Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Возможности игровых приёмов для формирования коммуникативной
компетенции.
Игра это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
∙ целеполагания;
∙ планирования;
∙ реализации цели;
∙ анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как
субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения
потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
∙ роли, взятые на себя играющими;
∙ игровые действия как средства реализации этих ролей;
∙ игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей
игровыми, условными;
∙ реальные отношения между играющими;
∙ сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимая в
игре.
Большинство игр отличают следующие черты:
∙ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от
результата (процедурное удовольствие);
∙ творческий, в значительной мере импровизированный активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
∙
эмоциональная приподнятость
состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
∙ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
Определить основную функцию игры достаточно сложно. По мнению
большинства исследователей, игры выполняют тренировочную функцию в
онтогенезе (точно так же, как и безопасный способ освоения какоголибо
действия посредством игры среди животных).
Исследователи отмечает, что в ходе деятельности ребенка возникает
противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с
предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие
операций с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на
лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и
соперничество,
деятельности,не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными
предметными условиями данного действия, и это противоречие может
разрешиться у ребенка только в одномединственном типе деятельности в
игре.
Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни людей.
Так, например, другие учёные считают, что основная функция интеллекта
это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов
будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с ними) это
одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не
зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми
называется иначе искусством, философией. И чем интеллектуальнее
человек, тем более он должен быть склонен к игре.
Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой
деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он
есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно
соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы,
которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы
настолько обширны и прозрачны, что дать ей какоелибо четкое, лаконичное
определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры,
которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто
неверные.
Здесь приведены только некоторые мнения ученых по данной проблеме. Все
точки зрения разнообразны и противоречивы. Однако большинство
исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет
следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков:
∙ функция социализации;
∙ функция межнациональной коммуникации;
∙ функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой
практики»;
∙ коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра
деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный
контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
∙ диагностическая;
∙ терапевтическая;
∙ функция коррекции;
∙ развлекательная.
Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а
иногда и неотделима от них. Игра – это многоплановое, многоцелевое
образование и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач
зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому
что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия.Кроме того, игра выступает всегда в двух временных измерениях: в
настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость,
служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой , игра
направлена в будущее, так как в ней моделируются какието жизненные
ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения,
способности,
необходимые личности для выполнения социальных,
профессиональных, творческих функций.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в
том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную,
групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому
обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно в своем вымышленном мире. Дает
психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности. Вырабатывает
активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении
поставленной цели.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения
нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,
своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы
собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.
Интерес учащихся к занятиям является одним из условий хорошей
успеваемости. Поэтому очень важно, чтобы урок иностранного языка был
интересным. Интересный урок конечно, это подбор интересного материала с
занимательным содержанием; и мастерство преподавателя, проявляющееся,
прежде всего, в методах проведения занятий; это и проблема соотношения
теории и практики; и темп ведения занятий. Несомненно, существует
множество других факторов, повышающих интерес учащихся к изучению
иностранного языка, среди которых не последнюю роль играют игровые
технологии в процессе обучения иностранным языкам, особенно на младшем
этапе обучения.
На начальном этапе изучения языков учащиеся работают с большим
интересом. Это объясняется тем, что, приступая к изучению языка, учащиеся
представляют, что они сразу же будут на нем разговаривать. Но устные
формы работы и напряженный темп в течение 40 минут утомляет учащихся,
их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний урок)
они перестают работать, что приводит к плохому запоминанию изучаемого на
уроке языкового материала. В этом случае приходят на помощь игры.
Игры обладают широкими обучающими возможностями. Многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования
игр в процессе обучения, поскольку в игре проявляются особенно полно и
порой неожиданно способности человека, и ребенка в особенности.Игра в процессе обучения иностранным языкам перестает быть просто
забавным действом и становится делом серьезным.
Возможности ребенка в игре:
∙ высказывание о себе (я);
∙ высказывание о другом ребенке (ты);
∙ высказывание о предметах, явлениях (мир);
∙ описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь);
∙ инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо);
∙ стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги).
А если ребенок при этом будет говорить на английском языке, то здесь
скрыты богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не
задумываются. Для них игра прежде всего увлекательное занятие. Этим она
и привлекает учителей, преподавателей иностранного языка. В игре все равны.
Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой
подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и
сообразительность здесь порой оказываются более важным, чем знание
предмета. Чувство равенства, атмосфера уверенности и радости, ощущение
посильности заданий все это дает возможность ребятам преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка
и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается
языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения
«оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким образом, основными приемами обучения учащихся (особенно младшего
возраста) иноязычному общению являются игровые приемы. Все это
способствует выполнению таких методических задач, как:
∙ создание психологической готовности детей к речевому общению;
∙ обеспечение естественной необходимости многократного повторения
языкового материала;
∙ тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является
подготовкой к ситуативной спонтанности вообще.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого
речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся
привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем
участниками одного процесса.
Действительно, урок иностранного языка это не только игра. Доверительность
и непринужденность общения учителя с учениками, возникающее благодаря
общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к
серьезным разговорам, обсуждение любых реальных ситуаций.
Игра способствует развитию познавательной активности школьников в
изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, и овладение
иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.
Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство
трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения иусилить положительное воздействие иностранных языков на становление
личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано
создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Процесс обучения иностранному языку в начальной школе представляет
собой совместную деятельность учителя и детей. Маленький ребенок
начинает изучать иностранный язык с большой жаждой познания. Задача
учителя сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его
активность, фасцинированность (способность удивляться и восхищаться).
Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При
этом основным средством оценки являются похвала и поощрение.
Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры
как методического приема. От умения построить самостоятельные
высказывания с опорой на образец дети постепенно переходят к
самостоятельным неподготовленным высказываниям. При этом следует
помнить, что игровые ситуации не следует повторять. Каждая из них должна
нести в себе определенный элемент новизны.
Игры должны быть направлены на достижение игрового результата.
Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с
использованием принципа аналогии с родным языком в тех случаях, когда он
может быть помощником. При этом важно приобщить ребенка к понятию
знакового закона или правила. Ребенок должен осознать, что любой язык
строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы
высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата.
Вывод: определим основные требования к организации игровой деятельности:
∙ доверительная и непринужденная атмосфера;
∙ совместная деятельность учителя и учащегося;
∙ игра должна строиться на известном и отработанном учениками материале;
∙ соблюдение метода от простого к сложному, как то: построение
самостоятельных высказываний с опорой на образец с переходом на
самостоятельные неподготовленные высказывания;
∙ осознанность происходящего со стороны учеников;
∙ присутствие элемента новизны в каждой игре;
∙ направленность на достижение игрового результата;
∙ коллективная работа учащихся над проблемой;
∙ соответствие игры нравственному воспитанию;
∙ поощрение и похвала каждого участника игры;
∙ обязательное подведение итогов игры.