Возможности игровых приёмов для формирования коммуникативной компетенции.

  • Научные работы
  • docx
  • 04.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Иконка файла материала ИГРА.docx
Возможности   игровых   приёмов   для   формирования   коммуникативной компетенции. Игра  ­   это   вид   деятельности   в   условиях   ситуаций,   направленных   на воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в   котором   складывается   и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: ∙ целеполагания; ∙ планирования; ∙ реализации цели; ∙   анализа   результатов,   в   которых   личность   полностью   реализует   себя   как субъект. Мотивация   игровой   деятельности   обеспечивается   ее   добровольностью, возможностями   выбора   и   элементами   соревновательности,   удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В структуру игры как процесса входят: ∙ роли, взятые на себя играющими; ∙ игровые действия как средства реализации этих ролей; ∙   игровое   употребление   предметов,   то   есть   замещение   реальных   вещей игровыми, условными; ∙ реальные отношения между играющими; ∙ сюжет (содержание) ­ область действительности, условно воспроизводимая в игре. Большинство игр отличают следующие черты: ∙ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); ∙   творческий,   в   значительной   мере   импровизированный   активный   характер этой деятельности («поле творчества»); ∙   эмоциональная   приподнятость состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); ∙   наличие   прямых   или   косвенных   правил,   отражающих   содержание   игры, логическую и временную последовательность ее развития. Определить   основную   функцию   игры   достаточно   сложно.   По   мнению большинства   исследователей,   игры   выполняют   тренировочную   функцию   в онтогенезе   (точно   так   же,  как   и   безопасный   способ   освоения   какого­либо действия посредством игры среди животных). Исследователи     отмечает,   что   в   ходе   деятельности   ребенка   возникает противоречие   между   бурным   развитием   у   него   потребности   в   действии   с предметами,  с  одной   стороны,  и   развитием   осуществляющих   это   действие операций ­ с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и   соперничество,   деятельности,не   может   овладеть   теми   операциями,   которые   требуются   реальными предметными   условиями   данного   действия,   и   это   противоречие   может разрешиться у ребенка только в одном­единственном типе деятельности ­ в игре. Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни людей. Так, например, другие учёные считают, что основная функция интеллекта ­ это   создание   прогностических   моделей,   построение   возможных   вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с ними) ­ это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит   от   возраста,   просто   «порождение   моделей   мира»   взрослыми называется   иначе   ­   искусством,   философией.   И   чем   интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре. Игра  является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть   существо   играющее,   но   игра   его   имеет   большой   смысл.   Она   точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра  настолько   многофункциональна,   оригинальна,   уникальна,   ее   границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое­либо четкое, лаконичное определение,   наверное,   просто   невозможно.   Многие   объяснения   игры, которыми   располагает   наука,   неточные,   неполные,   а   иногда   и   просто неверные. Здесь приведены только некоторые мнения ученых по данной проблеме. Все точки   зрения   разнообразны   и   противоречивы.   Однако   большинство исследователей   сходятся   во   мнении,   что   в   жизни   людей   игра   выполняет следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков: ∙ функция социализации; ∙ функция межнациональной коммуникации; ∙   функция   самореализации   ребенка   в   игре   как   «полигоне   человеческой практики»; ∙ коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра ­ деятельность   коммуникативная,   позволяющая   ребенку   войти   в   реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций; ∙ диагностическая; ∙ терапевтическая; ∙ функция коррекции; ∙ развлекательная. Игра  по своей природе  очень  близка к  реальным  жизненным   ситуациям,  а иногда   и   неотделима   от   них.   Игра   –   это   многоплановое,   многоцелевое образование и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия.Кроме   того,   игра   выступает   всегда   в   двух   временных   измерениях:   в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой , игра направлена   в   будущее,   так   как   в   ней   моделируются   какие­то   жизненные ситуации,   либо   закрепляются   свойства,   качества,   состояния,   умения, способности,   необходимые   личности   для   выполнения   социальных, профессиональных, творческих функций. Превосходство   игры   над   другими   средствами   обучения   обнаруживается   в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время. Игра   дает   умение   ориентироваться   в   реальных   жизненных   ситуациях, проигрывая   их   неоднократно   в   своем   вымышленном   мире.   Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности. Вырабатывает активное   отношение   к   жизни   и   целеустремленность   в   выполнении поставленной цели. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной   самостоятельной   деятельности   и   предвидеть   ее   ближайшие результаты. Интерес   учащихся   к   занятиям   является   одним   из   условий   хорошей успеваемости.   Поэтому   очень   важно,   чтобы   урок   иностранного   языка   был интересным. Интересный урок ­ конечно, это подбор интересного материала с занимательным содержанием; и мастерство преподавателя, проявляющееся, прежде всего, в методах проведения занятий; это и проблема соотношения теории   и   практики;   и   темп   ведения   занятий.   Несомненно,   существует множество   других   факторов,   повышающих   интерес   учащихся   к   изучению иностранного   языка,   среди   которых   не   последнюю   роль   играют   игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам, особенно на младшем этапе обучения. На   начальном   этапе   изучения   языков   учащиеся   работают   с   большим интересом. Это объясняется тем, что, приступая к изучению языка, учащиеся представляют,   что   они   сразу   же   будут   на   нем   разговаривать.   Но   устные формы работы и напряженный темп в течение 40 минут утомляет учащихся, их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний урок) они перестают работать, что приводит к плохому запоминанию изучаемого на уроке языкового материала. В этом случае приходят на помощь игры. Игры обладают широкими обучающими возможностями. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, поскольку в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, и ребенка в особенности.Игра   в   процессе   обучения   иностранным   языкам   перестает   быть   просто забавным действом и становится делом серьезным. Возможности ребенка в игре: ∙ высказывание о себе (я); ∙ высказывание о другом ребенке (ты); ∙ высказывание о предметах, явлениях (мир); ∙ описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь); ∙ инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо); ∙ стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги). А   если   ребенок   при   этом   будет   говорить   на   английском   языке,   то   здесь скрыты   богатые   обучающие   возможности.   Дети,   однако,   над   этим   не задумываются. Для них игра ­ прежде всего увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, преподавателей иностранного языка. В игре все равны. Она   посильна   даже   слабым   ученикам.   Более   того,   слабый   по   языковой подготовке   ученик   может   стать   первым   в   игре:   находчивость   и сообразительность   здесь   порой   оказываются   более   важным,   чем   знание предмета. Чувство равенства, атмосфера уверенности и радости, ощущение посильности   заданий   ­   все   это   дает   возможность   ребятам   преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой   материал,   а   вместе   с   этим   возникает   чувство   удовлетворения   ­ «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Таким образом, основными приемами обучения учащихся (особенно младшего возраста)   иноязычному   общению   являются   игровые   приемы.   Все   это способствует выполнению таких методических задач, как: ∙ создание психологической готовности детей к речевому общению; ∙   обеспечение   естественной   необходимости   многократного   повторения языкового материала; ∙ тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности вообще. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли   к   такому   общению,   увлеклись   и   стали   вместе   с   учителем участниками одного процесса. Действительно, урок иностранного языка это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникающее благодаря общей   игровой   атмосфере   и   собственно   играм,   располагают   ребят   к серьезным разговорам, обсуждение любых реальных ситуаций. Игра   способствует   развитию   познавательной   активности   школьников   в изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, и овладение иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным. Занимательные,   игровые   элементы   позволяют   преодолеть   большинство трудностей,   связанных   с   условным   характером   иноязычного   общения   иусилить   положительное   воздействие   иностранных   языков   на   становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности. Процесс   обучения   иностранному   языку   в   начальной   школе   представляет собой   совместную   деятельность   учителя   и   детей.   Маленький   ребенок начинает   изучать   иностранный   язык   с   большой   жаждой   познания.   Задача учителя   ­   сделать   все   возможное,   чтобы   поддержать   интерес   ребенка,  его активность,   фасцинированность   (способность   удивляться   и   восхищаться). Учитель   должен   стать   речевым   партнером   ребенка,   его   помощником.   При этом основным средством оценки являются похвала и поощрение. Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как   методического   приема.   От   умения   построить   самостоятельные высказывания   с   опорой   на   образец   дети   постепенно   переходят   к самостоятельным   неподготовленным   высказываниям.   При   этом   следует помнить, что игровые ситуации не следует повторять. Каждая из них должна нести в себе определенный элемент новизны. Игры должны быть направлены на достижение игрового результата. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком в тех случаях, когда он может   быть   помощником.   При   этом   важно   приобщить   ребенка   к   понятию знакового   закона   или   правила.   Ребенок   должен   осознать,   что   любой   язык строится   по   своим   законам,   которые   необходимо   соблюдать,   чтобы высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата. Вывод: определим основные требования к организации игровой деятельности: ∙ доверительная и непринужденная атмосфера; ∙ совместная деятельность учителя и учащегося; ∙ игра должна строиться на известном и отработанном учениками материале; ∙   соблюдение   метода   от   простого   к   сложному,   как   то:   построение самостоятельных   высказываний   с   опорой   на   образец   с   переходом   на самостоятельные неподготовленные высказывания; ∙ осознанность происходящего со стороны учеников; ∙ присутствие элемента новизны в каждой игре; ∙ направленность на достижение игрового результата; ∙ коллективная работа учащихся над проблемой; ∙ соответствие игры нравственному воспитанию; ∙ поощрение и похвала каждого участника игры; ∙ обязательное подведение итогов игры.