Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Оценка 4.7

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Оценка 4.7
Руководства для учителя
pptx
физика
10 кл—11 кл
19.01.2017
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Презентация составлена по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы", где я участвовала и в сборнике есть моя статья "Приёмы разрешения противоречий на уроках физики"в разделе "Формирование компетенций в образовательных процессах". Речь идёт об универсальных компетенциях, применимых в различных ситуациях и необходимых для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей (образовательная, социальная, личностная, проектно-исследовательская) и способах их формирования на уроках старшего звена.Руководство по способам формирования универсальных компетенций на уроках в рамках ФГОС
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально –.pptx

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня. НЕЧАЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,учитель высшей категории (по материалам Всероссийской научно- практической конференции апрель2010г)

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Основные задачи. • Развитие творческих способностей учащихся, их личностного потенциала; • Развитие ключевых, базовых и предметных компетенций, обеспечивающих выпускнику готовность к продолжению профессионального образования и дальнейшей успешной социализации • Формирование системы представлений об окружающем мире, ценностных ориентаций;

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Ключевые компетенции универсальные компетенции, применимые в различных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: образовательная, социальная, личностная, проектно- исследовательская и др.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Составляющие ключевых компетенций • Информационная (получение, анализ, обработка информации) • Коммуникативная (готовность к любым формам социальной коммуникации) • Кооперативная (готовность к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей) • Проблемная (готовность самостоятельно выявлять, осмысливать, находить пути решения проблемы, доводить его до конца, публично представлять результаты)

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Особенности преподавания физики в старшей школе • -создают предпосылки для развития основных составляющих ключевых компетенций: круг явлений, подробно изучавших в основной школе, не излагается заново, а осмысливается на новом уровне, для чего предъявляется крупным блоком и комментируется с выделением главного и существенного, уточнением, углублением или расширением

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование мировоззрения – одно из основных направлений формирования личностной компетенции. • Выбор мировоззрения должен быть свободным. • Однако для этого нужны приобретение знаний и опыта, длительные и серьёзные размышления, определённая личностная зрелость. • Что находится за наблюдаемой Вселенной? • Существует ли предел в процессе перехода на более глубокие уровни строения вещества? • Как возник наш мир и почему он оказался населённым такими разнообразными формами жизни? • Что есть разум и какова роль человека в мироздании?

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Изменения в методологических подходах физической науки к описанию окружающего мира • Пересмотр понятий пространства и времени в общей теории относительности А.Эйнштейна; • Выяснение вероятностной природы процессов в термодинамических системах; • Статистическое толкование II закона Термодинамики; • Развитие квантовой теории и осознание невозможности описания её объектов и явлений с помощью привычных понятий и представлений; • Всеобщее признание теории Большого взрыва, которая в какой-то мере может считаться доказательством Библейского учения о сотворении мира.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Умение противостоять негативному влиянию и выработать собственное мировоззрение – одна из важнейших задач формирования личностной компетенции • Если постоянно откладывать принятие столь важных решений, как выбор своего отношения к главным вопросам бытия, то легко поддаться ежедневной текучке и превратиться в безвольное существо, лишённое мировоззрения.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование креативности – одно из основных направлений формирования личностной и социальной компетенций. Творческие решения в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решение проблемы. (Терстоун)

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование креативности возможно лишь в социально организованной среде. • Условия проявления креативности • Полное раскрепощение личности, раскованность мышления • Всякое отсутствие боязни совершить ошибку и получить в свой адрес негативную оценку или другую неадекватную реакцию • Независимое поведение • На уроке приветствуется • Дисциплинированность • Исполнительность • Доверие к авторитетам • Чёткое следование алгоритмам и формулировкам

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Цель: воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, формировать отношение к собственным ошибкам и заблуждениям как к стимулу для дальнейшего продвижения в процессе развития.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Пути решения проблемы • Создать на уроке атмосферу открытости, необходимой для раскрепощения учащихся, воспитывать уважение к любому, пусть даже и неправильному мнению, поощрять активность, нестандартность решений и самостоятельность суждений. • Делать упор на необходимой закономерности познавательной ценности ошибочных суждений в процессе познания окружающего мира, выяснять причину ошибок, находить в них рациональное зерно и строить дальнейший разговор по теме именно в таком русле. При этом гарантировано общее внимание и высокий интерес к затронутым вопросам.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Пути решения проблемы • Выстраивать курс физики не только как историю великих открытий, но и как историю великих заблуждений, в котором каждый раз подчёркивается неизбежность и большое методическое значение ошибочных воззрений выдающихся учёных (предпрофильные и элективные курсы как первый шаг на этом пути). • Проводить диагностику уровня напряжённости учащихся на уроке и принимать меры, понижающий этот уровень (посильное индивидуальное задание, помогающее раскрыться ученику; предоставление свободного выбора форм контроля знаний; поощрение любого желания высказать свою точку зрения и т.д. ) •

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Формирование исследовательской компетенции • Построение школьного курса физики в соответствии с логикой научного познания, делая акцент на экспериментальной основе физической науки • Выстраивание системы элективных курсов физического профиля (10класс) и предпрофильной подготовки (9класс)на основе последовательного включения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. • Организация внеурочной учебно- исследовательской работы учащихся. •

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Организация учебно-исследовательской работы учащихся • «Вхождение». Позиция педагога – руководство деятельностью подростка, находящегося в статусе «новичка». • «Учебно-тренировочный уровень». Позиция педагога- помощь подростку как начинающему. • «Совершенствование». Консультирование обучающегося, находящегося в статусе «коллега». • «Предпрофессионально-творческий уровень». И педагог, и выпускник в статусе «партнёр».

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Общий подход к системе оценивания уровней сформированности компетенции. • Количественный метод оценки заключается в следующем..   • В каждой компетенции выделяется определенное число структурных единиц: знания, умения, ценностные ориентации. • Вводятся весомые коэффициенты, например: для знаний – 1, для умений – 1.5, для качеств личности – 2. • Затем, суммируя все значения, умения, качества личности с учетом весовых коэффициентов, получаемых максимально возможный результат.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Качественный и количественный способы оценки степени сформированности проектно-исследовательской компетенции учащихся. • Критерии и уровни мотивации: • Внешние мотивы. • Внешние и появление внутренних мотивов. • Внутренние мотивы. •   • Критерии и уровни способа получения знаний. • Знания, полученные из учебника. • Знания, полученные из учебника и рекомендуемых учителем источников. • Знания, полученные из учебников и самостоятельно подобранных источников.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Умения, их критерии и уровни. • 1.Формулировать цель: • Учащийся использует готовую цель, предложенную учителем. • Может сформулировать цель с помощью учителя или других учеников. • Формулировать цель самостоятельно. • 2.Планировать деятельность: • Планирует проектную деятельность совместно с учителем. • Планирует проектную деятельность совместно с другими • Планирует исследовательскую деятельность совместно или с учениками. другими учащимися. • 3. Выдвигать и обосновывать гипотезу: • Не умеет. • Умеет с помощью учителя или с помощью других учеников. • Умеет самостоятельно

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Умения, их критерии и уровни. • 4. Выполнить эксперимент. • Выполняет эксперимент по предложенному плану, используя известные приборы. • 6.Осуществлять рефлексию. • Не умеет. • Умеет с помощью учителя. • Умеет самостоятельно. • Выполняет эксперимент по совместно разработанному плану с учителем, самостоятельно конструирует установку. • Самостоятельно планирует и самостоятельно выполняет эксперимент. •   •   • 5.Представлять результаты: • Предлагает результаты работы в виде доклада. • Предлагает результаты работы в виде доклада с разработанной совместно с учителем компьютерной презентации. • Предлагает результаты работы в виде доклада, а также оценку результата. Разрабатывает компьютерную презентацию самостоятельно.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Общий подход к системе оценивания уровней сформированности компетенции. • Выявление знаний, умений и качеств личности осуществляется по специально разработанным показателям и критериям в ходе наблюдения за деятельностью учащихся, беседы с ними, анкетирования, тестирования и др. Для повышения валидности данного метода одни и те же составляющие компетенции следует проверять в различных ситуациях и при использовании большего числа вопросов и заданий.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
уровней сформированности компетенции. • Выделяются уровни сформированности компетенции. Общий подход к системе оценивания • До 50% - низкий. • 50-70% - удовлетворительный. • 70-90% - достаточный. • 90% - высокий.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Эколого-валеологическая компетенция как составляющая социальной компетенции. • Учащийся, обладающий эколого-валеологической компетенцией, должен знать: • 1) физические параметры окружающей среды (температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, ускорение свободного падения и др.) и их нормы для комфортного состояния человека; • 2) виды загрязнений окружающей среды (химические, физические, биологические, тепловые, шумовые) и их влияния на человека; • 3) физические характеристики и возможности человеческого организма (температура тела, артериальное давление, сопротивление тканей, развиваемая скорость, мощность и др.) и способы их определения. • 4) методы состояния оценки окружающей среды. • 5) пути и методы защиты окружающей среды.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Учащийся, обладающий эколого- валеологической компетенцией, должен: • Уметь: 1.оценивать экологическую ситуацию (владение методами) 2.определять физические характеристики и возможности своего организма; 3.эффективно использовать ограниченные ресурсы природы человеческого организма; Иметь ценностные ориентации: • Забота о собственном здоровье и здоровье окружающих; • Бережное отношение к окружающей природе.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Описывать физическое явление; задавать зависимость величин, его характеризующих, табличным, аналитическим или графическим способом; • Проводить аналогии между разными физическими явлениями; Формируемые на уроках физики предметные (профессионально- профилированные) компетенции • Ставить цель и планировать эксперимент, подбирать необходимое оборудование и грамотно использовать его; • Правильно оценивать уровень сложности задачи и уровень своей готовности к её решению; • С помощью рисунка, схемы, диаграммы, графика изображать заданную физическую ситуацию; • Находить общие подходы к решению задач одного класса, формулировать алгоритм решения, выбирать наиболее оптимальный способ решения и др.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Разработка общей программы естественно- математического образования как основу формирования базовых естественно-математических • Формирование ключевых компетенций компетенций средствами межпредметной интеграции; • Сопряжённое целеполагание к различным предметам; • Перечень межпредметных тем; • Разработка интегрированных уроков; • Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по смежным темам и пр.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Цель урока • Краткая историческая справка о создании теории дифференциального исчисления • Производная в математике: производная функции, её геометрический смысл; исследование функции с помощью производной. • Производная в физике • Тренировочные задания по темам: • Производная в описании равноускоренного движения • Производная в описании механических и электромагнитных колебаний. • Использование производной для описания процессов в План урока «производная в математике и физике» электрических цепях. • Самоконтроль • Решение задач повышенной сложности • Итоги урока

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
• Вся деятельность учителя по формированию ключевых компетенций должна сопровождаться постоянным отслеживанием промежуточных результатов и внесением своевременных корректив в организацию процесса обучения.

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня

Возможности формирования ключевых, базовых и профессионально – профилированных компетенций на уроках физики профильного уровня
Литература • Сергеев И.С., Блинов В.И. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности». Практическое пособие. М.: АРКТИ 2007.- 132стр. (Школьное образование) • Хуторский А.В. «Деятельность как содержание образования»//Народное образование. -2003,№8 • Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» 3-е издание –С-П: Питер,2007 • Матюшкин А.М., СнекД.А. «Одарённые и талантливые дети»//Вопросы психологии. 1982.№4 • Богоявленская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества»Ростов-на-Дону, 1983 • Хорст Зиверт. «Тестирование личности» -М: Инфра-М, 1998
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017