная в математике и
физике»
электрических цепях.
• Самоконтроль
• Решение задач повышенной сложности
• Итоги урока
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Вся деятельность учителя по
формированию ключевых
компетенций должна
сопровождаться постоянным
отслеживанием промежуточных
результатов и внесением
своевременных корректив в
организацию процесса
обучения.
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Литература
• Сергеев И.С., Блинов В.И. «Как реализовать
компетентностный подход на уроке и во внеурочной
деятельности». Практическое пособие. М.: АРКТИ 2007.-
132стр. (Школьное образование)
• Хуторский А.В. «Деятельность как содержание
образования»//Народное образование. -2003,№8
• Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» 3-е
издание –С-П: Питер,2007
• Матюшкин А.М., СнекД.А. «Одарённые и талантливые
дети»//Вопросы психологии. 1982.№4
• Богоявленская Д.Б. «Интеллектуальная активность как
проблема творчества»Ростов-на-Дону, 1983
• Хорст Зиверт. «Тестирование личности» -М: Инфра-М,
1998
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.